Рабочая программа по русскому языку УМК Система развивающего обучения Л.В.Занкова



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно_познавательные и внешние мотивы;
– учебно_познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык;
– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
– знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
– этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно_познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно_познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно_познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно_образном, словесно_образном и словесно_логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково_символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно_следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);
– устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Развитие речи
Обучающийся научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
– корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;
– различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);
– выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;
– анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски
– анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms_сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);
– оформлять результаты исследовательской работы.
Морфология
Обучающийся научится:
– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;
– определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж;
– определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение
Синтаксис
Обучающийся научится:
– различать предложение, словосочетание, слово;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
– определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
– находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
– применять правила правописания:
_ раздельное написание слов;
_ сочетания жи_ши, ча_ща, чу_щу в положении под ударением;
_ сочетания чк_чн, чт, щн, рщ;
_ перенос слов;
_ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
_ проверяемые безударные гласные в корне слова;
_парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
_ непроизносимые согласные;
_ непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
_ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
_ разделительные ь и ъ;
_ ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
_ безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на _мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);
_ безударные окончания имен прилагательных;
_ раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
_ не с глаголами;
_ ь после шипящих на конце глаголов в форме 2_го лица единственного числа (читаешь, красишь);
_ ь в глаголах в сочетании _ться;
_ безударные личные окончания глаголов;
_ раздельное написание предлогов с другими словами;
_ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
_ знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
– определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
– безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов.
2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Тематический план
№ п/п Разделы, темы Количество часов всего
1 Что нужно для общения 17
2 Обращение 10
3 Части речи 45
3.1 Части речи 4
3.2 Склонение имен существительных в форме единственного числа 13
3.3 Склонение имен существительных в форме множественно числа 8
3.4 Склонение имен прилагательных 14
3.5
Местоимение 13
4 Грамматические признаки глагола 57
5 Сложное предложение 9
6 Наречие 22
7 Законы языка в практике речи 8
Итого: 175
Раздел «Развитие речи»
Тема «Устная речь (слушание, говорение»)Практика устного общения в повседневных и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие языковых и неязыковых средств устного общения речевой ситуации (на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста).
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение основными нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение, смешанный тип).
Речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты - отражение индивидуальных особенностей человека.
Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь (чтение, письмо)
Текст (высказывание, связная речь) - результат говорения или письма, результат речевой деятельности, основная коммуникативная единица, которой человек пользуется в процессе речевой деятельности.
Признаки текста: единство темы и замысла, связность, целостность и законченность. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Ознакомление со стилями языка. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение); смысловые связи между частями, между абзацами, между предложениями; научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова.Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Выделение в тексте главного, высказывание собственного мнения по поводу прочитанного, услышанного, увиденного с соблюдением правил построения связного монологического высказывания.
Определение основной мысли текста. План текста. Составление плана к данному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Подробное воспроизведение текста, его пересказ выборочно, от другого лица.
Опыт самостоятельного составления письма, поздравительной открытки, инструкции, словарной статьи, отзыва об услышанном, увиденном, прочитанном. Заполнение бланка телеграммы, анкеты, оформление конвертов (добавление к работе с другими малыми жанрами).
Репродуктивные и творческие сочинения как результат индивидуальной и групповой работы. Подбор материала для сочинений. Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов, выставки детских работ.
Работа со справочной литературой, телеинформацией, Интернетом.
Исследовательская работа (по выбору): «Великие люди России»; «Темы природы, добра и зла, взаимоотношений между людьми в творчестве твоего народа». Проведение исследования, оформление работы, подготовка доклада, его представление с сопровождением на бумажном или электронном носителе.
Раздел «Система языка»
Тема «Фонетика и орфоэпия»
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике для 4 класса). Фонетический разбор слова (алгоритм см. в учебнике).
Тема»Графика»
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа звезда, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными.Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Совершенствование навыка клавиатурного письма.
Тема »Лексика»
Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Употребление в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Работа со словарями в учебнике: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов. Желательный список словарей для работы: словообразовательный, морфемно- орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
Тема «Состав слова (морфемика)»
Овладение понятием «родственные (од- нокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса, соединительного гласного (интерфикса). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ. Разбор слова по составу.
Тема»Морфология»
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» (одушевленные, неодушевленные). Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных (алгоритм см. в учебнике).
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике).
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Тема «Синтаксис»
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Грамматическая основа предложения. Различение главных и второстепенных членов предло предложения. Ознакомление с дифференциацией второстепенных членов на определения, дополнения и обстоятельства. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении однородных членов предложения.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Ознакомление с обращениями.
Наблюдение смысловой зависимости содержания предложения от использованных грамматических средств.
Раздел «Орфография и пунктуация»
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетание чк-чн, чт, щн, рщ;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
При проведении уроков в 4 классе используются различные формы организации деятельности обучающихся:
индивидуальная работа
групповая работа (в т.ч. в паре)
коллективная работа
самостоятельная работа
Уроки имеют различные формы: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-театрализация. При проведении уроков используются: сюжетно-ролевые, дидактические игры, беседы.
Уроки строятся на основе технологии РО Л. В. Занкова, деятельностного метода обучения, проблемного обучения, дифференцированного обучения, игровой технологии, носят личностно- ориентированный характер, включают:
широкий спектр заданий развивающего направления;
использование эвристических приёмов;
регулярное включение моментов рефлексивного характера;
чёткую логику построения;
оптимальный для данного класса темп;
использование ситуаций диалога, обмена мнениями;
создание ситуации успеха, обеспечение сохранения самооценки ученика;
учёт индивидуальных особенностей уч-ся;
использование самостоятельных работ для инициации творчества учащихся
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока Тема урока Количество часов
Что нужно для общения. Роль общения в жизни человека. 1
Особенности составления телеграммы. НРК «Мой дом. Моя семья» 1
Текст, признаки текста, типы текста. 1
Стили речи. Смысловые связи между частями текста. 1
Виды словарей. 1
Синонимы и однокоренные слова. 1
Развитие речи. Диалог. 1
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Члены предложения. 1
Члены предложения. 1
Текст – описание «Осень» НРК «Красота родной природы» 1
Сложные слова 1
Сочинение «Как я провёл летние каникулы» 1
Редактирование сочинений. Работа над предложением. 1
Синонимы 1
Контрольный диктант по теме «Предложение» 1
Работа над ошибками. 1
Фразеологические обороты 1
Обращение Понятие обращения. 1
Заклички с обращением. 1
Имена собственные 1
Местоимения 1
Синонимы. 1
Контрольное списывание 1
Уменьшительно – ласкательная форма имён собственных 1
Тема текста. План текста. 1
Пишем поздравительную открытку. НРК «Мой дом. Моя семья» 1
Проверочная работа по теме «Обращение» 1
Части речи. Части речи. 1
Фразеологические обороты 1
Связь слов в предложении. Словосочетание. 1
Обучающее изложение «Туман на море» 1
Работа над ошибками 1
Склонение имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных 1
Склонение имён существительных 1,2 склонения. 1
Склонение имён существительных 3 склонения 1
Склонение имён существительных 2,3 склонения. 1
Существительные в форме косвенного падежа. 1
Контрольный диктант за 1 четверть 1
Работа над ошибками. 1
Правописание –и,-е в окончаниях имён существительных единственного числа. 1
Закрепление изученного. Словарный диктант. 1
Тема текста. Основные части. 1
Составление плана текста 1
Сравнение окончаний имён существительных 1
Различие И.п и В.п. 1
Склонение имён существительных в форме множественного числа. Склонение имён существительных в форме множественного числа. 1
Существительные в форме множественного числа именительного падежа 1
Существительные в форме родительного падежа множественного числа 1
Родительный и винительный падеж существительных множественного числа 1
Творительный падеж существительных мн. Числа 1
Предложный падеж существительных мн. Числа 1
Контрольный диктант «Склонение существительных во мн. числе» 1
Работа над ошибками. 1
Склонение имен прилагательных Склонение имен прилагательных Начальная форма имен прилагательных 1
Образование имен прилагательных от имен существительных 1
Закрепление изученного. Склонение имён прилагательных. 1
Изменение прилагательных по падежам 1
Безударные окончания имен прилагательных в родительном падеже 1
Безударные окончания имен прилагательных в винительном и творительном падежах среднего и мужского рода 1
Окончания имен прилагательных в винительном, творительном, предложном падежах женского рода 1
Текст – описание 1
Склонение прилагательных множественного числа 1
Закрепление изученного1
Правописание О и Е в окончаниях имен прилагательных после шипящих 1
Окончания прилагательных после шипящих и Ц1
Повествовательный текст. 1
Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» 1
Местоимение Общее понятие о местоимении 1
Местоимение как часть речи 1
Контрольный диктант за 1 полугодие 1
Работа над ошибками. Безударные гласные в корне. 1
Личные местоимения 1
Склонение личных местоимений 1
Предлоги перед местоимениями 1
Текст – описание 1
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица 1
Начальная форма личного местоимения 1
Правописание предлогов с местоимениями 3-го лица 1
Контрольный диктант по теме «Личные местоимения» 1
Работа над ошибками. 1
Неопределённая форма. Вид глагола. Текст: стиль, стилистические особенности; тип (описание, рассуждение). Роль частей речи в создании текстов различных типов.1 1
Глагол как часть речи, грамматические признаки глагола. Начальная, неопределённая форма. 1
Роль глагола в речи, роль глагола в предложении . Введение понятия «вид глагола». 1
Вид глагола. Постоянные и непостоянные признаки глагола 1
Контрольное списывание 1
Анализ текста – описания исследования. Этапы исследования. Будущее время глагола: простое и сложное. 1
Вид глагола. 1
Вид глагола. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида. 1
Обобщение темы «Вид глагола» Понятие: Глагольный суффикс, разбор по составу неопр. формы глагола Проверочная работа 1
Прошедшее время глагола Прошедшее время глагола. Правописание безударных окончаний глаголов прошедшего времени. 1
Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- 1
Образование глаголов прошедшего времени мужского рода. Разбор глаголов прошедшего времени. 1
Дифференциация глаголов по форме времени. 1
Проверочная работа по теме « Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам» 1
Настоящее и будущее время глагола. Правописание глаголов на -ться и –тся Грамматические признаки глагола. Наблюдение за орфограммой « Ь в возвратных глаголах» при сравнении глаголов 1
Правописание глаголов на -ться и -тся1
Глагол и отглагольное существительное: особенности управления в русском языке. 1
Развитие речи. Восстановление деформированных предложений. 1
Взаимосвязь личных местоимений и глаголов настоящего и будущего времени 1
Лицо глагола Окончание, роль окончания в предложении, окончание как грамматический показатель слова. Восстановление деформированных связных предложений. 1
Грамматические признаки глагола. Работа с изученными орфограммами. 1
Определение лица глагола и других грамматических признаков. Сравнение форм глагола в формах настоящего, будущего и прошедшего времени. 1
Изложение 1
Работа над ошибками 1
Правописание Ь в окончании глаголов 2-го лица единственного числа Правописание Ь после шипящих в глаголе. Грамматические формы глагола. 1
Правописание Ь в окончании глагола 2-го лица ед.числа. 1
Чередование согласных в корне при изменении глагола по лицам и числам 1
Закрепление темы «Правописание Ь в окончании глагола 2-го лица ед.числа.» 1
Диктант по теме «Лицо глагола» 1
Работа над ошибками. 1
Спряжение глагола Подбор личных форм глагола к видовым парам в неопределенной форме. Введение понятия «спряжение» 1
Спряжение глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. 1
Определение спряжения глагола при ударном личном окончании 1
Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием (по неопределенной форме) 1
Освоение алгоритма с определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Глаголы – исключения. 1
Спряжение глагола и способы его определения ( по ударному окончанию, по инфинитиву) 1
Развитие речи: текст, роль интонации, интонация как изобразительное средство 1
Контрольное сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели» 1
Редактирование сочинений 1
Правописание безударных личных окончаний глагола. 1
Роль спряжения в правописании безударных личных окончаний 1
Роль спряжения в правописании безударных личных окончаний глагола 1
Закрепление пройденного. Проверь себя 1
Проверочная работа по теме «Спряжение глагола» 1
Работа над ошибками. 1
Правописание безударных личных окончаний глаголов Введение понятия «орфограмма безударного гласного в личном окончании глагола» 1
Правописание безударных личных окончаний у глагола, существительного, прилагательного 1
Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы – исключения. 1
Грамматические признаки глагола. 1
Окончание как грамматический показатель глагола 1
Лексическая работа со справочником эпитетов; образные выражения 1
Восстановление текста, преобразование форм глагола, определение спряжения 1
Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы – исключения. 1
Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Правописание безударных окончаний глаголов» 1
Работа над ошибками. 1
Правописание частицы НЕ с глаголами. 1
Грамматические признаки глагола (повторение) 1
Сложные предложения Введение понятий «простое предложение», «сложное предложение» 1
Союзная и бессоюзная связь в простом и сложном предложении 1
Восстановление предложений, лексическое значение слова. 1
Контрольное изложение 1
Работа над ошибками 1
Предложения с одной основой , их характеристика, члены предложения и части речи 1
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. 1
Обобщение знаний по теме. Синтаксический разбор простого предложения 1
Проверочная работа по теме «Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами» 1
Наречие. Употребление наречий в речи. Введение понятия «наречие», их роль в речи 1
Грамматические признаки наречий, их синтаксическая роль. 1
Работа по установлению связей слов в предложении. Анализ словосочетаний «гл.+ нар.», «прил.+ нар.» 1
Группы наречий по значению. 1
Обобщение знаний по теме. 1
Контрольное списывание 1
Образование и правописаний наречий Наречие как часть речи. Наречие как неизменяемая часть речи. 1
Способы образования наречий. Отличие наречий от существительных в форме Т.п. 1
Роль наречий в речи, инсценирование; преобразование прилагательных в наречия 1
Контрольный диктант по теме « Правописание наречий» 1
Работа над ошибками. 1
Второстепенный член предложения – обстоятельство 1
Правописание суффиксов –а, -о в наречиях. 1
Обстоятельство места. 1
Обстоятельство времени. 1
Обстоятельство образа действий 1
Глагол и наречие. 1
Разряды наречий 1
Разряды наречий по значению. 1
Контрольный диктант за 2 полугодие 1
Работа над ошибками. 1
Орфограммы в наречиях 1
Законы языка в практике речи Текст, признаки текста, типы текста. 1
Текст. Определение темы текста и основной мысли. 1
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. 1
Фразеологизмы. 1
Значение фразеологизмов в тексте. 1
Административная контрольная работа 1
Обобщение знаний. Урок-викторина по теме «Речь» 1