Дидактические игры для формирования лексической стороны речи для детей с ОНР
Дидактические игры и упражнения, используемые для формирования лексической стороны речи для детей с общим недоразвитием речи, обусловленным стертой дизартрией:
I. Формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова.
Для развития классификации слов на основе различных семантических признаков можно предложить следующие игры:
1. Классификация предметов по картинкам.
Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется):
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
2. Игра «Назови лишнее слово»
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
а. Лишнее слово среди имен существительных:
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Слива, яблоко, помидор, груша, абрикос.
Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
Зима, апрель, весна, лето, осень.
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
б. Лишнее слово среди прилагательных:
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
в. Лишнее слово среди глаголов:
Думать, ехать, размышлять, соображать.
Ненавидеть, презирать, наказывать.
Приехал, прибежал, укатился, приплыл.
Налил, насорил, вылил.
3. Выделить из серии слов:
а. Только названия домашних животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
Сарай, корова, коза, овца.
б. Только названия транспорта:
Грузовик, метро, самолет, скамейка.
Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
4. Выбрать правильный ответ.
В году месяцев (7, 12, 16, 24).
У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).
Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).
5. Отгадывание предмета по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Глаза, рот, нос, брови, щеки (лицо)
6. Объяснить, что общего у предметов.
Мяч, солнце, шар (круглые).
Огурец, помидор, картошка (овощи)
Ромашка, тюльпан, васильки (цветы).
Лист, трава, крокодил (зеленые).