РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова РАБОЧАЯ ПР ОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ Профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы специальности 230401 Информационные систем ы (по отраслям) (базовая подготовка) 2012 2 ОДОБРЕНО Предметно - цикловой к омиссией специальных дисциплин Председате ль_____Дормидонтова В.А. «___» _______________20___ г. Составитель: Зуева А.А. преподаватель ГБОУ С ПО СТАПМ им. Д.И. Козлова Эксперты: Техническая экспертиза: ______________________________________ Содержательная экспертиза:____________________________________ Рабочая программа разработана в соответс твии с разъяснениями по формиро ванию примерных про грамм учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального професс ионального и среднего профессио нального образования, утвержденными И.М. Реморен ко, директором Департамента государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образо вания Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года. Содержание программы реализуется в про цессе освоения студентами о снов ной профессиональной образовательной программы по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) (базовая подготовка) . 3 С ОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАН ИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛ ИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1 4 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕ ЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИС ЦИПЛИНЫ 1 6 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ Основы алгоритмизации и программирования 1.1. Область применения рабочей программы Рабоча я программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) базовый уровень Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для других смежных специальностей группы 230000 Информатика и вычислительная техника. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  использовать языки программиров а ния , строить логически правильные и эффективные программы В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  общие принципы построения алгоритмов , основные алгоритмические конструкции;  понятие системы программирования;  основные элементы процедурного языка программирования , структуру программы, операторы и о перации , управляющие структуры , структуры данных , файлы, классы памяти;  подпрограммы, составление библиотек подпрограмм;  об ъ ектно - ориентированную модель программирования , понятие классов и объектов, их свойств и методов. В результате освоения учебной дисц иплины обучающийся должен освоить следующие общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы вы полнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выпо лнения профессиональных задач, 5 профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). В результате изучения дис циплины обучающийся должен освоить следующие профессиональные компетенции: ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. ПК 1.3. Производить модиф икацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. ПК 2.2. Программировать в соответствии с требованиями технического задания. ПК 2.3. Применять методики тестирования разрабатываемы х приложений. 1.4. К оличество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 2 3 0 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 1 53 часов; самостоятельной работы обучающегося 7 7 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 23 0 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 1 53 в том числе: лаборат орные работы - практические занятия 73 контрольные работы 9 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 7 7 Итоговая аттестация в форме экзамена 7 2.2. Т ематический план и содержание учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программиров ания Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программ и ровани я 2 7 Те ма 1.1. Основные понятия алг о ритмизации Содержание учебного материала 4 1 Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. 1 2 Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, ц иклич е ские. 2 3 Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характ е ристика. Структурированные типы данных и их характеристика. Методы со р тировки данных. 1 Практические занятия №1 1. Составление блок - схем алгоритмов. 2 Самостоятельная р абота обучающихся №1,2 1. Свойства алгоритмов 2. Методы со р тировки данных 2 Тема 1. 2. Логические основы алгоритмиз а ции Содержание учебного материала 2 1 Основы алгебры логики. Законы логических операций. Таблицы исти н ности. 2 Практические занятия №2 1. Сост авление таблиц истинности. 2 Самостоятельная работа обучающихся № 3 1. Логические операции с высказываниями: кон ъ юнкция, дизъюнкция, инверсия. 2 Тема 1. 3 . Языки и системы программиров а ния Содержание учебного материала 2 1 Элементы языков программирова ния. Понятие системы программирования. Исходный, об ъ ектный и загрузочный модули. 1 8 Интегрированная среда программир о вания. 2 Практические занятия №3 1. Изучение интерфейса и нтегрированн ой сред ы программир о вания 2 Самостоятельная работа обучающихся №4,5 1. Эволюция языков программирования. 2. Классификация языков программирования. 2 Тема 1. 4 . Методы программиров а ния Содержание учебного материала 4 1 Методы программирования: структурный, модульный, объектно - ориентированный. Достоинства и недостатки ме тодов программиров а ния. Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программн о го обеспечения. 1 Контрольные работы №1 1. Основные принципы алгоритмизации и программ и рования 1 Самостоятельная работа обучающихся № 6,7 1. Доклад « Типы п риложений » - Консольные приложения. Оконные Windows прил о жения. Web - приложения. Библиотеки. Web - сервисы . 2 Раздел 2. Программирован ие на алгоритмическом яз ы ке Турбо Паскаль 11 9 Тема 2. 1. Основные элементы яз ы ка Содержание учебного материала 4 1 Стр уктурная схема программы на алг о ритмическом языке. Лексика языка. Переменные и константы. Типы данных. Выражения и операции. 1 Практические занятия №4 1. Составление корректных выражений. 2 Самостоятельная работа обучающихся №8 1. История развития языка п рограммирования. 2 Тема 2.2 . Операторы языка Содержание учебного материала 6 1 Синтаксис операторов: присваивания, ввода - вывода, безусловного и условного перех о дов, циклов. Составной оператор. Вложенные условные операторы. Циклические констру к ции. Ци клы с предусловием и постусловием. 3 9 Практические занятия №5,6,7,8,9 1. Составление программ линейной структуры. 2. Составление программ разветвляющейся структуры. 3. Составление программ разветвляющейся усложненной структ у ры. 4. Составление программ циклической структуры. 5. Составление программ усложненной структуры. 8 Контрольные работы №2 1. Создание программ различной структуры 1 Самостоятельная работа обучающихся №9,10,11,12,13 1. Составление алгоритмов линейной структуры. 2. Составление алгоритмов разветвляющейся структуры. 3. Анализ программ разветвляющейся усложненной структ у ры. 4. Составление алгоритмов циклической структуры. 5. Анализ программ усложненной структуры. 8 Тема 2.3 . Массивы Содержание учебного материала 6 1 Массивы как структурированный тип данных. Объ явление массива. Ввод и вывод о д номерных массивов. Ввод и вывод двухмерных массивов. 2 2 Обработка массивов. Стандартные функции для массива целых и веществе н ных чисел. 3 Практические занятия №10,11,12 1. Обработка одномерных массивов. 2. Обработка дву хмерных массивов. 3. Использование стандартных функций для работы с массивами. 8 Самостоятельная работа обучающихся № 14,15,16,17,18 1. Варианты в вод а и вывод а о д номерных массивов. 2. Варианты в вод а и вывод а двухмерных массивов. 3. Составление алгоритмов о бработк и одномерных массивов. 4. Составление алгоритмов о бработк и двухмерных массивов. 5. Анализ функций для работы с массивами . 8 Тема 2.4 . Строки и множес т ва Содержание учебного материала 6 1 Структурированные типы данных: строки и множества. Объявление строков ых типов данных. Поиск, удаление, замена и добавление симв о лов в строке. 3 10 Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Объявление множества. Операции над множествами. Практические занятия №13,14,15,16,17 1. Работа со стр оковыми переменными. 2. Использование стандартных функций и процедур для работы со строк а ми. 3. Работа с данными типа множес т во. 4. Разработка программ со структурированными типами данных. 5. Разработка усложненных программ со структурированными типами да н ных. 8 К онтрольные работы № 3 1. Работа со структурированн ыми тип ами данных 2 Самостоятельная работа обучающихся № 19,20,21,22 1. Анализ функций и процедур для работы со строками . 2. Составление алгоритмов о бработк и строк . 3. Составление алгоритмов о бработк и множеств . 4. Анализ программ со структурированными типами данных. 8 Тема 2.5 . Процедуры и фун к ции Содержание учебного материала 6 1 Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назнач е ние, различие. Организация процедур, стандартные процедуры. Процеду ры, определенные польз о вателем: синтаксис, передача аргументов. Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание проц е дур. Функции: способы организации и описание. Вызов функций, рекурсия. Программир о вание рекурсивных алгоритмов. Станд артные фун к ции. 3 Практические занятия № 18,19,20,21,22 1. Организация процедур. 2. Использование процедур. 3. Организация функций. 4. Использование функций. 5. Применение рекурсивных функций. 5 Самостоятельная работа обучающихся №23,24,25 1. Организация собственных п роцедур и функций. 2. Изучение и анализ применимости стандартны х процедур. 3. Программир о вание рекурсивных алгоритмов. 6 Тема 2.6 . Содержание учебного материала 4 11 Организация ввода - вывода данных. Раб о та с файл а ми 1 Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы последовательного доступа. О т крытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного дост у па. Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Откры тие и закрытие файла произвольного доступа. Запись и считывание из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного дост у па. Стандартные процедуры и функции для файлов разного типа. 3 Практические занятия №23,24,25,26 1. Работа с файлом после довательного дост у па. 2. Работа с файлом произвольного дост у па. 3. Разработка программ с чтением и записью файлов разных т и пов. 4. Использование стандартных процедур и функций для работы с файлами. 6 Контрольные работы № 4 1. Работа с файл а ми 2 Самостоятельная р абота обучающихся № 26,27,28 1. Анализ видов о рганизаци и доступа к файлам 2. Сравнительный анализ использования файлов последовательного и произвольного дост у па. 3. Стандартные процедуры и функции для файлов разного типа. 6 Тема 2. 7 . Библиотеки подпр о грамм Содерж ание учебного материала 3 1 Программирование модулей. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. Библиотеки подпрограмм: понятие и виды. Схемы вызова библиотек. Статическое и динамическое связывание. Использование библиотек подпр о грамм. 2 Практические з анятия №27,28,29 1. Программирование модуля. 2. Создание библиотеки подпрограмм. 3. Использование библиотеки подпрограмм. 2 Самостоятельная работа обучающихся №29,30 1. Про екти рование структуры модуля. 2. Про екти рование структуры библиотеки подпрограмм. 2 Раздел 3 . Программирован ие в объектно - ориентированной среде 8 4 12 Тема 3. 1. Основные принципы об ъ ектно - ориентированного программирования (ООП) Содержание учебного материала 8 1 Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принц ипы ООП: инкапсуляция, наслед о вание, полиморфизм. Событийно - управляемая модель программирования. Компонентно - ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства. 2 Практические занятия №30 1. Объявление и описание объектов . 6 Самостоятел ьная работа обучающихся № 31,32,33,34 1. История развития ООП. 2. Составление примеров инкапсуляци и , наслед о вани я , полиморфизм а из жизни. 3. Про екти рование структуры объектов . 4. Про екти рование структуры класса объектов . 8 Контрольные работы №5 1. Основные принципы ОО П 1 Тема 3.2 . Интегрированная среда разрабо т чика Содержание учебного материала 4 1 Требования к аппаратным и программным средствам интегрированной среды разр а ботчика. Интерфейс среды разработчика: характеристика, основные окна, инструменты, об ъ екты . Форма и размещение на ней управляющих элементов. Панель компонентов и их сво й ства. Окно кода проекта. Состав и характеристика проекта. Выполнение проекта. Настройка среды и параметров прое к та. 2 Практические занятия №31,32 1. Изучение интегрированной ср еды разработчика. 2. Создание простого проекта. 4 Самостоятельная работа обучающихся № 35,36,37 1. И нтегрированна я сред а разр а ботчика 2. Сравнительный анализ ИСР. 3. Изучение компонентов и их сво й ств ИСР . 4 Тема 3.3 . Этапы разработки пр и ложения Содержание учеб ного материала 2 1 Проектирование объектно - ориентированного приложения. Создание интерфейса пользователя. Программирование приложения. Тестирование, отладка приложения. Созд а ние документации. 2 Практические занятия № 33,34 1. Создание интерфейса пользова теля. Программирование приложения. 2. Тестирование, отладка приложения. 2 13 Самостоятельная работа обучающихся № 38,39,40 1. Проектирование интерфейса пользователя . 2. Составление тестов для приложения. 3. Созд а ние документации. 2 Тема 3.4 . Иерархия классов Содерж ание учебного материала 2 1 Классы объектно - ориентированного языка программирования: виды, назначение, свойства, методы, события. Объявление класса, свойств и методов экземпляра класса. Наследование. Пер е грузка методов. 2 Практические занятия № 35,3 6,37 1. Объявление класса, создание экземпляров класса. 2. Создание наследованного класса. 3. Перегрузка методов. 2 Самостоятельная работа обучающихся №41 1. Проектирование класса, свойств и методов экземпляра класса 2 Тема 3.5 . Визуальное событийно - управляемое программир о вание Содержание учебного материала 6 1 Основные компоненты (элементы управления) интегрированной среды разработки, их состав и назначение. Дополнительные элементы управл е ния. Свойства компонентов (элементов управления). Виды свойств. Синта ксис определения свойств. Категория свойств. Назначение свойств и их влияние на результат. Управление объектом через сво й ства. События компонентов (элементов управления), их сущность и назначение. Создание процедур на основе событий. Процедуры, определенны е пользователем: синтаксис, передача арг у ментов. Вызов событий. 2 Практические занятия 38,39,40,41 1. Создание проекта с использованием кнопочных компонентов. 2. Создание проекта с использованием компонентов для работы с те к стом. 3. Создание проекта с использова нием компонентов ввода и отображения чисел, дат и времени. 4. Создание проекта с использованием компонентов стандартных диалогов и системы меню. 8 Самостоятельная работа обучающихся № 42,43,44 1. Изучение свойств и событий стандартных элементов управления . 2. И зучение свойств и событий дополнительных элементов управления . 3. Проектирование приложений с различными интерфейсными элементами. 8 Тема 3.6 . Разработка оконног о Содержание учебного материала 2 1 Разработка функционального интерфейса приложе ния. Создание интерфейса прил о жения. Разработка функциональной схемы работы приложения. Создание процедур обрабо т ки событий. Компиляция и 3 14 приложения запуск прилож е ния. Практические занятия № 42,43,44 1. Разработка оконного приложения. 2. Разработка оконного приложени я с несколькими формами. 3. Разработка многооконного приложения. 6 Контрольные работы № 6 1. Разработка оконног о приложения 2 Самостоятельная работа обучающихся № 45,46,47 1. Анализ элементов управления разрабатываемого приложения . 2. Описание свойств и событий элементов управления разрабатываемого приложения. 3. Разработка функциональной схемы работы приложения. 5 Всего: 2 3 0 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИ И ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению Реализация программы дисц иплины требует наличия учебного кабинета Программирования и баз данных Оборудование учебного кабинета:  комплект учебно - методической документации;  наглядные пособия Технические средства обучения:  компьютер;  программное обеспечение общего и профессион ального назначения;  мультимедиа проектор;  принтер. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: у чебник для студ. сред. проф. образования / И.Г. Семакин, А.П. Шестаков – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 2. Основы алгоритмизации и программирования: у чеб . п о собие / О.Л. Голицына, И.И. Попов . – 3 - е изд. – М.: ФОРУМ , 200 8 . Дополнительные источники: 3. Алгоритмизация и программирование: учеб. пособие (ГРИФ) // Канцедал С.А. – М.: ИД ―ФОРУМ‖: ИНФРА - М, 2010. 4. В.В. Фаронов. Turbo Pascal 7.0. Начальный курс. Учебное пособие. Москва. Нолидж. 2002г. 5. Немнюгин С.А. Т urbo Pascal . – C Пб.: Питер, 2000. 6. Основы алго ритмизации и программирования: учеб. п о собие (ГРИФ) // Колдаев В.Д. / Под ред. Л.Г. Гагариной — М.: ИНФРА - М: ФОРУМ, 2009. 7. Основы программирования: учеб. п о собие / О.Л. Голицына, И.И. Попов. – 3 - е изд. – М.: ФОРУМ, 2008. 8. Программирование на языках высокого уровня: учеб. п о собие / О.Л. Голицына, И.И. Попов. – М.: ФОРУМ, 2010. 9. Программирование на языке высокого уровня. Программирование на языке Object Pascal . Учеб. пособие (ГРИФ) // Немцова Т.И., Голова С.Ю., Абрамова И.В. – ИД «Форум»: ИНФРА - М, 2009. 10. Семакин И.Г. Основы программирования: учебник для студ. сред. проф. 16 образования / И.Г. Семакин, А.П. Шестаков – 4 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 11. Фаронов В. Delphi 6: Учебный курс. – СПб: Питер, 2002. 12. Эпштейн М.С. Практикум по программирова нию на языке С: учеб. п о собие для студ. сред. проф. образования / М.С. Эпштейн. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 13. Языки программирования: учеб. п о собие / О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – 2 - е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тест ирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения У меть:  использовать языки программиров а ния, строить логически правильные и эффективные программы З нать:  общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции;  понятие системы программирования;  основные элементы процедурного языка программирования, структуру программы, операторы и опер ации, управляющие структуры, структуры данных, файлы, классы памяти;  подпрограммы, составление библиотек подпрограмм;  об ъ ектно - ориентированную модель программирования, понятие классов и объектов, их свойств и методов. Текущий контроль в форме:  практическ их работ,  самостоятельной работы,  творческих работ,  контрольной работы Текущий контроль в форме:  индивидуального устного и письменного опроса,  контрольной работы (тестирование) 18 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением; БЫЛО СТАЛО Основание: Подпись лица внесшего изменения