Урок окружающего мира Битва на Чудском озере
Урок окружающего мира 4 класс
Тема урока: Битва на Чудском озере
Цель урока: создать условия для знакомства с Ледовым побоищем как одной из героических страниц истории России.
Задачи урока:
1) познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;
2) развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи;
3) способствовать воспитанию у учащихся уважительное отношение к истории нашей Родины, прививать любовь, чувство гордости к истинным героям Отечества.
Оборудование:
1) ПК, мультимедийная установка;
2) презентация PowerPoint к уроку;
3) карточки с тестами;
4) карточки для парной работы;
5) видео-анимация «Ледовое побоище» (smotri.com)
6) учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой , часть 2
7) рабочая тетрадь «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, часть 2
8) альбомы для составления «кластера» (схемы);
9) карточки с вопросами для обсуждения видео-анимации;
10) словарь русского языка Ожегова;
11) листы для групповой работы.
Ход урока
Этап урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный
момент Начинаем урок окружающего мира. Актуализация знаний Карточки с тестами.
Презентация
-Какой раздел мы изучаем?
- Как вы думаете, почему люди воюют?
-Вспомнить изученные страницы истории нашей страны нам поможет тест. Возьмите белые листы с тестовыми заданиями. Подпишите их. Выполняйте.
Проверяем.
1. Половцы – это…
а) купцы б) кочевники в) ремесленники
2. В каком веке половцы вторглись на русскую землю?
а) в X в. б) в XIII в. в) в XI в.
3. Кто возглавлял русское войско в борьбе с половцами?
а) Владимир Мономах
б) Ярослав Мудрый
в) Александр Невский
4. В каком веке на Русь напали шведские рыцари?
а) в X в. б) в XIII в. в) в XI в.
5. Когда состоялось знаменитое сражение со шведскими рыцарями на Неве?
а) в 1113 г. б) в 1242г. в) в 1240 г.
6. Кто возглавлял русское войско в борьбе со шведскими рыцарями?
а) Владимир Мономах
б) Ярослав Мудрый
в) Александр Невский
- Как предлагаете оценить работы? За что поставим 5?
-За что поставим 4?
-За что поставим 3?
Оцените себя. Листочки передайте. Человек – защитник Отечества.
Чтобы присваивать новые земли, чтобы присваивать богатства, грабить, брать в плен людей.
Индивидуальная работа.
За 6 правильных ответов.
За 5-4 правильных ответа.
За 3 правильных ответа. Регулятивные действия:
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Знакомство с темой урока. Постановка учебной задачи. Презентация
Альбомы Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной героической страницей истории нашей страны, узнаем о героическом сражении русского народа.
Тема урока: Битва на Чудском озере.
Откройте альбомы и запишите тему в центре страницы.
Чтобы сформулировать учебные задачи урока, подумайте, о чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Значит, какова учебная задача нашего урока? -Когда состоялась эта битва?
-Где находится Чудское озеро?
- С кем сражалось русское войско?
- Кто возглавлял русское войско?
- Как завершилась эта битва?
Мы познакомимся с новой битвой, узнаем, когда она произошла, с кем воевали русские, кто руководил русским войском. Регулятивные действия:
Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
Основная часть.
Учебник,
стр. 136
Рабочая тетрадь, стр. 37
Презентация
Карточки с вопросами
видео-анимация «Ледовое побоище»
Презентация
(выключить проектор!!!)
Учебник,
стр. 137 На некоторые из поставленных вопросов нам поможет ответить текст нашего учебника.
Прочитайте 1 абзац. Выпишите кратко в «кластер» ответы, которые Вы нашли.
Откройте рабочую тетрадь. Найдите на карте Чудское озеро. Где оно расположено?
На контурной карте подпишите название озера и отметьте место сражения.
Хотите поподробнее узнать об этой битве?
Итак, шёл 13 век. После победы над шведами над Русью нависла новая опасность.
На территории современной Латвии и Эстонии у западных границ Руси в Ливонии немецкие рыцари образовали военную организацию, которую назвали Ливонский рыцарский орден.
-Как вы думаете, почему в истории немецких рыцарей называли крестоносцами?
Воспользовавшись тем, что Русь была ослаблена набегами монголо-татар и только что закончившимися сражениями со шведскими рыцарями, крестоносцы хотели захватить русские земли, а русский народ обратить в католическую веру.
Огромная опасность нависла над Русью. И вновь по призыву Александра Невского под знамёна собираются защитники Руси.
Александр Невский сумел собрать сильное войско – до 20 тыс. человек. Сначала русская рать освободила Псков, а затем Александр вывел войско к восточному берегу Чудского озера, чтобы на льду дать бой рыцарям. Героическое сражение с крестоносцами произошло 5 апреля 1242 года.
Сейчас я предлагаю послушать рассказ и посмотреть, как происходило это сражение. После просмотра, мы обсудим вопросы, которые напечатаны на голубых листах. Переверните их. Прочитайте про себя вопросы. Готовы слушать и смотреть?
Попробуем ответить на вопросы:
1. Как построили свои войска крестоносцы? Почему?
2. Как построил свои войска Александр Невский?
3. Какой замысел был у Александра Невского?
4. Почему Александр Невский решил дать бой немецким рыцарям именно на льду озера?
5.Как вы думаете, зачем своим воинам перед битвой Александр приказал снять кольчуги?
6. Почему в народную память это сражение
вошло как «Ледовое побоище»?
Чтобы понять значение слова «побоище», обратимся к Словарю русского языка»
Действительно, только крестоносцев на льду Чудского озера погибло около 10 тыс. человек.
На стр. 137. прочитайте задание.
1.Русь сражалась с немецкими рыцарями.
2. Битва состоялась весной 1242 года.
3. Русское войско возглавлял Александр Невский.
У западных границ Руси. Около города Пскова.
Практическая работа с картой.
Да.
Эти воины на доспехах и одежде носили изображение креста.
Просмотр видео-анимации
Крестоносцы построились пятиугольником или «свиньёй» впереди которой шла конница. Они хотели врезаться в русское войско, расчленить его и уничтожить.
Он расположил войска в виде треугольника, остриём упиравшегося в берег. Основные силы находились на флангах.
Когда войско крестоносцев прорвет центр русского войска, оно споткнётся об обозы. Тогда по основанию ударят основные силы с флангов.
Это был апрель. Ненадёжный весенний лёд не выдерживал тяжести закованных в латы крестоносцев. Многие из них утонули.
Что бы они были легче, не провалились под лёд.
Оно произошло на льду.
Читают: «Побоище – это битва с большим количеством жертв»
Объясните слова Александра Невского «Кто с мечом к нам придёт от меча и погибнет»
Объясняют. Познавательные действия (ОУД):
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные действия (ЛУД):
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
Личностные действия:
Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Регулятивные действия:
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные действия (ОУД):
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные действия (ОУД):
Отвечать на простые вопросы учителя, Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени.
Закрепление полученных знаний Карточки для парной работы -Какую учебную задачу мы поставили на сегодняшний урок?
-Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей?
Для проверки прочности ваших знаний я предлагаю провести в парах небольшое исследование.
Возьмите розовые листочки. Прочитайте задание.
Спросите, что непонятно.
Причина Дата сражения Место сражения С кем воевали русские Кто возглавлял русское войско Чем закончилось сражение
Невская битва Ледовое побоище Проверяем.
О каких исторических событиях вы вспоминали, выполняя это задание?
Попробуем, пользуясь вашими записями, сравнить эти битвы.
Что значит сравнить?
-Чем отличаются эти события?
-Чем похожи эти сражения?
Мы должны были познакомиться с новой битвой, узнать, когда она произошла, с кем воевали русские, кто руководил русским войском.
Да.
Заполните таблицу.
Работа в парах.
О Невской битве и о Ледовом побоище.
Выяснить, чем похожи и чем отличаются
1) Датой (год)
2)врагом
3)местом
1)Причина – защитить Родину.
2)Русское войско возглавлял Александр Невский.
3)Эти сражения закончились победой русского войска.
4) в 13 веке Познавательные действия (ЛУД):
Сравнивать объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
Коммуникативные действия:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Рефлексия (включить проектор)
Презентация
Подумайте, благодаря чему эти героические события России закончились победой русского войска?
Я предлагаю в группах выполнить творческое задание – составить синквейн об Александре Невском.
Задание понятно? Выполняйте.
Зачитайте, что у вас получилось.
Какие качества Александра Невского вы бы хотели воспитать у себя?
Память об Александре Невском навечно вошла в историю государства Российского.
1)В память о нём в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру.
2)В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи.
3)Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за личную отвагу.
4) Русская Православная церковь приписала Александра невского к лику святых как человека, отдавшего все свои силы и жизнь за сохранение русского народа и православную веру. А икона святого Александра Невского является покровителем всех воинов – защитников земли русской. Русские сражались за свою Родину.
Очень помогла мудрость и талант Александра Невского.
Работа в группах
Зачитывают.
Называют. Коммуникативные действия:
Учиться согласованно
работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);
Личностные действия:
Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
Домашнее задание Сегодня я предлагаю домашнее задание по выбору:
Найти и исправить ошибки в историческом тексте.
5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди войска находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.
Узнать, в каких городах установлены памятники Александру Невскому (можно сделать презентацию) и какое место нашего города связано с именем славного князя. Читают задания. Уточняют, как выполнять. Личностные действия:
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Урок окончен.