Консультация для родителей Дидактические игры и упражнения для развития познавательной активности у детей с ОНР


Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения по развитию познавательной активности у детей с ОНР».
В познавательной деятельности человек изучает не только его окружающий мир, но и самого себя. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растёт с развитием научно-технического прогресса. Чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методы обучения.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром происходит благодаря его активности и деятельности, а ещё потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности.
Ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
Полноценное развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого посредством игровой среды, дидактических игр и упражнений.
Для формирования познавательной активности у детей можно использовать следующие дидактические игры и упражнения.
Упражнения на формирование положительной мотивации действий.
«Узнай, какого это цвета?»
Цель: научить детей создавать образ графическим способом, чётко выполнять инструкции взрослого.
Дети выбирают из коробки нужный цвет карандаша, придумывают и рисуют то, что бывает этого цвета.
«Что можно подарить другу?»
Цель: воспитать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
Предложить детям сделать подарок другу. Нужно постараться, чтобы работа понравилась другу.

Упражнения на формирование умения делать выбор.
«Выбери пару»
Цель: научить детей делать выбор.
Предлагается убрать группу (полить цветы, сложить конструктор и т. д.). Попросить детей выбрать, с кем они будут это делать. Решить надо быстро, выполнять работу за короткое время, но аккуратно.
«Животные жарких стран»
Цель: научить детей определять содержание своей работы; закрепить умение лепить животных.
Дети вспоминают, каких животных жарких стран они знают. Предлагается выбрать, кого из них они хотят вылепить, отмечая характерную особенность каждого животного.
Упражнение на развитие вопросительно-познавательной активности детей.
«Угадай-ка»
Цель: закрепить знания детей о знакомых породах деревьев; активизировать речь детей; развивать наблюдательность.
Ведущий загадывает дерево, название которого вслух не произносит. Дети задают вопросы о признаках этого дерева.
Дидактические игры на развитие вопросительно-познавательной активности детей.
«Какое время года?»
Цель: совершенствовать умение детей называть характерные особенности времени года; закрепить умение определять по основным признакам природы время года; научить собирать отдельные участки картины в единое целое.
Предлагаются разрезные картинки с временами года, которые следует собрать в единое целое, выделить и назвать характерные особенности времен года.
Сначала нужно отобрать кусочки картин каждого времени года, затем собрать общие картины. Работая, дети не мешают друг другу.
«Детки на ветке»
Цель: научить подбирать предметы по принадлежности к одному растению.
По сигналу « Детки, найдите свои ветки» - каждый ищет свою пару, т. е. становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота». Ворота закрываются, если пара выполнила задание неверно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами.

Упражнение на формирование субъективной вопросительно-познавательной активности выходящей за пределы конкретной ситуации.
« Плачущие сосульки»
Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием воды.
Наблюдение проводится на прогулке.
Педагог. Ребята, обратите внимание: на солнце сосульки плачут, а в тени нет. Как вы думаете, что такое сосульки, как они образовались и откуда взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыше? (Обращает внимание детей на солнечную сторону крыше).
Дети наблюдают.
(Подводит детей к выводу). Снег на солнце тает, стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки.
Дети. Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло солнца.
Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности.
«Кто, где зимует?»
Собрались звери на лесной опушке и стали рассказывать друг другу, кто где будет зимовать, кто как зиму проводит…
Педагог задаёт детям вопросы: «Что сказали звери друг другу?»; «Где они будут зимовать?»
«Когда это бывает?»
На полях ещё лежит снег. Ещё упрямится зима, посылает нам ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручьи. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах сосульки плачут, но почки ещё слабо набухли.
Педагог задаёт детям вопрос: «Когда это бывает?».

«Медведь»
Ко времени выхода из берлоги медведь линяет: свалявшаяся клочьями шерсть начинает вылезать. Лесные мыши таскают эту шерсть для своих гнёзд.
Педагог задаёт детям вопрос: « Что же делает медведь, когда просыпается?»
Эти игры важны, так как они обучающие и развивающие, они не только являются формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствуют общему развитию ребёнка, служат формированию его способностей, развитию любознательности.