Статья: Коррекционные возможности сказкотерапии в работе с агрессивностью детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии
Коррекционные возможности сказкотерапии в работе с агрессивностью детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает подрастающее поколение. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами напряжены и амбивалентны. Агрессия так же подрывает здоровье детей, приводя их в состояние трудно корригируемого возбуждения. Этот факт оказывает еще более деструктивное воздействие на детей обучающихся в специальных коррекционных классах, что подтверждает актуальность данной проблемы в коррекционной педагогике.
В последнее время психологи и педагоги все чаще используют сказки-метафоры для преодоления психологических проблем детей, в том числе коррекции агрессивных состояний. Эффективность метода вызвана проекцией ребенка на личность главного героя, что позволяет найти наиболее верный выход из сложившейся ситуации, преодолеть проблемы и трудности в поведении. Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.
Для экспериментального подтверждения влияния сказкотерапии на коррекцию агрессивности детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии нами было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. База исследования – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Кызыла, выборку составили учащиеся 3 коррекционного класса (VII вида), в составе 6 человек, возрастом от 9 до 11 лет (из них 4 девочки, 2 мальчика).
На этапе констатирующего эксперимента детям были предложены методики «Фрейбургская анкета агрессивности» и «Тест Басса-Дарки», для определения реального уровня агрессивности.
По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что в классе преобладает высокий уровень физической агрессии (55% опрошенных), высокий уровень косвенной агрессии (55% опрошенных), высокий уровень раздражительности (82% опрошенных), средний уровень негативизма (45% опрошенных), низкий уровень обидчивости (64% опрошенных), низкий уровень подозрительности (64% опрошенных), средний уровень словесной агрессии (55% опрошенных).
Полученные данные представлены в виде диаграммы:
Средний индекс агрессивности класса составил ≈ 10 баллов, что является высоким уровнем агрессивности.
По полученным данным в работе в коррекционной группе нуждаются все 6 человек.
Для коррекционной работы с детьми был выбран метод сказкотерапии.
Цель коррекционных занятий – снижение уровня агрессивности младших школьников с задержкой психического развития.
Форма организации коррекционных занятий групповая, Продолжительность одного занятия 40 мин. Всего было проведено 12 занятий (2 занятия в неделю).
Выбранные сказки были взяты из работ Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем» (Ткач Р.М., 2008, 72), а так же были использованы авторские сказки Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.: «Львенок в школе», «Могучий дуб и маленький кабанчик», «Крокодил», «Богатырь», «Принц и Колдун» и др. Был использован метод активного слушания сказок, проигрывание, рисование по сюжету сказки, авторские завершения сказок. Каждому сказкотерапевтическому занятию предшествовали психогимнастические минутки, упражнения энерджайзеры и активизаторы, для наиболее эффективного включения детей в работу.
Завершающий этап исследования составил контрольный эксперимент, после курса занятий по сказкотерапии была вторично проведена методика «Басса-Дарки».
Из полученных результатов можно заметить, что сказкотерапевтические занятия оказали благоприятное воздействие на испытуемых, показатели в классе изменились: средний уровень физической агрессии (45%) , средний уровень косвенной агрессии (57%), средний уровень раздражительности (55%), средний уровень негативизма (45%), низкий уровень обидчивости (64%), низкий уровень подозрительности (64%), средний уровень словесной агрессии (49%).
Средний индекс агрессивности класса составил ≈ 8,2 баллов, что значительно ниже первоначального уровня.
Таким образом, опираясь на результаты данного эмпирического исследования можно сделать вывод, что предупредить формирование агрессивного поведения младших школьников с проблемами в развитии можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность на развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к проявлению агрессии, неблагоприятно сказывающейся на самочувствии ребенка, создающей определенные трудности в его жизни. Одним из методов коррекции неблагоприятных качеств личности может выступать сказкотерапия.
Сказкотерапия в коррекции детской агрессивности, является одним из эффективных и доступных методов. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его агрессии, конфликтности, и что немало важно, ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.