Статья «Развитие мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста через обучение действиям с мячом»


«Развитие мелкой и общей моторики
детей дошкольного возраста через обучение действиям с мячом»








Среди множества игр особое место занимают игры с мячом. На протяжении многих столетий этот снаряд является предметом увлечения. Вряд ли найдется человек, который в детстве не упражнялся бы в бросании и ловле мяча. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют развитию общей двигательной активности.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии «ручной ловкости». Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. Упражнения с мячом имеют большое значение в воспитании «ручной ловкости».
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Овладение произвольными движениями, в частности, письмом, зависит от зрелости опорно – двигательного аппарата (Н.Т.Лебедева). Мячи, как средство развивающей, оздоровительной и коррекционной работы, специфически воздействуют на опорно – двигательный аппарат и на механизм равновесия, укрепляют мышечный корсет.
В своей работе с дошкольниками, на протяжении последних 7 лет, я использую авторскую технологию Смирновой А.И. «Школа мяча». «Школа мяча» - это комплекс упражнений по обучению действиям с мячом направленный на отработку действий в бросании, ловле и отбивании мяча. Наряду с совершенствованием физического развития ребенка данная технология направлена на развитие мелкой моторики руки.
Интерес к мячу дети проявляют уже в раннем возрасте, поэтому обучение «Школе мяча» я начинаю с 3-х летнего возраста. Так как длительное выполнение упражнений с мячом вызывает снижение интереса к данному заданию, в младших группах действия с мячом приближены к игровой ситуации. Задания даются в виде эмоционального рассказа: «Сильно прокати мяч так, чтобы он прибежал опять к тебе в ручки» (прокатывание мяча от стены), «Брось мяч об пол сильно, чтобы он сам прыгнул тебе прямо в ручки» (отбивание мяча об пол) и т. д.
Со старшими дошкольниками также используются игровые приемы, но приоритетными уже являются наглядные (картины, рисунки, схемы).
Все упражнения с мячом сводятся, главным образом, к тому, чтобы бросать мяч в различных направлениях и ловить различными способами. Давая ребенку мяч в руки, педагог должен придерживаться некоторых правил, которые должны быть соблюдаемы, чтобы быстрее достигнуть результата:
Во-первых, сначала необходимо научить детей бросать и ловить мяч, при этом обращать внимание на то, чтобы бросала одна рука, а туловище, голова и ноги оставались совершенно спокойны.
Во-вторых, необходимо следить за тем чтобы дети ловили мяч сначала обеими руками, но при этом мяч ловить необходимо только кистями рук; (маленькие дети обычно ловят мяч обхватывая его обеими руками и стараются прижать его к туловищу)
Затем необходимо научить ловить и каждой рукой отдельно, в этом главное участие принимают пальцы рук.
Когда ребенок уже научился бросать и ловить мяч, ему можно показать отбивание.
Все эти упражнения и называют «школой мяча», а каждое видоизменение называют «классом». Классы различают, сообразуясь с направлением. Выделяют три главных направления.
вертикальное: прямо вниз и прямо вверх;
косое направление вперед и вниз; вперед и вверх; назад и вниз: назад и вверх;
дугообразное направление: мяч, падая, описывает дугу.
Каждой возрастной группе соответствует определенное количество классов:
С детьми 4-5 лет – 8 классов;
5-6 лет – 10 классов;
6-7 – 12 классов.
Переходить в следующий класс можно лишь тогда, когда предыдущий класс был выполнен без ошибок и правой. и левой рукой.
Для каждой возрастной группы мной созданы двигательные центры «Школа мяча» с наличием опорных символов и достаточного количества мячей разных размеров (от 5см до 20см) и фактуры. Создание двигательных центров позволяет поддерживать интерес дошкольников к действиям с мячом. Все нарисованные движения для каждого класса и для общеразвивающих упражнений знакомы детям. Для ознакомления используются разные приемы, например, игры: «Я покажу, а вы найдите это упражнение на рисунках», «Найди отгадку», «Покажи, какое упражнение здесь нарисовано», «Найди упражнение по описанию», «Выполни сам упражнение, которое тебе нравиться», «Какое упражнение тебе трудно выполнить, но хочется научиться его делать правильно». Применение опорных символов обеспечивает правильное выполнение упражнений на основе самоконтроля, без надзора взрослых, формируя тем самым самостоятельность и активность детей.
Работу с карточками-схемами я провожу в виде игр, используя индивидуальную и групповую форму организации самостоятельной двигательной деятельности (СДД).
Все упражнения разной трудности: на одних карточках передано движение рук, на других – изменения в и.п. для ног. Применяются карточки, на которых представлены как простые направления движений (вперед, вверх, в стороны), так и сложные, разнообразные по структуре. Схемы, карты, используются не только при работе с мячом, но и при организации самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке. Казалось бы, что можно сделать на прогулке с кеглями? Всем нам знаком один традиционный способ – прокатить мяч и сбить их. Мы же на прогулке предлагаем ребятам с помощью вот таких технологических карт самостоятельно организовать разные виды движений.
Таким образом, работа с использование опорных символов способствует не только совершенствованию физических качеств, но позволяет формировать разные виды компетентностей, и в первую очередь технологическую. У наших воспитанников формируются
Умение планировать этапы своей деятельности;
Умение понимать и выполнять алгоритм действий;
Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
Умение организовывать свое рабочее место;
Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результата.

Целенаправленное обучение действиям с мячом разных размеров позволяет получить позитивные результаты:
Укрепляется не только мелкая моторика, но и улучшаются показатели общей физической подготовленности детей (диаграмма);
Широкое использование действий с мячом на прогулках усиливает эффективность учебно-воспитательного процесса по физической культуре;
Приобретенный опыт позволяет детям самостоятельно объединяться в игре со сверстниками и снять чрезмерную организованность образовательного процесса.

Г.А. Васильков говорил о том, что обучать детей действиям с мячом надо так же систематически, как учить говорить и писать.










































15