Конспект урока по окружающему миру на тему Равнины и горы

Тема: Равнины и горы.
Цели:
– ознакомить ребят с понятием «равнина», «горы» с особенностями и природой равнин и гор;
– научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки природы равнин, гор и хозяйственной деятельности, макет вулкана, образцы горных пород, карточки, презентация.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Посмотрите все на меня! Сегодня экскурсоводом работаю я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь!
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Задание 1
На доске высвечиваются названия предыдущих тем.
Океаны        Материки          Реки           Озёра
– Какая из данных тем, на ваш взгляд, лишняя в этом списке?
– Почему? – Какие материки вы знаете? (дети называют материки и показывают их на карте) (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида)
– Сейчас мы рассмотрим участки суши.
– Нам поможет в этом крупные реки, которые протекают по территории Южной Америки и Африки.(работа в пате)
- Найдите на карте самую крупную реку и поработайте по карточкам.
Детям раздаются листочки с изображением материков Южная Америка и Африка.
Южная Америка
Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом.
Африка
Самая крупная река:___________________________. Суша, по которой протекает эта река, обозначена на карте____________________ цветом.
(Дети работают сам – но по карточкам. Затем  выходят по 1 ученику от пары к карте, зачитывают вслух и показывают на карте.)
-Каким цветом обозначены участки суши, по которым протекают крупные реки? (зелёным и жёлтым)
-Что обозначается на карте зелёным и жёлтым цветом? (равнины)
-Посмотрите как выглядят эти реки. (а презентации показываются реки: Амазонка и Нил)
-А посмотрите ещё на одну реку. (показывается горная река Тургень)
-В чём разница? (одни реки спокойные, а эта бурная)
-Как вы думаете, почему эта река бурная? (она течёт в горах)
-Какова же тема урока? (равнины и горы)
3.Постановка учебной задачи.
– Определяем основной вопрос урока.
– Нам помогут в этом наши друзья, которые вместе с нами путешествуют по окружающему миру. Кто это ребята? (Лена и Миша)
–Увидев картинку в книге «Окружающий мир», Лена сказала: Я считаю, что это равнина. Ведь ровная же поверхность.
–А Миша ей ответил: А я думаю, что это всё таки горы. Ведь поверхность расположена высоко над уровнем моря.
–Кто прав?
–Какие возникают вопросы? Что такое равнина? Что такое горы? Чем равнины отличаются от гор?
Вот мы спланировали нашу работу. Наша задача ответить на поставленные вопросы.
4.Совместное открытие знаний.
Равнины
– Много ли на карте зелёного и жёлтого цветов? 
(большая часть суши обозначена зелёным и жёлтым цветом)
–Как узнать высоту участков суши? ( Чтобы узнать высоту участков суши нужно обратиться к условному знаку «Шкала высот в метрах»)
–Рассмотрим эту шкалу. (Дети рассматривают высоту и цвет участков суши) – Какую высоту имеют участки суши зелёного и жёлтых цветов? (На карте обозначено, что высота их не превышает  500 метров). –Чем отличаются эти равнины? (плоская и холмистая)
–Так какие же участки суши можно назвать равниной?( Равнина – ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные  не выше 500 метров над уровнем моря)
–Найдите самые крупные равнины на карте Европы и покажите. (Восточно-Европейская равнина и Западно-Сибирская равнина)
–Рассмотрите два фрагмента карт. (стр.115)
–Чем различаются изображённые на них равнины?
–Чем ниже расположена равнина относительно уровня моря, тем медленнее текут по ней реки и тем больше на ней болот. Болота обозначают вот таким условным знаком (учитель показывает). Такую равнину называют низменностью.
–Самая большая низменность на карте в Европы – это Прикаспийская низменность. (учитель показывает)
–На Прикаспийской низменности тоже много болот.
–Есть ли польза от болот, как вы думаете?   Это мы сейчас и узнаем.
(выступают дети и показывают карточки мха - сфагнума)
1.На болотах растёт мох-сфагнум. Он хорошо впитывает влагу и убивает микробы. Поэтому высушенный сфагнум можно использовать вместо ваты. Что и делали врачи во время Великой Отечественной войны.
2.Мох сфагнум живёт много лет. Пока его верхушка растёт, нижняя часть отмирает.
3.Отмершие части накапливаются и превращаются в торф. Торф – это ценное полезное ископаемое. Высушенный торф при сжигании даёт много тепла.
Физминутка
Горы
–Ребята, что вы видите на слайде? (горы)
–Горы – это очень красивые места. В горах можно увидеть - крутые снежные вершины и бездонные пропасти, каменные глыбы и узкие быстрые реки.
–Хотели бы вы оказаться в таких местах? Почему?(Там очень красиво, но и очень опасно. Не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть)
–Давайте поработаем с картой (с.128 – 129)
–Давайте обратимся к шкале высот и рассмотрим, каким цветом обозначают на карте горы? (коричневым)
–Найдите и покажите горы на карте.
Евразия – Альпы, Уральские горы, Кавказ, Гималаи.
Северная Америка – Кордильеры.
Южная Америка – Анды.
(Показ по слайдам гор)
–Какие горы самые высокие? Почему вы так решили? (Гималаи)
–Горы по высоте делятся на 3 вида: низкие горы (до 1000м – Хибины), средние горы (от 1000м до 2000м – Уральские горы) и высокие горы (более 2000м – Гималаи, Кавказ).
Самой высокой в мире считается гора Джомолунгма (более распространенное название – Эверест) в Гималаях, высота которой над уровнем моря 8 848 метров.
–Какие участки земной поверхности мы можем назвать горами? (Горы – это участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность)
–Давайте попробуем по иллюстрациям учебника на стр.113 рассказать, что бывает в горах или на равнинах  (Работа по картинкам. Дети по книге рассказывают, что бывает в горах и на равнинах, и прикрепляют карточки на доску к надписям «равнина» и «горы»).
Полезные ископаемые
– Почему именно на равнине люди строят города и сёла, дороги, распахивают поля и выращивают сады? (Потому что равнины сложены из рыхлых пород)
– Давайте посмотрим из каких рыхлых  пород сложены равнины?  (с.114 учебник)
 (Песок, глины, галька) (Учитель показывает эти породы)
– А из каких горных пород сложены горы? (с.114) (Известняк, гранит, базальт, мрамор).
(Учитель показывает эти горные породы).
– Как называются горные породы, которые использует человек? Прочитайте на стр.114.  
(Горные породы, которые человек использует в своём хозяйстве, называют полезными ископаемыми).
– Прочитайте какие виды полезных ископаемых представлены в книге.   (Магнитный железняк, каменный уголь, гранит, каменная соль)
– А чем полезны эти горные породы мы сейчас и узнаем.
 (Сообщения детей о полезных ископаемых.)
Магнитный железняк  минерал тёмного цвета. На металлургических заводах, в доменных печах из железной руды выплавляют чугун и сталь. А затем на заводах изготавливают различные предметы из металла.
Железная дорога и гвоздь, станок и часы, океанский корабль и чайная ложка-всё это сделано из металлов.
Каменный уголь.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник он настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Важное свойство угля - горючесть. Каменный уголь  - используется как топливо. При горении он даёт много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Отгадайте загадку
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна. (ответ: соль)
Это – каменная соль. Очищенная каменная соль – важный пищевой продукт.
В химической промышленности каменная соль применяется для получения соды, соляной кислоты, соды. Соль используют в медицине и сельском хозяйстве.
Гранит.
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Гранит  - очень прочный камень. Его используют в строительстве. Гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.
Исследовательская работа
– Ребята, мы с вами выяснили, что горы состоят из плотных горных пород.
– У вас на столе лежит представитель плотных горных пород – гранит. Давайте попробуем эту горную породу разломать. Получилось? (нет) Попробуйте расковырять или расколоть гвоздём. Получилось? (нет)
-Как вы думаете, могут ли горы  и  твёрдые камни (горные породы) разрушаться из которых состоят эти горы? (Ответы детей)
-А вот сейчас мы это и узнаем.
 (Ребёнок представляет исследовательскую работу)
-Так могут ли разрушаться горы? (Да, но очень медленно)
5.Применяем полученные знания.
1.Работа в парах.
– А сейчас мы поработаем в парах.
– Выбери отличительные особенности гор и равнин.
(Два ученика работают у доски, прикрепляя карточки) 
(Выдаются карточки с надписями. Дети распределяют:  1 вариант – равнины, 2 вариант – горы.)
-удобно построить город
-встречаются болота
-легче строить дороги
- ровные или слабоволнистые участки суши, расположенные  не выше 500 метров над уровнем моря
- текут бурные реки
-больше дикой нетронутой природы
-сходят лавины и встречаются землетрясения
-местность лежит высоко над уровнем моря
- участки земной поверхности, которые имеют различную возвышенность
2.Работа с презентацией и картой.
 -Материк, на котором находятся горы Альпы и Гималаи? (Евразия)
-Горы состоят из (плотных горных пород)
-Железная руда, каменный уголь, соль, гранит – это (полезные ископаемые).
-Самые крупные равнины в Европе? (восточно – Европейская и Западно – Сибирская)
-Самые высокие горы? (Гималаи)
-Какие бывают равнины? (Ровные и холмистые)
-Какие бывают горы? (Низкие, средние и высокие)
6.Рефлексия деятельности.
1.– Что нового узнали? – Выберите карточку и продолжите её (на презентации).
2. – Оцените себя
(Дети оценивают себя по схеме «Самооценка», 1 – 2 ученика)
3.На доску каждый ученик прикрепляет самооценку за урок
(на гору камешек)
- Спасибо за урок.

15