Программа коррекции дисграфии и дислексии учащихся 3-4 классов, имеющих нормальное психологическое развитие, ЗПР, СПЗ, трудности в обучении
Пиши, читай, размышляй
Автор-составитель:
М.В. Арышева, учитель-логопед высшей квалификационной категории
Рецензент:
З.В. Жукова, руководитель городского методического объединения учителей-логопедов, учитель-логопед высшей квалификационной категории, учитель-логопед УО средняя школа № 29
Пиши, читай, размышляй: Программа коррекции дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов - Ажеро-Судженск, 2014.
Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с младшими школьниками с нормальным психологическим развитием, задержкой психического развития, социально-педагогической запущенностью, вновь прибывших, не успевающих по основным предметам, имеющих дисграфию и дислексию.
Данная программа рекомендована учителям-логопедам, работающим на логопунктах школ различных типов. Может быть использована учителями начальных классов, воспитателями.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение...4
1.1. Пояснительная записка..4
2. Основная часть........................8
Блок 1. Коррекция дисграфии и дислексии воспитанников
3 – 4 классов с нормальным психологическим развитием8
Блок 2. Коррекция дисграфии и дислексии воспитанников
3 – 4 классов, имеющих ЗПР, СПЗ и вновь прибывших,
не успевающих по основным предметам...12
3. Заключение16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае, стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать воспитанников и в последующие годы, осложняя их учебно-познавательную деятельность.
В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят и письмо, и чтение. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дисграфия и дислексия. Применительно к младшим школьникам точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у обучающихся общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возникающих одновременно или последовательно:
наследственная предрасположенность (качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи);
недоразвитие устной речи во всех её звеньях;
несформированность пространственно-временных представлений и ориентировок;
недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма;
несформированность произвольной моторики;
низкая познавательная активность и др.
Существует несколько классификаций дисграфии и дислексии. Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дисграфии:
На основе нарушений фонемного распознавания (акустическая), в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв.
Артикуляторно-акустическая связана со звуковыми заменами в устной речи, которые отражаются на письме.
На почве нарушения языкового анализа синтеза речевого потока связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-либо отдельные слова и, затем, разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки, наиболее распространенный вид дисграфии.
Оптическая связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими».
Аграмматическая связана с несформированностью у ребенка грамматических систем словообразования и словоизменения, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов.
Почерк при дисграфии обычно тоже страдает – буквы корявые, не удерживаются в строке, нажим неравномерный. Неблагоприятным признаком является дрожание линий, которые проводит ребенок, что говорит о значительной недостаточности мозговых и мышечных систем, участвующих в процессе письма.
Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании и имеют подобные виды нарушений, поэтому важно подчеркнуть, что работа по их преодолению проводится параллельно, без разделения, поскольку процесс чтения органично включается в процесс письма, выполняя при этом функцию контроля за написанием.
Необходимым условием успешной коррекции письма и чтения является предварительное исправление нарушений звукопроизношения, которое проводится на индивидуальных логопедических занятиях, а так же устранение пробелов в устной речи во всех ее компонентах, что подробно описано в программе «Красиво говорим – грамотно пишем». Ввиду отсутствия государственных программ по коррекции письменной речи и специфики работы в условиях детского дома (круглогодичное поступление воспитанников, разные уровни психологического развития, СПЗ, расстройства эмоционально-волевой сферы поведения и т.д.), осложняющих реализацию коррекционных задач, появилась необходимость в создании данной коррекционной программы.
Если в программе «Красиво говорим - грамотно пишем» по преодолению ОНР идет упор на коррекцию устной речи и используются только элементы коррекции письма и чтения, то в данной программе глубоко решаются проблемы письменной речи и устраняются сопутствующие ей недоразвития: устной речи, пространственно-временных представлений, графо-моторных функций и т.д., которые не были скорригированы в полной мере по выше указанным причинам.
Цель программы: коррекция дисграфии и дислексии воспитанников младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, социально-педагогической запущенностью, воспитывающихся в условиях детского дома, вновь прибывших, не успевающих по основным предметам.
Задачи:
Формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
Совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Развивать связную речь.
Формировать пространственно-временные представления и понятия.
Развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память.
Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей.
Оказывать помощь воспитанникам в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей.
Создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.
Проводить профилактическую работу различных видов дисграфии и дислексии.
Коррекционную работу по преодолению дисграфии и дислексии в данном учреждении необходимо проводить в двух направлениях (блоках): для детей с нормальным психологическим развитием и с задержкой психического развития, СПЗ.
Блок I. Коррекция дисграфии и дислексии воспитанников 3-4 классов с нормальным психологическим развитием, который рассчитан на два года обучения и состоит из двух разделов, которые включают в себя 7 направлений коррекционной работы:
Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Состав слова.
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
Согласование.
Управление.
Работа с текстом.
В начале и конце каждого учебного года проводится полная речевая диагностика (по 4 часа), после I полугодия – промежуточная экспресс-диагностика (2 часа) для отслеживания динамики.
По каждому разделу I блока коррекция проходит на фронтальных или подгрупповых занятиях.
Длительность 1 раздела – коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3 класса – 70 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 мин.
Длительность 2 раздела – коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 4 класса – 70 часов, при проведении занятий 2 раза в неделю по 40 мин.
Всего за два года обучения – 140 часов.
Блок II. Коррекция дисграфии и дислексии воспитанников 3-4 классов, имеющих ЗПР, СПЗ и вновь прибывших, не успевающих по предметам. Содержание данного блока рассчитано для работы с 3-4 классами на два года обучения и состоит из двух разделов, включающих 9 направлений коррекционной работы:
Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.
2. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
3. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство.
4. Состав слова.
5. Согласование.
6. Управление.
7. Работа с текстом.
8. Чтение и пересказ текста.
9. Составление рассказов.
Во II блок добавлены два последних направления, т.к. у детей с ЗПР отмечается недоразвитие связной речи, кроме того, во всех направлениях введены дополнительные часы по основным и вызывающим трудности темам.
В начале и конце каждого учебного года проводится полная речевая диагностика (по 6 часов), после I полугодия – промежуточная экспресс-диагностика (2 часа) для отслеживания динамики.
По каждому разделу II блока коррекция проходит на фронтальных или подгрупповых занятиях.
Длительность 1 раздела – коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3 класса – 104 часа, при проведении занятий 3 раза в неделю по 40 мин.
Длительность 2 раздела – коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 4 класса – 104 часа, при проведении занятий 3 раза в неделю по 40 мин.
Всего за два года обучения – 208 часов.
В преодолении нарушений письменной речи, у всех обучающихся решаются сходные задачи, но необходимо отметить важные моменты в коррекции, учитывая особенности развития детей, имеющих ЗПР.
Обучение детей с ЗПР нередко осложнено такими явлениями, как: неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности, инертность (ребенок с трудом переключается с одного способа выполнения заданий на другой, с одной деятельности на другую). Следовательно, объем усвоенного материала на занятии у таких детей намного ниже, чем у воспитанников с нормальным психологическим развитием, поэтому существует необходимость в увеличении количества занятий до 3 раз в неделю. Дети с ЗПР испытывают затруднения в опознании ритмов, акустически сходных звуков. У них страдает целостное восприятие объектов и ситуаций, многое воспринимают фрагментарно, не полностью, поэтому не могут осмыслить и усвоить, включить в свой интеллектуальный актив. Образы, воспринимаемые с детьми с ЗПР, оказываются недостаточно дифференцированными и полными, в том числе и образы букв. А значит, одним из главных направлений в коррекции дисграфии и дислексии обучающихся с ЗПР является формирование зрительно-слухового восприятия. Необходимо развивать зрительно-моторные координации, т.к. малая дифференцированность кистей рук у обучающихся с ЗПР, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности – письме. Большое значение в коррекции письменной речи у детей данной категории имеет уровень развития звуко-слогового анализа и синтеза, т.к. недоразвитие этих процессов проявляется во множественном пропуске букв и слогов, их перестановке при чтении и письме, в недописывании слов и слитном их написании, что значительно снижает качество письменной речи.
Исходя из особенностей развития детей с ЗПР, в занятия по коррекции дисграфии и дислексии необходимо больше включать заданий и упражнений на развитие слухового восприятия и дифференциации, зрительного восприятия, пространственно-временных представлений, речевого внимания и памяти, графо-моторных навыков, что являются необходимыми условиями при овладении грамотным письмом и чтением.
Программа создана на основе методических разработок: И.Н. Садовниковой «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма», Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»
К концу прохождения программы обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие.
два способа обозначения мягкости согласных на письме;
изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
графическое начертание заглавных и строчных букв в соответствии с нормами каллиграфии;
признаки словосочетания, простого и сложного предложения;
главные и второстепенные члены предложения;
что такое однокоренные слова;
понятие «текст» и его признаки.
УМЕТЬ:
делать полный звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ слов: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, и ударную гласную;
дифференцировать буквы, имеющие оптико-механическое сходство;
доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
выделять корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне с изменением числа и подбором однокоренных слов;
практически пользоваться различными способами словообразования;
дифференцировать приставки и предлоги, раздельно писать предлоги со словами;
по двум признакам - значению и вопросу - определять части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);
выделять предложения из сплошного текста, составлять предложения из слов и словосочетаний;
находить главные члены предложения;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов), соблюдая правила написания; письменно отвечать на вопросы;
ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;
владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, основную мысль и выражать ее своими словами;
владеть всеми видами пересказа (краткий, полный, выборочный, творческий), составлять план связного высказывания;
самостоятельно формулировать и задавать вопросы, отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Блок I
Раздел 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
Кол – во
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
Первичное обследование устной и письменной речи воспитанников
(1 – 15 сентября)
1.Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
Дифференциация звуков речи и звуков окружающей среды
Выделение гласного звука
Выделение согласного звука
Дифференциация гласных и согласных звуков
Звуковой анализ слов
Звуковой синтез слов
Слог. Определение количества слогов в слове Слогообразующая роль гласных
Звуко – слоговой анализ и синтез слов
2. Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство
Развитие и совершенствование слухового восприятия
Гласные 1 и 2 ряда
Дифференциация ы – и
Дифференциация а – я
Дифференциация о - ё
Дифференциация у - ю
Дифференциация всех гласных 1 и 2 ряда
Согласные. Дифференциация
- по твердости - мягкости
Твердые и мягкие согласные
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда
Смягчение согласных при помощи «ь»
Все случаи смягчения согласных
Промежуточная экспресс-диагностика речи в середине первого года обучения (январь)
- по звонкости - глухости
Звонкие и глухие согласные
Дифференциация Б - П
Дифференциация В - Ф
Дифференциация Г - К
Дифференциация Д - Т
Дифференциация З - С
Дифференциация Ж – Ш
Дифференциация других согласных
Дифференциация С - Ш
Дифференциация З - Ж
Дифференциация Сь - Щ
Дифференциация С - Ц
Дифференциация Ч - Ть
Дифференциация Ч - Щ
Дифференциация Ч - Ц
Дифференциация Р - Л
Дифференциация Л - Й
Оглушение звонких согласных в середине слова
Оглушение звонких согласных на конце слова
Все случаи дифференциации звонких и глухих согласных
- по принципу ударности – безударности
Смыслоразличительная роль ударения
Ударные и безударные гласные
3. Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова
Сложные слова
Приставка
Суффикс
Обследование речи по итогам первого года обучения
(15 – 30 мая)
Итого за год:
4
14
1
1
1
1
2
2
3
3
38
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
8
2
2
2
2
4
70
Раздел 2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
Кол – во
часов
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Обследование устной и письменной речи перед вторым годом обучения (1 – 15 сентября)
Повторение материала 1 –го года обучения
Звуко – слоговой анализ слов
Синтез слов
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
Состав слова
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
Развитие и совершенствование навыков зрительного восприятия
Развитие пространственно-временных представлений
Дифференциация оптически сходных букв:
о – с – е у – д – з л – и м – ш в – д б – д о – а а – д
и – у У – Ч п – т П – Т л – м Л – М х - ж
ч – ъ н – ю л – я Г – Р Н – К
(выбор букв по результатам обследования письма)
Закрепление на письме часто смешиваемых букв
Согласование
Согласование слов в числе
Согласование слов в роде
Промежуточная экспресс-диагностика речи в середине второго года обучения (январь)
Управление
Винительный падеж: кого? что?
Родительный падеж: кого? чего?
Дательный падеж: кому? чему?
Творительный падеж: кем? чем?
Предложный падеж: о ком? о чем?
Предлог, значение его в речи
Дифференциация предлогов:
- на, в
- с, из
- за, из – за
- над, под
- под, из – под
Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов
Дифференциация предлогов и приставок, имеющих одинаковое написание
Работа с текстом
Текст. Понятие «текст»
Деление текста на предложения
Виды предложений по интонации
Распространенные и нераспространенные предложения
Деление предложений на слова. Анализ предложения по частям речи
Составление предложений по картинкам
Составление предложений с определенным количеством слов
Изменение предложений путем прибавления и убавления определенного количества слов
Составление предложений из слов, данных в беспорядке
Закрепление тем «Текст», «Предложение»
Тестовая речевая диагностика по результатам прохождения программы (15 – 30 мая)
Итого за год:
4
8
2
1
3
2
16
2
2
10
2
4
2
2
2
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
18
1
3
1
2
2
2
2
2
2
1
4
70
Всего по двум разделам: 140
Блок II
Раздел 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
Кол – во
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
Первичное обследование устной и письменной речи воспитанников
(1 – 15 сентября)
1.Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
Дифференциация звуков речи и звуков окружающей среды
Выделение гласного звука
Выделение согласного звука
Дифференциация гласных и согласных звуков
Звуковой анализ слов
Звуковой синтез слов
Слог. Определение количества слогов в слове Слогообразующая роль гласных
Звуко – слоговой анализ и синтез слов
2. Дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство
Развитие и совершенствование слухового восприятия
Гласные 1 и 2 ряда
Дифференциация ы – и
Дифференциация а – я
Дифференциация о - ё
Дифференциация у - ю
Дифференциация всех гласных 1 и 2 ряда
Согласные. Дифференциация
- по твердости - мягкости
Твердые и мягкие согласные
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2 ряда
Смягчение согласных при помощи «ь»
Все случаи смягчения согласных
- по звонкости-глухости
Звонкие и глухие согласные
Дифференциация Б - П
Дифференциация В - Ф
Дифференциация Г - К
Дифференциация Д - Т
Дифференциация З - С
Дифференциация Ж – Ш
Промежуточная экспресс-диагностика речи в середине первого года обучения (январь)
Дифференциация других согласных
Дифференциация С - Ш
Дифференциация З - Ж
Дифференциация Сь - Щ
Дифференциация С - Ц
Дифференциация Ч - Ть
Дифференциация Ч - Щ
Дифференциация Ч - Ц
Дифференциация Р - Л
Дифференциация Л - Й
Оглушение звонких согласных в середине слова
Оглушение звонких согласных на конце слова
Все случаи дифференциации звонких и глухих согласных
- по принципу ударности – безударности
Смыслоразличительная роль ударения
Ударные и безударные гласные
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
Развитие и совершенствование навыков зрительного восприятия
Развитие пространственно-временных представлений
Дифференциация оптически сходных букв:
о – с – е у – д – з л – и м – ш в – д б – д о – а а – д
и – у У – Ч п – т П – Т л – м Л – М х - ж
ч – ъ н – ю л – я Г – Р Н – К
(выбор букв по результатам обследования письма)
Закрепление на письме часто смешиваемых букв
Обследование речи по итогам первого года обучения
(15 – 30 мая)
Итого за год:
6
19
1
2
2
2
3
3
3
3
50
2
1
1
1
1
1
1
3
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
21
2
2
15
2
6
104
Раздел 2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
Кол – во
часов
1
2
3
1
2
3
4
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
Обследование устной и письменной речи перед вторым годом обучения (1 – 15 сентября)
1.Повторение материала 1 –го года обучения
Звуко – слоговой анализ и синтез слов
Дифференциация фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство
Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
2. Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова
Сложные слова
Приставка
Суффикс
3. Согласование
Согласование слов в числе
Согласование слов в роде
4. Управление
Винительный падеж: кого? что?
Родительный падеж: кого? чего?
Дательный падеж: кому? чему?
Творительный падеж: кем? чем?
Предложный падеж: о ком? о чем?
Предлог, значение его в речи
Дифференциация предлогов:
- на, в
- с, из
- за, из – за
- над, под
- под, из – под
Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов
Дифференциация предлогов и приставок, имеющих одинаковое написание
Промежуточная экспресс-диагностика речи в середине второго года обучения (январь)
5. Работа с текстом
Понятие «текст». Деление текста на предложения
Составление текста из предложений, данных вразбивку
Виды предложений по интонации
Распространенные и нераспространенные предложения
Деление предложений на слова.
Связь слов в предложении. Анализ предложения по частям речи
Составление предложений с определенным количеством слов
Изменение предложений путем прибавления и убавления определенного количества слов
Составление предложений из слов, данных в беспорядке
Закрепление тем «Текст», «Предложение»
Чтение и пересказ текста
Чтение и пересказ текста с опорой на серию картин
Чтение и пересказ текста по вопросам
Чтение и пересказ текста по плану
Чтение текста и самостоятельный его пересказ
Выборочный пересказ
Составление рассказов
Составление рассказа по серии картинок
Составление рассказа по его началу
Составление рассказа по его концу
Составление рассказа с опорными словами на данную тему
Составление рассказов по впечатлениям и из личного опыта
Составление писем
Тестовая речевая диагностика по результатам прохождения программы (15 – 30 мая)
Итого за год:
6
9
3
3
3
8
2
2
2
2
4
2
2
21
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
1
2
2
23
2
3
2
3
2
2
3
2
3
1
12
2
2
3
3
2
13
2
2
2
3
2
2
6
104
Всего по двум разделам: 208
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при реализации программы проводится коррекция дисграфии и дислексии воспитанников младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, социально-педагогической запущенностью, вновь прибывших, не успевающих по основным предметам, в условиях детского дома.
Заголовок 1фђЗаголовок 715