Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: « Продукты питания».


Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме: « Продукты питания».
Цели занятия:
1.Уточнение представления о продуктах питания, их значения для здоровья человека.
2.Обучение образованию относительных прилагательных.
3. Активизация употребления близких по значению глаголов (жарить, варить, печь, кипятить)
4. Совершенствование умения самостоятельно задавать вопросы, участвовать в диалоге.
5.Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления.
Оборудование
1.Крупа в прозрачных пакетиках.(манка, гречка, рис, горох)
2.Предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов.
3. Игрушки Машенька, Мишка.
4. Мяч, пакет сока.
Ход занятия.
Организационный момент.
Л. Сегодня мы поговорим о том, какие бывают продукты, как готовят пищу, и будем учиться образовывать новые слова, составлять предложения и задавать вопросы.
Основная часть.
Упражнения на развитие мелкой моторики «Пекарь».
Д. Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.(дети выполняют круговые движения ,имитируя скатывание колобка)
Да сушки - Ванюшке,
Да баранки - Танюшке,
Да бублики - Мишке,
Да калачи - Маришке.
Беседа по стихотворению.
Л. Что делает пекарь?
Д. Пекарь печет пироги, хлеб, бублики….
Л. Из чего пекарь печет калачи, сушки?
Д. Пекарь испек калачи, сушки из муки.
Л. Назовите другие продукты из муки.
Д. Пироги, печенье, макароны.
Л. Как называются продукты из муки?
Д. Мучные.
Л. Дети, отгадайте загадку:
«Жидкое, а не вода, белое, а не снег» .Д. Молоко.
Л. Что делают из молока?
Д. Из молока делают творог, масло .кефир..
Л. Как называются продукты из молока?
Грамматические упражнения.
(Образование относительных прилагательных)
Игра «Что приготовить?»
Л. Посмотрите и назовите, какие крупы лежат в этих пакетиках (манная, гречка, рис, горох).
Возьмите по пакетику с крупой и составьте предложение.
Д. В пакетике рис. Из риса можно сварить рисовую кашу или испечь рисовую запеканку. Из риса можно приготовить плов. И т.д.
Упражнение «Пирожки с начинкой».
Л. Посмотрите на иллюстрацию к какой сказке она (Маша и медведь)
Л. Вспомните, как называется эта сказка?
Для кого Машенька пекла пирожки? Как вы думаете , с чем Машенька могла испечь пирожки для бабушки и дедушки?
Д. Это капуста. Машенька испекла капустный пирог.
Малина - малиновый, морковь-морковный, клубника-клубничный, гриб-грибной, рыба-рыбный.
Игра с мячом « Думай и отвечай»
(активизация глаголов)
Л.(бросает мяч ребенку и задает вопрос). Котлеты жарят или варят? Скажите, что еще варят?
Д. Рыбу, яйца, картофель.
Л. Хлеб пекут или тушат? Что еще пекут?
Д. Пироги, торты, печенье.
Л. Компот кипятят или варят?
Д. Кашу, суп, макароны.
Подбор обобщающего слова.
Л. (Показывает изображения) Как назвать одним словом капусту и морковь?
Д. Овощи.
Л. Начинка из овощей какая?
Д. Овощная.
Л. Как назвать одним словом клубнику и малину?
Д. Ягоды.
Л. Начинка из ягод какая?
Д. Ягодная.
Физкультминутка
Игра «Маша и медведь».
Дети идут по кругу, изображая походку медведя.
-Сяду на пенке, съем пирожок.
Машенька. (грозит пальчиком). Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.
Развитие фразовой речи
(Мишка принес тетрадку и просит нас исправить ошибки).
Лена пить лимон чай.- Лена пьет лимонный чай.
Саша готовит овощи салат.- Саша готовит овощной салат.
Коля ест шоколад торт. - Саша ест шоколадный торт.
Зоя любит горох суп.- Зоя любит гороховый суп.
Игра «Отгадай, какой сок пьет мишка».
Мишка. Спасибо, ребята, что научили меня составлять предложения. За это я хочу угостить вас вкусным соком. Но сначала угадайте, какой сок у меня в пакете.
( Дети ,в диалоге отгадывают название сока. Логопед побуждает детей задавать вопросы.)Д. Миша, ты купил…сок? Ты угостил нас …соком? Скажи, пожалуйста, в твоем пакете… сок?
Итог занятия
Л. Итак, наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали? Кому помогали? Что вызвало затруднения? Ребята, вы хорошо поработали и Мишка с Машенькой решили вас угостить вкусным соком.