План-конспект урока: Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
35 (3) Предмет химия класс 8 (а,б,в), дата 18.01.17
Тема урока: Горение и медленное окисление. Оксиды. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения.
Цели урока: изучение химических свойств кислорода, класса неорганических веществ оксиды, теплового эффекта химических реакции, а также термохимических уравнений.
Обучающая: способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах, познакомить со свойством кислорода, сформировать умение записывать уравнения получения оксидов, давать названия полученным веществам.
Развивающая: создать условия для развития навыков самостоятельной работы
Воспитывающая: создать условия для формирования научного мировоззрения и целостной картины мира
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: лекция, демонстрация опыта
Методы : словесный, проблема, практический, объяснително-иллюстрационный.
Оборудование урока: ПК, учебные таблицы, интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный момент:
приветствие, перекличка, рабочий настрой, мотивационный аспект начала урока.
2. Актуализация опорных знаний (Мобилизующее начало урока):
1. характеристика кислорода, как элемента и простого вещества, физичсекие св-ва кислорода?
2.Круговорот кислорода в природе?
3. Химические свойства кислорода?
Основной этап урока (Познавательно-операционная часть урока):
Оксиды
Оксиды – это бинарное соединение, состоящее из двух элементов, одним из которых является кислород.
“Оксиды, содержащие группу атомов кислорода, соединенных друг с другом ( - О – О -), называются пероксидами, например
Н – О – О – Н.
пероксид водорода
Пероксиды, в которых два атомо кислорода связаны с двухвалентным металлом, например
Ва / \ О --- О
пероксид бария
Следует отличать пероксиды от диоксидов О = Тi = O (диоксид титана)”.
Номенклатура оксидов.
Название оксида = “ Оксид” + Название элемента + (с. о. римскими цифрами) в родительном падеже.
Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. Например, MgO – оксид магния. Если же в состав оксида входит химический элемент с переменной валентностью этого элемента, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность этого элемента. Например: SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI).”
“Названия оксидов зависят от числа атомов кислорода в формуле.
СО – монооксид углерода (приставка моно обозначает один) или оксид углерода СО (II), угарный газ
СО2 – диоксид углерода или оксид углерода ( IV) всем известный углекислый газ.
Существуют тривиальные названия, например – углекислый газ, угарный газ и другие. До сих пор в химической литературе встречаются старые названия – закись (для более низких), окись (для более высоких с.о. ) степеней окисления.NO - закись азота или оксид азота (I) NO2 - окись азота или оксид азота (II)”
Классификация оксидов.
По кислотно – основным свойствам оксиды делятся:
Основные, кислотные, амфотерные и безразличные (несолеобразующие).
Одним оксидам соответствуют основания, а другим - кислоты. Поэтому оксиды прежде всего классифицируют на основные и кислотные. Но есть оксиды, которым соответствуют и основания, и кислоты, - амфотерные оксиды. Несолеобразующие – NO, CO и др.
Оксиды, которым соответствуют основания, называют основными. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называют кислотными.
Неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью меньше четырёх, как правило, образуют основные оксиды, а с валентностью больше четырёх – кислотные оксиды. Например, хром Cr и марганец Mn образуют как основные, так и кислотные оксиды. Они являются амфотерными.
По типу химической связи:
Ковалентные и ионные. Примеры: Н2О – ковалентный оксид, CaO – кислотный оксид.
По составу:
Нормальные, пероксиды, смешанные.
Способы получения оксидов.
Оксиды образуется:
1) при горении простых и сложных веществ;2)при разложении сложных веществ:а)нерастворимости оснований; б)кислот в) солей.
Таблица . Получение оксидов
Способы
Примеры
Примечание
°Взаимодействие простых веществ с кислородом
S+O2> SO2
4Al + 3O2> 2Al2O3
Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов
Термическое разложение оснований, солей, кислот
t
CaCO3 > CaO + CO2^
t
2H3BO3 >B2O3 + H2O^
t
Mg(OH)2 >MgO + H2O
Так получают, преимущественно, оксиды металлов
Взаимодействие простых веществ и солей с кислотами-окислителями
С + 4HNO3(p-p) >CO2 + 4NO2 + H2O
Cu + 4HNO3(конц.) > Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
Na2SO3 + 2H2SO4> 2NaHSO4 + SO2^ + H2O
Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов
Физические свойства.
“Оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета. Например, оксид меди (II) CuO чёрного цвета, оксид кальция СаО белого цвета – твёрдые вещества. Оксид серы (VI ) SO3 - бесцветная летучая жидкость, а оксид углерода (IV) СО2 - бесцветный газ при обычных условиях.”3
Химические свойства. Кислотные и основные оксиды обладают разными свойствами3.
Химические свойства оксидов
основных
кислотных
1. Основные оксиды взаимодействуют с кислотами, получаются соль и вода:
t
СuО + Н2S04 =СиS04 + Н20
1. Кислотные оксиды взаимодействуют с растворимыми основаниями, получаются соль и вода:
С02 + Са(ОН)2 = СаСО3+ Н20
2. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочи:
Li20 + Н20 = 2LiОН
Большинство кислотных оксидов взаимодействуют с водой с образованием кислоты:
t
Р205 + ЗН20 = 2Н3Р04
3. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой с образованием соли:
СаО + С02 = СаСО3
4. Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей:
t
СаС03 + SiO2 = СаSiO3 + С02^
Применение оксидов. “Всем известно, какое применение имеет (оксид водорода) в природе, в промышленности и в быту. Многие другие оксиды также широко применяются. Например, из руд, состоящих из оксидов железа Fe2 O3, Fe3 O4, получают чугун и сталь. Оксид кальция СаО ( основная составная часть жжёной, или гашеной, извести) используется для получения гашеной извести Са(ОН)2 , которая применяется в строительстве. Нерастворимый в воде оксид кремния (IV) SiO2 используется в производстве строительных материалов. Некоторые из оксидов применяют для производства красок. Так, например, основная составная часть белой краски- цинковые белила, это оксид цинка ZnO, зелёной краски - Cr2O3 и т. д.”3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кислород поддерживает процессы дыхания и горения. Горение – реакция, при которой происходит окисление веществас выделением теплоты и светаВ кислороде горят многие неметаллы. Например, уголь горит на воздухе, взаимодействуя при этом с кислородом. В результате этой реакции образуется углекислый газ и выделяется теплота. Из курса физики вы знаете, что теплота обозначается буквой «Q». Если в результате реакции теплота выделяется, то в уравнении пишут «+Q», если поглощается – то «-Q».
Теплота, которая выделяется или поглощается в ходе химической реакции, называется тепловым эффектом химической реакции.Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими.Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.
Величина теплового эффекта зависит от нескольких факторов:
От природы исходных веществ и продуктов реакции
От температуры
От массы реагирующих веществ
От агрегатного состояния реагентов и продуктов
4.Закрепление полученных знаний, подведение выводов и записывание их в тетрадь
Таблица №1,№2
5.Домашнее задание: § 35,38, стр127№2,6. Стр.135№6,7
6.Подведение итогов.
Учитель химии Саут А.К._______________
‰ђЗаголовок 215