Развития звуковой культуры речи
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Дошкольное детство является очень важным периодом в становлении человека как личности и занимает первые семь лет его жизни. Именно в этот период закладываются все качества личности, раскрываются еѐ способности. При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Дошколята – активные и любопытные ребята, из детей буквально сыплются сотни «Почему» и десятки «Зачем»! Задавая вопросы, ребѐнок демонстрирует запрос на знание, словно говоря: «Расскажи мне! Объясни мне! Научи меня!». Ответы взрослых на вопросы детские вопросы крайне важны для развития дошкольников. Развитие речи дошкольников можно разделить на две категории: устранение дефектов речи и развитие культуры речи. Если с первой проблемой сталкиваются не все, то вторая проблема одинаково важна для всех дошколят. Младшим дошкольникам необходимо развитие монологической и диалогической речи, способности формулировать вопросы. Хорошо, если мальчики и девочки умеют пересказывать тексты и описывать ситуации, могут быть полноправными собеседниками и грамотно отвечать на вопросы. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений. Стоит помнить, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника. Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников
«Придумай слово» Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук. В процессе игры ребѐнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы еѐ открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ». Ребѐнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребѐнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребѐнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.
Игровое упражнение «Раздели правильно» Цель — развитие умения делить слова на слоги. В эту игру можно играть всей семьѐй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку: Друг за другом мы шагаем Слова на слоги разделяем. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра «Наоборот» Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-с противоположным значением). Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»). Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»). Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашѐл»)! Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу» Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели). Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребѐнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... Огонь горячий, а лѐд ... Река широкая, а ручей ... Камень тяжѐлый, а пух ... и т.д.
Предлагаемые игры помогут вашему ребѐнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.
Педагог-психолог Тремасова Ж.А.