Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении.

Муниципальное учреждение
информационно-методический центр города Томска











Методическое пособие

Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении.

















Составитель и координатор
методист по коррекционному образованию
Савельева И.Г.

Разработчики материалов: Михеева Наталья Валерьевна, Кистенёва Римма Александровна,
Запольская Ольга Владимировнакоординатор - методист по коррекционному образованию
Савельева И.Г., 2011 год
координатор - методист по коррекционному образованию
Савельева И.Г., 2011 год
е тодист пРРРРРРРРРрннРРРРаганппппгныо кРРРРРРРРРРРРРРРРРащлщлащэызищлващоррекционному образованиюРРРРР
Савельева И.Г., 2011

Содержание:
13 LINK \l "введение" 141. Введение15
13 LINK \l "диагностика" 142. Диагностика нарушений письменной речи младших школьников15
13 LINK \l "методические" 143. Методические рекомендации по проведению контрольных работ по русскому языку15
13 LINK \l "дидактические" 144. Дидактические материалы15
13 LINK \l "первый" 141 класс15
13 LINK \l "второй" 142 класс15
13 LINK \l "третий" 143 класс15
13 LINK \l "четвёртый" 144 класс15
13 LINK \l "_5._Инструктивно-методическое_письмо" 145. Инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»15
13 LINK \l "заключение" 146. Заключение
1513 LINK \l "литература" 147. Литература15





























1. Введение

В последние годы мы всё чаще говорим о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики: в начальной школе 40% детей имеют стойкие трудности в обучения. Значит в классе каждый третий не верит в свои силы, не научился как следует читать и писать, не имеют шансов успешно закончить школу и получить достойную профессию. И проблема эта не только и не столько педагогическая, но и медицинская, психологическая, социальная.
В первую очередь с проблемами обучения ребёнка сталкивается учитель. Материал, представленный в данном пособии, призван решить проблему реализации индивидуального подхода в обучении ребёнка «группы риска» на этапе контроля знаний.
Как известно, базовым принципом коррекционного обучения является личностно – ориентированный подход, который предполагает:
- отказ от ориентации на среднего ученика, приоритет индивидуальных нужд и возможностей каждого ребёнка;
- признание и уважение саморазвития ребёнка, предоставление ему прав на собственную точку зрения, на ошибку или добросовестное заблуждение, на усвоение учебного материала в индивидуальном темпе;
- использование психолого – педагогического изучения детей, знание учителем предпосылок, обусловливающих трудности в учении или общении с окружающими, и умение смягчать или устранять их, не нанося ущерба достоинству ребёнка;
- прогнозирование развития и уровня обученности ученика и контроль по критерию относительной успешности (оценка себя нынешнего по сравнению с собой прежним).
Обучение младших школьников группы риска осуществляется на основе индивидуально – типологического подхода, где индивидуализация понимается, как право каждого ребёнка усваивать не весь объём учебного материала, который ему предъявляется, а только тот, который соответствует его возможностям, но не ниже образовательного минимума. Внедрение ФГОС также декларирует возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении, поэтому разработанные материалы могут служить инструментарием для осуществления индивидуального подхода к детям, испытывающим трудности в обучении.

Основные причины школьной неуспеваемости.

Одним из главных проявлений школьной дезадаптации является школьная неуспеваемость, которую определяют как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности. Выделяют 3 группы факторов, влияющих на возникновение школьной неуспеваемости.
Нейрофизиологические факторы:
- неравномерность развития психических функций, связанных с индивидуальными особенностями работы мозга ребёнка;
- неврологическая симптоматика, возникшая у ребёнка в результате проблем, которые были у матери во время беременности и родов, осложнений постнатального периода;
- отклонения в работе органов чувств (близорукость, дальнозоркость, тугоухость)
Педагогические факторы:
- стиль родительского воспитания (наиболее выраженные трудности обучения возникают у детей в результате педагогической запущенности – социальной незрелости личности ребёнка, вызванной недостатком социализирующих воздействий со стороны окружающих взрослых – чаще всего это просто безнадзорность с одной стороны и гиперопека с другой;
- характеристики школьной среды, к которым относятся количество учеников в классе, стиль общения педагога, программа, по которой ведётся обучение, и т.д.;
- пробелы в дошкольной подготовке, заключающиеся в несформированности представлений, необходимых для усвоения школьной программы (например, понятий «право – лево», знание цветов, форм и т.д.).
Психологические факторы:
- несформированность процессов саморегуляции (умения управлять умственной деятельностью, мобилизовывать процессы внимания, памяти, мышления);
- недостаточность мотивации (как правило, у отстающих школьников игровая мотивация преобладает над учебной);
Нарушения в сфере межличностных отношений (низкий уровень развития коммуникативных навыков, недоверие к окружающим, эгоцентризм и другие индивидуально – личностные особенности ребёнка не позволяют ему установить контакт и вести конструктивный диалог со сверстниками и учителями).
На практике все названные факторы могут сочетаться друг с другом.





2. Диагностика нарушений письменной речи младших школьников
( по методике И.Н.Садовниковой)

Проверка навыков письма по данной методике может проводиться на любом этапе обучения начальной школы. Но целесообразнее её использовать в 1 классе.

Основные задачи методики:
-выяснить степень овладения грамотой с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;
-выявить нарушения письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).
Обследование навыков письма по методике И.Н.Садовниковой представляет апробированный речевой материал, отвечающий следующим требованиям:
-речевой материал включает звуки всех фонетических групп;
-предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству;
- включает слова различной сложности слого-ритмической структуры.
Тактика обследования строится гибко – от актуального уровня развития ребёнка: если школьник может писать текстовый диктант – с него и следует начать. Если задание непосильно для ребёнка, необходимо перейти к списыванию текста, либо к диктанту слов, букв - для определения сформированных и нарушенных звеньев графо-лексической деятельности.
Учителя-логопеды и учителя начальной школы проводят данную работу два раза в год. Это позволяет проследить динамику формирования навыка письма, определить детей, которые испытывают трудности обучения русскому языку, спланировать коррекционную работу с данной группой обучающихся.

Дидактические задания для обследования письма.

Списать слова и предложения с рукописного текста.
Списать слова и предложения с печатного текста.
Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить
букву точкой):
а) строчные буквы:
п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й,ч,ё,ы,в,ж,ъ,х
б) прописные буквы:
Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е, Ж, Щ

Диктант слогов:
Ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази,
жнее, ащу, зню, лок, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор,
ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач.

Диктант слов различной структуры:
лыжи куст уснёт глазок
ключ щука утки природа
круги улица чищу сильный
жили бант шарф пружина
старушка аист крыльцо убрал
заснуть насмешка грач чтение

Записать после однократного прослушивания:
У ёлки пушистый зайчик.

Слуховой диктант.
1 класс
Клён.
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им
крошки хлеба и зёрна.
Кот.
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик
часто играл с котом. Они были друзья.
Идёт весна.
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках
надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт
весна.

2 класс
Птицы.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым
ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в
кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

3 класс
Ночью в лесу.
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к
деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом
тишина. Только ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой
ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

4 класс
Вечером в лесу.
Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо
лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу
постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по стволам деревьев.
Вот и верхушки потускнели. Повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают. В
лесу всё темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы.
На синем небе робко выступают первые звёздочки.

Дать подписи к предметным картинкам (слова); к сюжетным картинкам (предложения).
Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2 – 4 классов).
Работа проводится в два этапа. На одном уроке дети пишут буквы, слоги, слова различной слоговой структуры, а на другом – слуховой диктант.

Ниже приведены образцы заданий, которые предлагались учителем-логопедом для проверки сформированности навыков письма первоклассников, обучающихся по разным учебно- методическим комплектам (обучающиеся первых классов во второй четверти осваивают написание букв, слогов, обучаясь по разным УМК).
Предлагаем для ознакомления алгоритм заданий для обследования письма, апробированных в первых классах

Реализация методики И.Н. Садовниковой по обследованию сформированности навыка письма у первоклассников (декабрь)

Задания (УМК «Школа России»)
Записать под диктовку строчные буквы ( в случае забывания обозначить букву точкой):
а) строчные буквы
п, и, т, м, з, е, д, у, б, ы в
б) прописные буквы
З, Д, Р, Н, К, У, Е, Т, П, Л, В, М
Диктант слогов
Ас, мо, осе, лы, ри, але, са, бапо, лери, лор, пла, кро,аст, плу, арк, сми, кра, астка, вздро, крет
Диктант слов различной структуры
Заснут, куст, улитка, бант, аист, уснёт, утки, природа, убрал
Слуховой диктант
У Димы был кот. Звали котика Тимка. Дима и котик ловили рыбу.

Проверка сформированности навыка письма первоклассников
Задания (Система Занкова)
Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):
а) строчные буквы:
и, м, э, г, л, д, у, б, с, ы, в, н, р, а, о
б) заглавные буквы:
Г, Д, Р, Н, У, Л, В, М, Б, С, И, А, Э, О
Диктант слогов:
Ас, мо, ос, лы, ри, алы, са, бапо, добу, лури, лор, гла, сро, нас, глу, арм, сми, дра, гро, аска, глор, дро.
Диктант слов различной структуры.
Друг, груда, банан, рис, бусы, усни, рана, сдам, сила, убрал, луна, горы, дом.

Слуховой диктант.
У дома росли дубы. Лиса Мила собрала грибы. Она рада.

Примечание: выделенные слова проговорить орфографически или выписать на доску.
Проверка навыков письма обучающихся 1 – х классов (апрель).
Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):
а) строчные буквы:
п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х;
б) прописные буквы:
Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.
2. Диктант слогов:
Ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жнее, ащу, зню, лок, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач.

Диктант слов различной структуры
Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука, улица,
бант, аист, насмешка, уснёт, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо, глазок, природа, сильный, пружина, убрал, чтение.
Слуховой диктант.

Идёт весна.
Вот и весна. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Скоро прилетят птицы.

3. Методические рекомендации по проведению контрольных работ по русскому языку

Систематический учёт знаний, умений и навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса. Существуют обучающие и контролирующие формы проверки усвоения знаний, умений и навыков. Обучающие формы проверки помогают проследить за формированием навыков и усвоением знаний. Например: предупредительные, объяснительные, творческие диктанты, письмо по памяти, списывание текста с лакунами (пропусками), зрительные и слуховые диктанты. Текущие и итоговые работы проводятся в целях замера базовых результатов обучения. Принцип проведения итоговых контрольных работ состоит в том, что они не должны завышать или занижать программные требования. Требования должны соответствовать возможностям ребёнка. В течение каждого учебного года текущие контрольные работы проводятся по окончании изучения ключевых тем. Итоговые работы проводятся пять раз в году: входные, четвертные и годовые.
На каждом этапе проведения контрольных срезов педагогу важно знать возможности каждого ученика в овладении навыками письменной речи. Отсутствие представления педагога о состоянии сформированности навыков письма у каждого ученика, а также у ученического коллектива в целом, тормозит дальнейшее освоение программного материала по русскому языку.
Известно, что дети с нарушением речевых процессов с первого класса отстают в овладении навыка письма, усвоении и применении на письме правил орфографии. Поэтому необходимо начинать работу по предупреждению нарушений письма с первого класса. Особенностью работы с детьми, имеющими наоушения письма, является:
индивидуальный подход к каждому ученику;
использование на уроке упражнений на развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;
отработка чёткой артикуляции звука и формирование правильного образа буквы;
подбор дидактического материала и упражнений по анализу, синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.
Для успешного результата проверочных работ с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, проводится пропедевтическая работа по преодолению трудностей в виде разнообразных коротких заданий:
Дописывание слов;
Списывание слов по определённому заданию;
Выписывание слов с определённым заданием;
Письмо с опорой на разрезную азбуку;
Списывание с подчёркиванием букв, слогов или слов;
Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов;
Письмо на слух;
На начальном этапе обучения письму на слух работа проводится по следующему алгоритму :
Сосчитать, сколько в предложении слов и составить графическую схему предложения.
Разделить слова на слоги.
Сосчитать количество звуков в каждом слоге, обозначая графически каждый звук.
Данный алгоритм позволяет поэтапно сформировать осознанность процессов письма. Анализ предложения, слова, слога, звука проводится с использованием графических моделей, схем, подкрепляя слуховое восприятие наглядностью.
Для детей с частичным нарушением оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию, проводится пропедевтическая работа:
Вырезывание из бумаги смешиваемых письменных букв и сравнение их начертания.
Списывание и обведение смешиваемых букв разными цветными карандашами.
Выписывание из текста слов со смешиваемыми буквами в разные столбики.
Списывание и подчёркивание смешиваемых букв разными цветными карандашами.
Подписи под картинками, в названии которых имеются смешиваемые буквы.
Вписывание этих букв в деформированный текст.
Письмо небольших рассказов, насыщенных смешиваемыми буквами, под диктовку.

Специфика каждого вида контрольной работы требует особой методики её проведения. Каждый вид проводится в письменной форме.Проводя контрольное списывание, учитель готовит текст для каждого ученика. Рекомендуемые параметры текста: шрифт Times New Roman или Arial , высота 14, межстрочный интервал – одинарный и выравнивание по ширине.
Можно проводить контрольное списывание в традиционной форме. Сначала учитель читает текст сам, а ученики следят по тексту. Затем текст читается «хором» с учителем. Далее учащиеся осмысливают написанный текст: находят начало и конец каждого предложения, обнаруживают « трудные места» (орфограммы). Учитель напоминает детям, что списывать текст надо не по отдельным словам, а предложениями, диктуя себе по слогам. После этого текст списывается и проверяется детьми.
Для детей с нарушением письма предлагается текст с пропусками орфограмм, вариативностью выбора букв, слогов и прочими заданиями. Диктант является таким видом работы, при котором учитель диктует текст, а учащиеся записывают его на основе сложившегося навыка письма. При проведении контроля детям на этапе первичного чтения учителем даётся текст диктанта для прочтения и осмысления. Дети слушают текст и воспринимают содержание. Затем текст читается учителем по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. Правописание орфограмм и слов, ранее не изученных, учитель чётко проговаривает вслух во время диктовки (орфографическое чтение), выписывает эти слова на доске, выделяя «трудные» буквы. После записи текста учитель читает его целиком, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети следят по тетрадям, проверяя написанный текст с карандашом в руках, исправляя ошибки. Педагог во время самопроверки делает установку: ошибки, исправленные самостоятельно, не будут влиять на отметку за выполненную работу.

Методика проведения некоторых видов диктантов
1.Предупредительный
Учитель читает предложение (или предложения), дети находят в словах орфограммы, обосновывают их написание, затем предложение записывается под диктовку. Перед записью ученики могут задать учителю вопрос относительно написания трудного для них слова в предложении. В процессе коллективного обсуждения выясняется правописание этого слова. Данный вид диктанта используют на начальном этапе закрепления написания слов по изученному правилу.
2.Зрительный
Текст для написания предъявляется ученикам зрительно. Ученики читают текст, проводят под руководством учителя лексико – орфографический разбор. Затем текст закрывается, ученики записывают его под диктовку учителя. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Очень важно не перегружать текст по объёму и ориентироваться на индивидуальные особенности класса.
3.Объяснительный

Текст записывается учениками без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Обоснование написания слов с изученными орфограммами проводится после записи. Перед записью возможно повторение правил, применение которых необходимо при написании встретившихся в тексте слов. Объяснительный диктант проводится в том случае, когда ученики достаточно усвоили написание тех или иных орфограмм и могут самостоятельно обосновывать их написание в практике письма.
4.Проверочный (контрольный)
Учитель читает текст. Затем выясняется понимание содержания текста, лексическое значение непонятных слов. Каждое предложение читается трижды: первый раз - дети слушают и воспринимают, второй раз - учитель читает текст по смысловым фразам, а ученики их записывают, третий раз - читается предложение для самопроверки. В конце работы учитель читает текст полностью, делая паузы между предложениями. Дети проверяют написанный текст. Слова на неизученные правила правописания учитель орфографически проговаривает и выписывает на доске.
5. Слуховой диктант со зрительной опорой (текст с лакунами)
Лакуна в лингвистике означает пробел, пропуск в тексте.
В 2010-2011 учебном году педагогами начальных классов города Томска проведено исследование по внедрению в практику проведения контрольных диктантов со зрительной опорой. Количество детей с проблемами усвоения учебного материала по русскому языку, включенных в наше исследование, составляло 45 человек.
В ходе исследования учащиеся данной категории выполняли диктанты в двух вариантах: слуховой диктант и слуховой диктант со зрительной опорой, имея на парте тексты диктантов с лакунами (в текстах были пропущены буквы на изученные орфограммы).
Результаты мониторинга работ показывают, что учащиеся при написании текста со зрительной опорой (тексты с лакунами) допускают значительно меньше ошибок, чем при написании слуховых диктантов (см. представленные диаграммы и таблицу).
4. Дидактические материалы по проведению контрольных работ по русскому языку
Тексты диктантов апробированы учителями начальных классов

Первый класс

2 четверть
Добавить слоги, записать слова.
СА ВОЛ СЛИ КО
Написать под диктовку слова:
КРАСКИ ВИШНЯ ПАРТА
Составить схему предложения.
Дети идут в школу.

Котята.

У нас живут котята. Они малы и милы. Котята любят играть.
Норка.

Вот ёлка. У ёлки норка. Там живёт ёжик.

Осень.

Редко светит солнце. Стоят холодные дни. Злой ветер срывает листву.


3 четверть


Разделить на слоги слово ЧИТАЛА
Записать под диктовку: СОЛЬ, ЮЛА, РЕПА, МАЙКА, ЛЕНТА.

Анюта.
Дедушка Петя стал старый. Внучка любит деда. Аня читала деду газету. Ей семь лет.
(15 слов)
Торт.
Наташа живёт в новом доме. Тётя Даша купила торт. Красив торт. К столу бежит кот Тимоха. Вкусно пахнет у стола.



4 четверть

На лужайке.
Лучи солнышка залили лужайку. Рядом рос частый ельник. Кругом тишина. Только собака Жучка ворон пугает. Вороны сели на ель. (21 слово)

Итоговые работы

Кот и пёс.
Пёс Шарик спрятался под крыльцо. Он испугался удара грома. А кот Мурзик спал в кресле и жмурился.


Тематические проверочные работы
1класс
Тема: Обозначение на письме твердых и мягких согласных звуков буквами
Диктант 1
Тёплый ден(?). На крыл(?)це спит кот (В,в)ас..ка. Под кустом тен.. . Там с..бака (Ж,ж)учка грызёт кост...
Диктант 2
Зимой за окном метёт пурга. Дома тепло. Светит л..стра. Л..ва читает книгу. А его сестра Л(у,ю)ся в(я,а)жжет.
Тема: Правописания гласных после шипящих
Диктант 1
У леса реч(?)ка. Над водой чйки. Они ищт пищ У реки камыш Там жвут уж В траве пищт птич(?)ки. Малыш поймали щку и лещ
Диктант 2
Ребята принесли ежка. Ежк бежт и шуршт бумагой. Малыш играют с ежком.
Диктант 3
У (С,с)аш и (М,м)иш хорошй улов. Они поймали щку и лещ На ужн у нас чдесная уха.
Тема: Мягкий знак – показатель мягкости. Слова с сочетаниями ЧК-ЧН.
Диктант 1
Тучка.
По небу плывет туч(?)ка. Скоро начнет капат(?) дожд(?). Громко чирикают птич(?)ки. Пищт птенчики. Лисич(?)ка спешит в нору. У нее отлич(?)ная нора под елоч(?)кой.
Диктант 2
Игор(?) проводит июн(?) на даче. Стоят хороше ден(?)ки. Игор(?) пишет пис(?)мо маме. Потом мал(?)чик беж..т гулят(?).
Тема: Заглавная буква в словах
Диктант 1
(Ю,ю)ра (Ш,ш)кин идет на луг. Там крова (М,м)илка и коза (З,з)орька. Они щиплют траву.
Диктант 2
Под столом спит овчрка (В,в)ета. На диване лежт кот (П,п)ушок. В кресле скучет кошка (М,м)урка.
Тема: Парная согласная на конце слов
Диктант 1
Вот лу(к/г). На лугу ма(к/г). Он красив. Около луга пру (д/т). Как хорош пру(д/т)! Левый бере (г/к)крут. Там много и(ф/в).
Диктант 2
Олег ловил рыбу. Зашуршал камы(ш/ж). На бере(г/к) выполз у(ж/ш). Как он хорош! У(ж/ш) уполз в куст. Олег ра(д/т). Он напишет про ужа расска(з/с).


Итоговые диктанты
Диктант 1
У (К,к)оли жвет пушстый хомяк (Р,р)ус(?)ка. Мал(?)чик чсто дает ему свежй корм. Хомяк умеет шпеть и пищть.
Диктант 2
В ел(?)нике жвут еж.. и уж Я чсто ищ там грибы. Вот бежт ежк. Он шпит и спешт в чщу.
Диктант 3
Летом (Л,л)юда (Ч,ч)аплина гостила у бабушки. Бабушка (В,в)аря жвёт в селе (С,с)основка. Рядом течет реч(?)ка (Я,я). Утром девоч(?)ка выгоняла крову (З,з)орьку на лу(г/к). Следом бежали с.бака (П,п)альма и щенок (Ч,ч)апик.

Второй класс

Входные контрольные работы


Списывание
Осень.
Пришла хмурая осень. Часто идут дожди. Кругом лужи и грязь. Люди надели пальто и шапки. Малыши играют дома. Рыжий кот Васька спит на полу. (25 слов)

Диктант
Лужайка
Лучи солнышка залили лужайку. Рядом рос частый ельник. Кругом тишина. Только собака Жучка ворон пугает. Вороны сели на ель. (19 слов)
Определение границ предложения
Галки
В саду рос клён. На ветку сели галки жаль птиц Леня сыпал зёрна галки клюют корм. (16 слов)

I четверть

Списывание
В роще
Наступила осень. Юра и максим идут в рощу. Рядом бежит собака Жучка. Под кустом шуршит ёжик. Белочка грызёт шишки. В них вкусные семена. Это пища для птиц. (27 слов)

Диктант
Кот
Жил кот. Звали его Мурзик. Был он жирный, хвост пушистый. Кот умел хорошо ловить мышей. Чуть зашуршит в углу мышка – Мурзик уже там. Чует он добычу. (27 слов)
Определение границ предложения
Радость
Прошла осень листья с деревьев облетели трава высохла земля стала замерзать ночью лужи затянулись льдом кругом тишина закружились в воздухе первые снежинки ребята с радостью побежали во двор дети были рады приходу зимы.(34 слова)

II четверть

Списывание
В лесу
Пушистый снег укрыл зимний лес. Алёша и Павел идут в чащу на звук дятла. Там старая ель. Пёстрый дятел стучит по стволу. Под елью лежат шишки. В них вкусные семена. Это пища для птиц.(34 слова)




Диктант
Друзья
Ребята города Москвы любят ходить в парк. У Андрюши Петрова есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка. Мальчик принёс корм и постучал по сосне. Яшка спустился, взял орехи и скрылся в дупле. (34 слова)


Определение границ предложения
Рябка
Мы жили на берегу реки у нас была новая лодка я часто бегал на речку удить
рыбу у дома стояла будка там жила собака Рябка мы любили её первая рыбка была для Рябки собачка сторожила дом она была хорошим другом. (41 слово)
III четверть

Списывание
Летом на даче
Дачный посёлок стоит в лесу. Прошлым летом в лесной глуши Анна и Илья нашли большой белый гриб. За лесом луг и речка Быстринка.
На участке растут дуб и две берёзки. В сухих листьях под деревьями живут ежи. (37 слов)


Диктант
Мой край
Я люблю своё село Ильинка. Чудесная роща стоит за нашим селом. Как хороша она весной! Вот лопнули пахучие почки. Мелкие чистые листочки усыпали все ветки. Роща покрылась зелёным пушком. Весело свищут синицы. Они долго ждали этой поры. (39 слов)


Определение границ предложения
Весной
С юга летели грачи и скворцы проснулись пчёлы в ульях и зажужжали поля и луга стоят голые все ждут света и тепла ручьи понесли мутную воду к реке Быстрянка у реки плот и лодка они качались на волнах. (41 слово)


IV четверть
Списывание
Весна
Вот и весна на дворе. Погода чудесная. Светит яркое солнце. Побежали говорливые ручейки.
Прилетели грачи и вьют гнезда. Весело поют скворцы. Ребята сделали пернатым друзьям скворечники. Скоро конец ученью. Дети с большой радостью поедут в лагерь. Много интересного увидят там ребята. (42 слова)


Диктант
Прогулка
Наступила весна. Стоят чудесные деньки. Школьники с учительницей Верой Ивановной идут гулять в рощу.
Звонко щебечут птицы. Белка грызёт шишки. Под кустом в траве шуршит ежиха. Мальчики Игорь и Юра взяли в рощу собаку Шарика. Девочки рвут щавель. Хорошо в роще! (42 слова)




Определение границ предложения
Тёплый май
Наступил май стоят теплые деньки лучи солнца играют в листве деревьев звонко поют птицы гудят в траве жуки и мошки на березе гнездо грача в гнезде сидят грачата на сосне мелькнула пушистая белочка природа проснулась и ожила. (39 слов)

2класс

Входные контрольные работы 2 класс

Списывание
Книга
Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка. Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов)


Диктант
Лужайка
Лучи солнышка залили лужайку. Рядом рос частый ельник. Кругом тишина. Только собака Жучка ворон пугает. Вороны сели на ель. (19 слов)

Определение границ предложения
Галки
В саду рос клён на ветку сели галки жаль птиц Леня сыпал зёрна галки клюют корм. (16 слов)

I четверт
Списывание
Помог птичке
В гнезде у ласточ(?)ки ж..ли птенчики. Один птенчик упал на землю. Мать круж..лась и пищ..ла. Петя поднял птенца и посадил в гнездо. Ж..ви долго! (26 слов)


Диктант
Кот
Ж..л кот. Звали его (М,м)урзик. Был он ж..рный, хвост пуш..стый. Кот умел х..р..шо ловить мышей. Ч..ть зашурш..т в углу мышка – (М,м)урзик уже там. Ч..ет он добыч.. . (27 слов)

Определение границ предложения
Радость
Прошла осен.. лист..я с дерев..ев облетели тр..ва высохла з..мля стала замерзат.. ноч..ю луж.. затянулис.. л..дом кругом тиш..на закруж..лись в воздухе первые сн..ж..нки р..бята с радост..ю побежали во двор дети были рады приходу зимы. (34 слова)

II четверть

Списывание
В лесу
Пуш..стый сне(г/к) укрыл зимний лес. (А,а)Леша и (П,п)авел идут в ч..щ.. на звук дятла. Там старая ел.. . Пёстрый дятел стучит по ств..лу. Под ел..ю лежат ш..шки. В них вкусные семена. Это пищ.. для птиц. (34 слова)


Диктант
Друзья
Р..бята гор..да (М,м)..сквы любят ходит.. в парк. У (А,а)ндрюш.. (П,п)етрова есть там рыж..й дру(г/к) (Я,я)шка. Это пуш..стая белоч(?)ка. Мальч..к принёс корм и постуч..л по сосне. (Я,я)шка спустился, взял ..рехи и скрылся в дупле. (34 слова)


Определение границ предложения
Рябка
Мы ж..ли на берегу р..ки у нас была новая ло(д/т)ка я ч..сто бегал на реч(?)ку удит.. рыбу у дома стояла бу(д/т)ка там ж..ла с..бака (Р,р)ябка мы любили её первая ры(б,п)ка была для (Р,р)ябки с..бач(?)ка ст..р..жила дом она была х..рош..м другом. (41 слово)


III четверть

Списывание
Летом на даче

Дач(?)ный посёлок стоит в л..су. Прошлым летом в л..сной глуш.. (Ж,ж)еня и (А,а)нтон нашли бол..шой белый гри(б/п). За лесом лу(г/к) и реч(?)ка Быстринка.
На уч..стке растут ду(б/п) и две б..рё(з/с)ки. В сухих лист..ях под дерев..ями ж..вут еж... (37 слов)


Диктант
Мой край
Я люблю своё село (И,и)льинка. Ч..десная рощ.. стоит за наш..м селом. Как х..р..ша она весной! Вот лопнули пахучие поч(?)ки. Мелкие чистые листоч(?)ки усыпали все ветки. Рощ.. покрылас.. зелёным пушком. Вес..л.. свищ..т синицы. Они долго ждали этой поры. (39 слов)


Определение границ предложения
Весной
С юга летели грачи и скворцы проснулис.. пчёлы в ул..ях и зажужжали поля и луга стоят голые все ждут света и тепла руч..и понесли мутную воду к реке (Б,б)ыстрянка у реки пло(д/т) и ло(д/т)ка они кач..лис.. на волнах. (41 слово)

IV четверть

Списывание
Весна
Вот и в..сна на дв..ре. П..года ч..десная. Светит яркое со..нце. Побежали говорливые ручейки.
Прилетели грачи и в..ют гнёзда. Вес..л.. поют скв..рцы. Р..бята сделали пернатым друз..ям скворечники. Скоро конец учен..ю. Дети с большой радост..ю поедут в лаг..рь. Много интересного увидят там р..бята. (42 слова)


Диктант
Прогулка
Наступила в..сна. Ст..ят ч..десные ден..ки. Школ..ники с учит..лем (В,в)ерой (И,и)вановной идут гулят.. в рощ.. .
Звонко щебеч..т птицы. Белка грызёт ш..шки. Под кустом в тр..ве шурш..т еж..ха. Мал..чики (И,и)горь и (Ю,ю)ра взяли в рощ.. с..баку (Ш,ш)арика. Девоч(?)ки рвут щ..вель. Х..р..шо в роще! (42 слова)

Определение границ предложения
Тёплый май
Наступил май стоят тёплые ден..ки лучи солнца играют в л..стве дерев..ев звонко поют птицы гудят в тр..ве жуки и мошки на б..рёзе гн..здо грач.. в гн..зде сидят гр..ч..та на с..сне мел..кнула пуш..стая белоч(?)ка природа проснулась и ож..ла. (39 слов)

Третий класс
Входные контрольные работы

Списывание
Осенью
Мы ч..сто ходим (в)ближний л..сок. Кр..сив рукий лес осен..ю. Яркие краски радуют гла(з/с). Падают сухие лист..я. З..мля покрылась пёстрым к..вром. Шурш..т (под)ногами пожухлая тр..ва. (В)л..су смолкли птич..и песни. В..да (в)л..сных руч..ях чистая. Х..р..шо дышать свеж..м воздухом. (41 слово)

Диктант
Хлеб
Леж..т (на)ст..ле тёплый душ..стый хле(б/п). Кто дарит нам это ч..до?
З..л..тые руки людей растят хле(б/п). В..сной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаж..вают (за)посевами. Люди хотят получить х..рош..й ур..жай. Они хотят подарит.. всем хлеба побол..ше. (40 слов)

I четверть
Списывание
Прощание с осенью
В октябре ст..ит сырая п..года. Весь мес..ц л..ют д..жди. Дует осенний веет..р. Шумят (в)с..ду д..рев..я.
Ноч..ю перестал дож(д/т)ь. Выпал первый сне(г/к). Всё вокру(г/к) стало нарядным. Две в..роны сели (на)б..рёзу. Посыпался пуш..стый сн..жок. Хрустят лист..я и тр..ва (на)тр..пе (у)дома. (45 слов)

Списывание
Осень
Пришла ос..нь. (По)небу плывёт бол..шая туч.. . Весь день л..ёт дожд.. . Дуют сил..ные ветры. Вянут цв..ты. Все тр..пинки (в)с..ду покрыты сухими лист..ями. (Во)дв..ре гря..ь и луж.. .
Летят гр..чи (на)ю(г/к). Жур..вли круж..лись (над)с..лом. Они прощались (с)родными м..стами. Р..бята ждут снега и м..роза. (47 слов)


Определение границ предложения
Друзья
Р..бята гор..да (М,м)..сквы любят х..дить (в)парк (у)Андрюш.. (П,п)етрова есть там рыж..й дру(г/к) (Я,я)шка это пуш..стая белоч(?)ка мал..чик принёс корм постуч..л (по)с..сне спустился (Я,я)шка, взял еду и скрылся (за)д..рев..ями.
(36 слов)
II четверть

Списывание
Зима
Пр..шло ..сеннее ненаст..е. (На)дв..ре з..ма. Ст..ит х..рошая п..года. Кругом св..тло (от)снега. Пр..шла зиму(ж/ш)ка и (в)л..сную ч..щ.. . З..пуш..ла д..рев..я. Кр..сивый н..ря(д/т) л..ж..т (на)ветвях. (На)сн..гу можно з..метить сл..ды зв..рей. Вот б..жал через п..ляну за..ц. (Под)с..сной пустые ш..шки. Чья это р..бота? Белоч(?)ки или дятла? (47 слов)

Диктант
Ноябрь
Пр..шли первые м..розные д..ньки. Падают (с)неба белые звёздоч(?)ки. Снежный к..вёр укрывает л..са и п..ля. (На)д..рев..ях пуш..стые сн..ж..нки.
(С)б..рёз и ..син л..ства давно ..пала. Только (на)дубах желтеют сухие л..ст..я. Т..ш..на (в)л..су. Вдру(г/к) д..неслась в..сёлая песня. Я оглянулся. (На)б..р..гу реч(?)ки с..дела птич(?)ка. (48 слов)

Определение границ предложения
Лесной пожар
Ст..яли осе(нн/н)ие дни мы ехали лесом вдру(г/к) стало пахнуть гар..ю р..здался треск з..шумели в..ковые ели по у(з/с)кой п..л..се поп..лзли горящие хвойные ветки наша л..ша(д/т)ка быстр.. помч..лась (по)д..роге пово(з/с)кА з..прыгала вот промч..лась белка пр..б..жали лоси пр..л..тели (с)шумом л..сные птицы блеснула змейка быстр.. з..пылала в..рхушка ёлки страшен огонь (в) л..су.
(52 слова)

III четверть


Списывание
Синички
Ст..ит ч..десный зимний д..нёк. (Под) ..кошко л..тят птич(?)ки. См..трю (на) с..ниц. Вот они с..дят (на)в..твях кудрявой б..рёзы. (На)г..л..ве чёрная шапоч(?)ка. Сп..на, крыл..я и хвостик ж..лтые. (На)к..роткую шейку птич(?)ка, словно галстук п..в..зала. Гру(д/т)кА яркая, ж..лтая. Будто ж..лет с..ница н..дела. Клювик (у)птич(?)ки тоненький. Х..р..ша птица! Едят с..нич(?)ки вкусное сало. Радос(?)но им! (56 слов)

Диктант
Снегирь
На ул..цах гор..да хол..дно. (В)парках ст..яла т..ш..на. Только старые липы ст..нали и охали. Ша(б/п)ки снега давили на них. Липы к..ч..ли мёрзлыми в..твями. Они хотели сбросить сне(г/к). (На)дер..во сел сн..гирь. Он выст..вил кр..сивую гру(д/т)ку и брюшко. Люди з..м..дляли ш..ги и улыбались. (В)н..роде г..ворят, что первый сн..гирь стужу з..зывает. (51 слово)

Определение границ предложения
Из жизни зайца
Н..ступила в..сна ст..яла ноч.. ж..тели д..ревни пр..снулись (от)шума это освобождалась р..ка ото льда громадные льдины н..л..тали дру(г/к) (на) друга на одной льдине с..дел бедный з..йчишка он др..жал (от)хол..да вет..р пр..гнал льдину (к)бер..гу под..ехал л..сник он п..мог спрыгнуть зайцу (на) бер..г. (46 слов)

IV четверть

Списывание
Летний день
Был ясный летний день. П..кло со..нце. (На)длинных хрупких стеблях болтались (из)ст..р..ны (в)стор..ну с..ние к..л..кольчики. (К)з..мле скл..нились б..ленькие кукушкины слёзы. Кругом круж..ли пчёлы.
М..л..дой ..синник пр..тих (от)ж..ры. (Над)р..кой (Е,е)нисей ч..ть мерцало. Тёмные л..са не в..дны (на)скалах. Тонким кружевом в..села паутина. В..да (в)р..ке была ещё х..лодная. Р..бята грелись (на)солнышке. (58 слов)

Диктант
Летний дождик
Ст..ял жаркий д..нёк. Вдру.. п..т..нул пр..хладный в..т..рок. (На)небо н..б..жала синяя туч(?)ка. Она не з..крыла со..нце. Д..ждевые капли т..жело уд..ряли (по)тр..ве и цв..там. Они п..в..сали (на)л..сточ(?)ках и тр..винках. (В)каждой тр..винке играл солнеч(?)ный луч(?). Дож..ь быстр.. п..р..стал.
Взгл..ните (на)небо! Кто выстр..ил Кр..сивый мост (от)д..ревни до з..реч(?)ных лугов? (От)з..мли идёт лё(г/к)ий п..рок. Воздух н..п..лняет зап..х п..левых цв..тов. (63 слова)

Определение границ предложения
Воробей встречает весну
Зиму в..р..бей (Ч,Ч)ив пр..ж..л в п..ч(?)ной трубе т..нулись дли(нн/н)ые зимние ночи кр..пч..л мор..з но с каждым днём со..нце св..тило ярче каждая ноч(?) к..роче з..гл..нуло в..се(нн/н)ее солнышко к Чиву (в)трубу вылез в..р..бей и увидал (на)крышах сосульки везде в..да л..ёт п..ёт (Ч,ч)ив в..дич(?)ку да прыгает искупался (Ч,ч)ив (в)лужах прямо (с)г..л..вой стал франт чистенький в..да стала чёрной. (61 слово)


Четвёртый класс

Входные контрольные работы

Списывание
Ёжик.
Бежит через лесную полянку ежик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.
В осенние дни готовит хлопотливый ежик жилище на зиму. Ночью и днем таскает он в нору мягкий мох, душистые листочки. Пройдет зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему. (54 слова)

Деление текста на предложения
Товарищи
Андрюша и Ася сидели за одной партой. Андрюша всегда защищал слабых. Ася всего боялась. Однажды Андрюша принес банку с пауками. Ася испугалась. Мальчику стало стыдно. Ведь Ася слабее Андрюши. На другой день он встречал девочку около ее дома. Они пошли в школу вместе. Дорогой попадались собаки, коза. Ася не струсила. Рядом шел товарищ по классу. (55 слов)

I четверть

Списывание
Вот и осень
Закончилась пора жарких дней. Вот и осень ненастная подкралась. Она пришла с дождями и холодами. Редеет и пустеет лес. Луг притих, выглядит уныло. Земля мокнет под частым дождём. Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. По опушкам алеют ягоды малины. Осенний ветер раскачивает ветки. На верхушке дерева сидит стайка птиц. Местность огласилась шумом. Это пролетела сорока. Кто её встревожил? (66 слов)


Диктант
Калина Я люблю бродить осенью по лесу. Кусты и деревья сбрасывают листву. Она пушистым одеялом легла на землю. Лес тих и печален.
По узкой дорожке я выхожу к опушке. Здесь огнём горят кисти калины. Как хороша она осенью! Калина украшала всю местность. Я пробую ягоды. Они красивы, но горьки на вкус. Я вырыл несколько кустиков и направился к деревне. Около изгороди я высадил их и обильно полил водой. (68 слов)

II четверть

Диктант
Елка в школе
Скоро наступит Новый год. Этот праздник ждут все ребята. Они готовятся к школьной елке. На уроке труда дети делают игрушки из цветной бумаги.
Вспыхнут на елке яркие лампочки. А на верхушке засияет красная звезда. Дружный хоровод поведут ребята вокруг елки.
Но как хороша елка в лесу! Белые хлопья снега лежат на ели шапками. На верхушке видны красивые шишки. (58 слов)

Списывание
Ель
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные ёлочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идёт от ёлки. Как украшают такие ёлочки любимый детский праздник.
Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поёт в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73 слова)

III четверть
Списывание
Фомка
По дороге топал ёжик. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего в кепку, принёс домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко застучал ножками по гладкому полу. Потом гость нашёл за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенке любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печку.
Вдруг Барин выгнул спину дугой и выбежал на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на высокий шкаф и зашипел.
Через неделю ёжик и кот уже часто ужинали вместе.

Диктант
Зимнее утро
Чудесное зимнее утро. Тихо в сосновом лесу. Мягкий и пушистый снег покрыл землю, деревья. Зимнее робкое солнце освещает вершины сосен, но не согревает их своим теплом. Красивый наряд лежит на ветках деревьев. Иней посеребрил сосновые шишки. Они не боятся холода, растопырили свои пальцы, ловят ими разноцветные шарики. (48 слов)
IV четверть

Списывание
Наши друзья
Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Я люблю наблюдать за их лёгкими полётами. Много видов птиц живёт у нас в стране.
Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины. В развилке веточки заметишь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков, берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься. (83 слова)

Диктант
Весенняя пора
Ласково греет солнышко. Земля уже оттаяла. По дорогам, по полям, по лужайкам побежали звонкие ручьи. Весенняя вода испортила дорогу. От деревни к деревне теперь очень трудно проехать. Везде стоят большие лужи.
На сирени набухли душистые почки. Прилетели из дальних краев грачи и скворцы. Из берлоги вылез медведь. Над полями льется веселая песня жаворонка. В лесу слышны разные голоса птиц. Весна вступила в свои права. (64 слова)


4 класс
Входные контрольные работы

Списывание
Ёжик
Б..ж..т через л..сную п..лянку ёж..к. Ос..н..ю (у)..жей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кру(ж/ш)ки св..лись сколь(з/с)кие змейки. Трудно н..х..дить и жуч(?)ков.
В ..се(нн/н)ие дни готовит хл..потливый ёж..к ж..лище (на)зиму. Ноч..ю и днём т..скает он (в)нору мя(г/к)ий мох, душ..стые л..сточ(?)ки. Пр..йдёт з..ма. Н..кроет его нору глубокий сугро(б/п). Под пуш..стым одеялом т..пло ему.
(54 слова)

Деление текста на предложения
Товарищи
(А,а)ндрюша и (А,а)ся с..дели за одной партой. (А,а)ндрюша всегда з..щищ..л слабых. (А,а)ся всего б..ялась. ..днажды (А,а)ндрюша принёс банку (с)пауками. Девоч(?)ка испугалась. Мальч..ку стало стыдно. Ведь (А,а)ся сл..бее (А,а)ндрюш.. . На другой день он встр..ч..л девоч(?)ку ок..л.. её дома. Они п..шли (в)школу вместе. Д..рогой п..п..дались с..баки, к..за. (А,а)ся не струсила. Рядом шёл т..вар..щ(?) (по)кла(сс/с)у. (55 слов)

I четверть


Списывание
Охраняем природу

Мы под..езжаем (к)с..лу. Вся ..крес(?)ность ут..пает (в)зел..ни. Дер..вца с..жали бывш..е уч..ники нашей школы. Ра(нн/н)ей в..сной мы ..сматриваем все саженцы. Ранки смазываем глиной. П..дкармливаем слабые дер..вца.
В су(бб/б)тние и в..скресные дни (на)раз..ездах мы устанавливаем посты там, где цв..тут первые п..дснежники. Пусть они радуют всех людей. Охапки цв..тов (не)ж..вут долго. Они быстр.. п..г..бают. Любители б..льш..х букетов этого (не)понимают. А жаль! (65 слов)

Диктант
Калина
Я люблю бр..дить осен..ю (по)лесу. Кусты и д..рев..я сбрасывают л..ству. Она пуш..ст..м одеял..м л..гла (на)землю. Лес тих..й и печ..льн..й.
(По)у(з/с)к..й д..рожк.. я вых..жу (к)опушк.. . Здесь огнём горят кисти калины. Как х..р..ша она ос..н..ю! Калина укр..шала всю мес(?)ность. Я пробую яг..ды. Они кр..сив..е, но горьк..е на вкус. Я вырыл несколько кустик. и н..правился (к)д..ревн.. . Ок..л.. изгород.. я выс..дил их и обильно п..лил ..дой. (68 слов)

II четверть

Диктант
Елка в школе
Скоро н..ступит Новый го(д/т). Этот праз(?)ник ждут все р..бята. Они готовятся к школьн...й ёлк.. . (На)урок.. труда дети делают игрушки (из) цв..тной бумаг.. .
Вспыхнут (на)ёлк.. ярк лампоч(?)ки. А (на)в..рхушк.. з..сияет красн зв..зда. Дружный х..рово(д/т) п..в..дут р..бята вокру.. ёлк.. .
Но как х..р..ша ёлка (в)л..су! Бел хлоп..я снега л..жат (на)ел... шапк..ми. (На)в..рхушк.. в..дны кр..сив ш..шки. (58 слов)

Списывание
Ель
Еловый лес сумрач(?)ный. В таком л..су всегда ст..ит зап..х сыр..ст.. . К..люч лапы ел..й царапают лицо и руки. Вдоль опушк.. растут пышн ёлоч(?)ки. Х..р..ш.. маленьк л..сн... кр..савицы! См..листый дух идёт (от) ёлк.. . Как укр..шают такие ёлоч(?)ки любимый де..ский праз(?)ник.
Ель – очень ценное дер..во. (Из)др..весины ели делают бумагу. Ель п..ёт (в)скрипк.. , (в)роял.. . Много р..зличн меб..л.. делают (из)ел.. . Ель кормит л..сных ж..телей. В густом ельник.. птицы укрываются (от)стуж.. и метел.. .
(73 слова)
III четверть
Списывание
Фомка
(По)д..рог.. топал ёж..к. Он меня з..метил и свернулся клубком. З..к..тил я к..люч (в)кепку, пр..нёс д..мой и н..звал (Ф,ф)омк..й .
(В)комн..т.. (Ф,ф)омка р..зв..рнулся, громко з..стуч..л но(ж/ш)к..ми (по) гла(д/т)к..му полу. П..том гость н..шёл (за)печ(?)к..й стар вал..нок и з..брался в него. А на том вал..нк.. любил др..мать рыж..й кот (Б,б)арин. Всю ноч(?) (до)рассвета кот гулял, а утр..м прыгнул (за)печку.
Вдру.. (Б,б)арин выгнул спину дугой и выб..жал (на)сер..дину комн..ты. А (из)вал..нка вык..тился к..люч..й клубок. (Со)страху кот прыгнул (на)высок шка(в/ф) и з..ш..пел.
Через н..делю ёж..к и кот уже ч..сто уж..нали вместе.

Диктант
Зимнее утро
Ч..десн зимн утро. Тихо в с..снов л..су. Мя(г/к)ий и пуш..ст сне(г/к) п..крыл землю, д..рев..я. Зимн ро(б/п)к со..нце осв..щ...ет в..рш..ны сосен, но (не)с..гр..вает их св..им т..плом. Кр..сив н..ря(д/т) л..ж..т (на)ветках д..рев..ев. Ин..й п..серебрил с..снов ш..шки. Они (не)б..ятся хол..да, р..стопырили св..и пальцы, ловят ими разноцветн шарики. (48 слов)

IV четверть

Списывание
Лес
Х..рош ру(сс/с)кий лес в..сной. Ги(б/п)к ветки б..рё.. густо п..крыты см..лист..ми поч(?)к..ми. М..л..деньк ..синки выстр..ились (на)опушк.. леса, они ждут т..пла. В высок..м неб.. купаются в..рш..ны сосен.
К стар ел.. п..дл..тели птицы, расселись на её ветк..х. Ветки з..к..ч..лись. Из спелых ш..шек п..л..тели лё(г/к) с..мена. (В)воздух.. пахн..т см..лой.
(У)руч..я кр..сует(?)ся ива. Над её з..л..тист..м пушком жужжат пчёлы. Мя(г/к)к..м мхом п..рос стар пень. (На)п..лян.. р..скинул ветви в..ковой ду(б/п). Скор.. всё заз..л..неет, з..цв..тёт. Лес – богатство нашей стр..ны. Берегите лес! (78 слов)

Диктант
Ласточки
Под м..им ..кном ст..ит б..рёза. П..любилась она ласточ(?кам. Вот на тонк..х веточ(?)к..х с..дят птенчики. Заботлив р..дители ч..сто п..дл..тают к ним. Пт..нцы ш..р..ко р..скрывают св..и рты.
Н..двинулась туч.. . П..лил дож..ь. Ласточ(?)ки л..тают с особым ож..влением. Во время д..ждя птицы (не)ищ..т себе укромн уголка, (не) пряч..т(?)ся от сильн ливня. Р..дители всё время п..дл..тают (к)пт..нцам. На этот раз они пр..носят не корм, а воду. Ласточ(?)ки п..ют воду на лету. (68 слов)

5. Инструктивно-методическое письмо «О едином подходе к обучению детей с нарушениями письменной речи и оцениванию их работ по русскому языку»

Раздел 1

Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков,
ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Акустическая дисграфия и дислексия возникают на основе нарушений
фонемного распознавания. Проявляются в заменах букв фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии и дислексии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме и в процессе чтения вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. При чтении дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе
её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их чтении, пропуски гласных, перестановки букв, вставки, перестановки слогов. Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, предлогов со словами, раздельное написание слов, раздельное написание приставки и корня слова.
Аграмматическая дисграфия и дислексия. Этот вид дисграфии и дислексии
связан с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме и в процессе чтения проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушение предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования, отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия и дислексия связаны недоразвитием зрительного
гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме и в процессе чтения. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш);
включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м);
зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
Состав детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при обучении русскому языку, неоднороден. К данной категории относятся:
дети с речевыми проблемами, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы;
дети с минимальной мозговой дисфункцией;
дети с нарушением зрительно-моторных и пространственных представлений.
Отбор для индивидуального подхода в обучении детей с нарушениями письменной речи осуществляет ГПМПК, которая на основании заключений учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-психиатра, представления учителя выдаёт обучающемуся протокол с рекомендациями о дальнейшем обучении или справку об индивидуальном подходе.

Индивидуальный подход предусматривает:

1.Коррекционно-развивающие занятия с логопедом. Основной задачей логопеда является:
формирование фонематических процессов;
формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;
формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
уточнение лексических значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;
уточнение значений используемых синтаксических конструкций; - развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.
2.Совместную работу логопеда и психолога по направлениям:
формирование психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, восприятия);
формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета;
развитие зрительной памяти;
формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
3. Общие методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, испытывающих трудности в обучении:
проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
учёт психофизических, личностных особенностей;
опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;
смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
соблюдение принципа от простого к сложному;
переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности.
4.Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.
Основные рекомендации учителю в добукварный и букварный период предусматривают:
развитие двигательных ощущений и осознанность выполнения графических движений руки;
формирование зрительно-двигательного образа буквы;
формирование пространственного восприятия, зрительной памяти;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной кооординации;
формирование фонетико-фонематического слуха с обязательным проговариванием вслух при письме;
исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам;
использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия при обучении.
5. Освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.

Раздел 2
Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII, V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку


Начальная школа

Класс
Объем контрольного диктанта и списывания на конец года
Объем словарного диктанта

1
15
7-8

2
30
8-10

3
55
10-12

4
75
12-15


Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер.

Выставление оценок за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления
Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления

Негрубые ошибки:
исключение из правил;
повторение одной и той же буквы;
недописанное слово;
перенос слов;
единичный пропуск буквы на конце слова;
дважды написанное одно и то же слово в предложении.
3 негрубые ошибки + 1 ошибка
Однотипные ошибки:
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку

За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Оценка за грамматические знания:
«5» - все верно;
«4» - не менее 3/4 верно;
«3» - не менее 1/2 верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):
«5» - нет ошибок;
«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс);
ошибка или 1 исправление (2-4-е классы); «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс);
ошибки и 1 исправление (2-4-е классы); «2»- 4 ошибки (1-ый класс);
ошибки (2-4-е классы).

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:
оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;
оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
1. Фонематические ошибки:
б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).

2. Ошибки анализа и синтеза:
пропуски согласных при их стечении;
пропуски гласных;
добавление гласных;
перестановка букв.

3. Диспраксии (кинетические ошибки):
потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
потеря соединения (мл, ми, ао).

4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).

Нормы оценивания диктантов в 5-9 классах 5, 7 вида
Вид
диктанта
Нормы оценок (количество ошибок)



«5»
«4»
«3»
«2»

контрольный
1 негрубая орфографическая
+
1 негрубая пунктуационная
+
1 логопедическая
2 орфографические
+
2 пунктуационные
+
3 логопедические

1 орфографическая
+
4 пунктуационные
+
3 логопедические
6 орфографических
+
4 пунктуационные
+
4 логопедические

5 орфографических
+
5 пунктуационных
+
4 логопедических

7 орфографических
+
7 пунктуационных
+
5 логопедических
8
орфографических
+
8 пунктуационных
+
6 логопедических и более

Словарный
0
1-2
3-4
До 7




Примечание:
Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
- в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и oписки;
учитывает однотипные ошибки как обычные;
- все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
оценка не снижаемся за многочисленные исправления;
все однотипные ошибки считаются как одна.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая): К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в переносе слов;
буквы э -е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы)4
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);
в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании -ы и -и после приставок;
в случаях трудного различения -не и -ни;
в собственных именах нерусского происхождения. К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»

Уровень выполнения задания
Все задания выполнены верно
Правильно выполнено не менее 3/4 всех заданий
Правильно выполнено не менее 1/2 всех заданий
Не выполнено более половины заданий

Заключение.
«Вы предлагаете быть более снисходительными к тем детям, у которых есть школьные проблемы, не ставить им плохие оценки, поощрять их за малейшие успехи. Но как быть с остальными детьми в классе? Не будет ли это расхолаживать, создавать ощущение несправедливости?» Подобные вопросы часто задают себе педагоги. Конечно, подобные опасения не лишены оснований. Без соответствующего объяснения взрослых дети сделают свои выводы так же, как делают их, называя «дураками» тех, кто имеет школьные трудности. Надеемся, что каждый педагог знает, что и как сказать детям, чтобы не обидеть одних и не подчеркнуть превосходство других. Таким ученикам нужно стараться помочь и нужно щадить их. Правда, не каждый ребёнок готов и хочет, чтобы в классе знали о его проблемах, но ведь всё равно все знают всё и всё видят. Важно, чтобы и сам ребёнок, и сверстники, и взрослые знали, что это не стыдно, что это исправимо, но нужно очень стараться и трудиться.
Педагоги, участвующие в разработке данных методических материалов, умеют находить подход к детям, имеющим трудности в обучении.





Литература:
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. – М., Эксмо, 2009
2. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
3.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М., Владос, 1995.










Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615