План-конспект урока по окружающему миру Россия на географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России.


План-конспект урока по окружающему миру 4 класс
Учитель: Кобзарь В.В.Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Россия на географической карте. Крупнейшие горы, равнины, реки и озёра России.Тип урока: Урок открытия нового знания
Образовательная цель: познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озёрами, омывающими её морями; развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту; воспитывать патриотические чувства.
Формирование УУД:
Личностные действия: положительное отношение, учебно-познавательный интерес к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные действия: самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий; обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки.
Познавательные действия: осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её; выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой; критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу.
Коммуникативные действия: пересказывать одноклассникам (учителю, родителям) прочитанный текст (о событиях в отечественной истории, об открытии материков и др.); обмениваться информацией, собранной из разных источников, с одноклассниками (учителем, родителями); выражать свои мысли, чувства в устной или письменной форме, донося своё мнение, отношение, оценку событий и др.; составлять небольшие информационные сообщения с использованием подобранных иллюстраций, представляя их одноклассникам; участвовать в диалоге, в общей беседе при обсуждении учебных и жизненных проблем, соблюдая правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся УУД
1.      Организационный момент (1-2 минуты)
2.
Актуализация знаний (4-5 минут)
3.      Постановка учебной задачи (4-5 минут)
4.
« Построение проекта выхода из затруднения (7-8 минут)
ФизминуткаПервичное закрепление (4-5 минут)
6.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут)
7.  Рефлексия деятельности.      (Итог урока 2-3 минуты)
Домашнее задание
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа.
Переходя к рассмотрению физической карты России, работаем с первым форзацем книги, на котором дана эта карта в масштабе в 1 см 280 км.
Это задание поможет ученикам осознать, как велика их страна, как далеко она протянулась с запада на восток и с севера на юг (надо брать самые крайние точки на севере и юге, на западе и востоке территории). Можно назвать страны, граничащие с Россией:
Финляндия, Белоруссия, Украина, Грузия, Казахстан, Монголия,
Китай, Корея, Япония.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительными географическими объектами нашей страны и узнаем, какой была первая карта России.
Следует показать на карте России следующие географические объекты: Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, Среднесибирское плоскогорье, Уральские, Кавказские, Алтайские горы; моря, омывающие
Россию с севера, с востока, с юга; Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур; Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское озёра.
Какой была первая карта России
Совершаем с учениками экскурс в прошлое, знакомим их с историей карты России и находим на карте объекты, названные в произведении А. С. Пушкина.
Показ слайдов, сопровождающий выступления детей
Работа по карточкам
- Что нового узнали?
- Какие вопросы остались?
задания в рабочей тетради № 1, 3, 8.
К заданию № 8 даны контуры Каспийского озера, Байкала, Онежского и Ладожского озёр. Настраиваются на активную работу на уроке.
Внимательно слушают учителя
Определяют протяжённость России с запада на восток и с севера на юг.
Далее ученики могут рассказать о формах суши на территории России, называя самые крупные равнины, горные системы и возвышенности, острова и полуострова, моря, омывающие Россию.
Фронтальная работа
Читают дополнительный текст о первой карте России, выполняют задания, данные в учебнике на с. 81.
Дети читают сообщения о крупнейших географических объектах России
Выполняют задание учителя
Ответы детей Регулятивные :формирование способности к организации своей деятельности.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий.
Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные :
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом