Конспект логопедического занятия в средней группе на тему Домашние птицы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Тема:
Домашние птицы
Логопедическое занятие
Средняя группа
Учитель-логопед: Авезова В.С.
2015 г
Содержание:
Пояснительная записка стр. 3
Цели и задачи занятия стр.3
Предварительная работа стр. 4
Оборудование стр. 5
Этапы занятия стр. 5
Ход занятия стр. 5-8
Приложение стр. 9-10
Используемая литература стр.11
Пояснительная записка
Тема занятия: «Домашние птицы»
В группу входят 17 человек, дети 4 - 5 лет.
Занятие проводилось с подгруппой детей (8 человек).
Используется программа «Развитие и обучение детей средней группы ДОУ» в соответствии с ФГОС под редакцией Т.Б. Филичевой.
Воспитание грамматически правильной связной речи у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтального логопедического занятия в средней группе по развитию связной речи.
Логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю. Всего 111 занятий в году.
Цели занятия:
Закреплять знание о домашних птицах.
Развивать связную речь детей.
Задачи:
Уточнить имеющиеся у детей знания по данной теме.
Развивать фонематическое восприятие.
Расширить глагольный словарь у детей по теме.
Закрепить у детей представление о внешнем виде домашних птиц.
Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить образовывать существительные множительного числа именительного падежа.
Учить согласовывать числительное с существительным.
Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.
Развивать зрительное внимание и память.
Развивать координацию речи с движением.
Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа:
Рассматривание изображений домашних птиц и их детенышей.
Отгадывание загадок.
Дидактические игры: разрезные картинки, пазлы.
Подвижные игры со словами.
Речевые игры: «Покажи и назови», «Прятки», «Покорми птиц», «Отгадай-ка».
Материал и оборудование:
Карточки с изображениями домашних птиц и их детенышей.
Ноутбук.
Бумажные перышки.
Пособие «Обучение связной речи детей 4-5 лет». – М.: Скрипторий 2014.
Обручи.
Шапочки домашних птиц.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: «Сегодня у нас необычное занятие. Вы будите превращаться в птичек. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей».
Дети отгадывают загадки. Логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.
Загадки:
Я пеструшка, я хохлатка. Куд-куда! - кричу я кратко. Кричу, и слышит улица: Снесла яичко ...(Курица)
Распускает хвост павлином. Ходит важным господином, по земле ногами – стук, как зовут его – (индюк).
Беленькие перышки, красный гребешок, кто это на колышке?… (Петя-Петушок)
Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки… (Гусь)
Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает… (Курица)
Всегда на всех надут как мех. Ходит болоболет, на всех страх наводит… (Индюк)
Ходит на рыбаку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это?… (Уточка)
Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду боюсь, кто это?… (Гусь)
2. Закрепление темы.
Логопед: «Какие вы птички?» ( Мы домашние птицы)
Логопед: «Почему называют их домашними?» (Они живут рядом с человеком и приносят пользу).
Логопед: «Где птички живут?» (Домашние птицы живут на птичьем дворе)
Логопед: «Сегодня наша группа будет птичьим двором. Кто ухаживает за домашними птицами?» (Птичница) «Вот сегодня я буду птичницей».
3. Дидактическая игра «Узнай птиц по голосу». Дети прослушивают аудио записи с голосами домашних птиц. Отвечают на вопросы логопеда.
4. Дидактическая игра «Кто как голос подает». Логопед называет птицу, а дети отвечают, как она говорит. Пример: Петух — «ку-ка-ре-ку» — кукарекает. Курица — «куд-куда» — кудахчет. Утка — «кря-кря-кря» — крякает. Гусь — «га-га-га» — гагочет. Индюк — «бл-бл-бл» — болоболет.
5. Физкультминутка. Игра «Курочка и цыплята».
Выбрать лису.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки поклевать,
А за ней цыплятки,
Птенчики-ребятки.
-Вы мои цыплятки,
Лапками гребите, Червяков ищите.
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Чтобы хитрая лиса
Вас в нору не унесла.
Дети выполняют движения в соответствие с текстом. После слов «не унесла» лиса бежит за детьми. Дети прячутся от лисы – встают в обручи.
6. Составление рассказа «Домашние птицы» (см. пособие «Обучение связной речи детей 4-5 лет»).
Рассмотреть с детьми сюжетную картинку. Задавать вопрос и выставлять картинно-графическую схему каждого предложения:
- Кого кормит мама? (Мама кормит домашних птиц).
- Кому помогают Таня и Вова (Таня и Вова помогают маме).
- Чем мама кормит гуся? (мама кормит гуся горохом).
- Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном).
- Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей).
- Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники).
Хоровое чтение предложений по схемам:
Логопед читает по плану весь рассказ. Два-три ребенка пересказывают весь текст по картинно-графическому плану. Придумать название рассказу.
7. Пальчиковая гимнастика. Дети совместно с логопедом складывают пальцы в соответствие с заданной птицей.
8. Дидактическая игра «Детки потерялись».
Логопед выставляет на доску картинки с изображением взрослых птиц и птенцов.
Логопед: «Помогите малышам: потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!».
Раздать детям предметные картинки с изображением птенцов, так, чтобы у двух детей были одинаковые картинки.
Логопед: «Таня (Ваня) кто у тебя? Чей это птенец? (ребенок ставит картинку около соответствующей птицы) Кто у курицы (утки)? (У курицы цыплята).
9. Дидактическая игра «Посчитаем птенчиков». Логопед: «Кто братья и сестры цыпленка?» (цыплята) Логопед: «Давайте посчитаем, сколько цыплят на картинке». Дети: «Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят»
10. Игра «Чьи перья?» Логопед: «Птички так увлеклись игрой, что растеряли свои перышки». «Каждая птичка пусть найдет свое перышко по своим следам». Дети находят свои перышки и отвечают: «Это мое перо- гусиное». «Это мое перо — петушиное». «Это мое перо — куриное». «Это мое перо — утиное». «Это мое перо — индюшиное».
11. Итог занятия. Логопед: «А теперь превращайтесь обратно в детей. Расскажите, о ком мы говорили на занятии?». ( Мы говорили о домашних птицах).