ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
В тех случаях, когда у ребенка сохранны зрение, слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые могут сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей с нарушениями в развитии – о детях с речевыми нарушениями.
Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй.
Речевое нарушение не исчезают самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы.
Успех коррекционной работы с детьми с нарушениями речи во многом зависит от взаимосвязи в работе логопеда, воспитателя. У детей с нарушениями речи имеются специфические особенности общего психического развития. Это обусловило необходимость разработки и введения специальных заданий, упражнений и приемов коррекционно – педагогического воздействия, осуществляемого совместно специалистами в целях более полной нормализации речевой и других психических функций ребенка. Но успех коррекционной работы будет возможен только при тесном взаимодействии родителей с педагогами. [1]
Актуальность поставленной темы определяется ее социальной значимостью оказание необходимой помощи семье в выполнении воспитательных функций.
Важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Взаимосвязь с родителями можно осуществлять разными методами, но наиболее эффективными являются индивидуальные беседы, которые позволяют родителям не только получить интересующую их информацию, но и сблизиться с педагогами, стать их надежными, грамотными союзниками. В работе с родителями можно использовать Дни открытых дверей, когда родители могут не только присутствовать на занятиях, но и отрабатывать совместно с педагогами и детьми необходимые навыки для коррекции просодической стороны речи, звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи. [2]
Существует множество нетрадиционных форм работы с родителями: КВН, комплексные занятия с родителями, устные педагогические журналы, рукописные журналы, круглый стол и др.
Для объединения возможностей родителей с профессиональными знаниями и умениями педагогов в деле профилактики и коррекции речевых нарушений, обучения и воспитания детей мы применяем анкетирование.
На основе анализа анкет, педагоги планируют содержание дальнейшего взаимодействия с родителями. [2]
Традиционно, в начале учебного года мы проводим встречу за круглым столом со специалистами, работающими в группе с целью ознакомления родителей с особенностями развития детей дошкольного возраста, со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.
Раз в квартал проводим тренинги для родителей. Цель тренингов – обучить родителей умениям взаимодействия с детьми по коррекции речи в домашних условиях. Особое внимание обращаем на формы поощрения детей.
Традицией в нашей группе является проведение новогоднего бала-маскарада с приглашением родителей и гостей, также проведение праздников для пап и мам с чаепитием.
В конце учебного года проводим праздник, посвященный окончанию учебного года "Здравствуй, лето!", где подводим итоги года, награждение и поощрение родителей и детей.
В группе целесообразно подготовить информационный стенд, на котором можно познакомиться с заданиями для работы с детьми в домашних условиях.
Родители детей с нарушениями речи должны учитывать, что интенсивность речевого развития ребенка зависит от характера его отношений со взрослыми, от особенностей его общения с ними. Влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребенка создают необходимые предпосылки для формирования правильной речи. [1]
В данной статье мы рассмотрели лишь отдельные аспекты взаимодействия с самыми близкими и заинтересованными для ребенка людьми. Этот вопрос требует дальнейших поисков и исследований, обобщений опыта.
Литература
Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология» - 1985г. - №5.
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.
15