Программа по учебному предмету «Путешествие в мир искусства» Старший дошкольный и младший школьный возраст.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Школа искусств»
«Искусствояс школа» челядьлысодтöдтöдöмлунсетан
муниципальнöйасшöрлунавелöдан учреждение
Рассмотрено
на методическом объединении
преподавателей художественного отделения
Протокол № _______
«______» ______________20____г. Утверждено
Методическим советом
МАОУДОД «Школа искусств»
Протокол №________
«____»_______________20____ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИСКУССТВО ДИЗАЙНА»
Программа по учебному предмету
«Путешествие в мир искусства»
Старший дошкольный и младший школьный возраст.
1 год обучения.
Составитель:
Сулимова Виктория Алексеевна,
преподаватель МАОУДОД «Школа искусств»
Сыктывкар
2014
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для преподавания истории изобразительного искусства детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста в детских садах, общеобразовательных школах, школах искусств, художественных студиях, кружках.
Старший дошкольный и младший школьный возрасты тесно взаимосвязаны. В 6-9 лет у детей устанавливается связь с ведущими сферами бытия (природой, людьми, предметным миром). Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Это время становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. В этом возрасте происходит познание мира эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок – маленький исследователь – первооткрыватель, с радостью и удивлением познающий окружающий мир. И очень важно не дать угаснуть его исследовательскому интересу, а наоборот нужно способствовать его дальнейшему развитию. В этом возрасте важно пробудить эстетическую направленность в познании мира, стимулировать воображение и творческую активность.
Новизна программы в том, чтов соответствии с особенностями психического развития детей данного возраста она обеспечивает развитие образных форм в познании мира. Развитие познавательной активности стимулируется за счет насыщенности познавательными задачами и расширения круга объектов познания. Содержание предусматривает последовательный переход от современных форм и видов искусства к более ранним. Через эпоху авангардизма к модернизму, реализму, романтизму, античности и первобытному искусству.
Для доступности в усвоении материала каждое занятие по смыслу связано со сказкой. Опираясь на наглядно-образное мышление ребенка, его представления по содержанию сказки преподавателю легче донести до детей теоретические программные знания по истории искусств. В процессе получения знаний у детей формируются художественный вкус, знания о художественной культуре в истории человечества, навыки культурного человека, что положительно скажется в дальнейшем на становление личности ребенка.
Программа рассчитана на год обучения.
Цель: пробуждать у детей интерес к предмету «История искусства» и к истории жизни человека в искусстве.
Задачи:
Формировать у детей представление о развитии искусства в истории человечества.
Познакомить детей с видами и жанрами изобразительного искусства разных эпох.
Учить понимать замысел произведений, его содержание, уметь видеть основные средства выразительности, использованные автором художественного произведения для передачи чувств и настроений.
Учить видеть прекрасное в предметах культуры и искусства.
Развивать эмоциональное восприятие.
Воспитывать у детей способность испытывать радость, удовольствие от общения с прекрасным.
Формы организации:
Задачи по обучению детей решаются на занятиях, в совместной деятельности детей и педагогов, в самостоятельной детской деятельности.
Занятия – на занятиях дети усваивают теоретический материал, учатся воспринимать материал, основываясь на логических приемах сравнения, анализа и синтеза. Все занятия проводятся на личностно - деятельностной основе: введение в проблему (мотивация и целеполагание), планирование деятельности, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей по овладению новым способом деятельности, контроль и оценка;
Совместная деятельность взрослого и детей – знакомство с историей изобразительного искусства – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательная деятельность. Объединение детей в небольшие подгруппы (2-3-4-5-6 детей) играет большую роль в удовлетворении естественной потребности быть услышанным и понятым.При подведении итогов изучаемых разделов, раз в полугодие проводится выставки детского творчества, где представляются коллективные и индивидуальные совместные с преподавателем или родителями творческие проекты, макеты, презентации костюмов и рисунки учащихся в разных техниках исполнения, с последующим собеседованием с авторских проектов. Итоговые занятия могут проходить какинтегрированные, не только в школе, но в галерее, музее, тем самым повышая интерес к изучению нового материала и закреплению пройденного. Значимая роль отводится игровой деятельности, экскурсиям, конкурсамкино-урокам в рамках изучения курса программы. Важной составляющейучебного плана является большой объем иллюстративного материала для показа, что требует от педагога тщательной подготовки и отбора зрительного ряда.
Самостоятельная детская деятельность – усвоенные на занятиях и в совместной деятельности взрослого и детей знания ребята применяют в практической деятельности во время совместных игр, художественных эстафет.
Возраст детей 6-8 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 40 минут. 20 минут уделяется теории и 20 минут – практическому осмыслению пройденного материала. Возрастает ли интерес у учащихся к изучению предмета показывает диагностирование с определением разных уровней знаний , которая проводится при изучении каждого раздела.
Высокий уровень знаний Средний уровень знаний Низкий уровень знаний
Учащиеся должны иметь представление о развитии искусства в истории человечества.
Знать виды и жанры изобразительного искусства разных эпох.
Понимать замысел произведения, его содержание, видят основные средства выразительности.
Эмоционально высказываются о произведениях искусства.
Испытывают радость от общения с прекрасным. 1.Знают преподаваемый материал, понимают его, но имеют неточное представление о развитии искусства в истории человечества. Отвечают с подсказкой взрослого.
2. Излагают свои мысли с затруднением, с приведением примеров взрослого человека.
3. Самостоятельно исправляют свои ошибки.
4. Видят прекрасное в произведениях культуры и искусства с напоминания взрослого. 1. Хаотичность, неточность в изложении материала.
2. О развитии искусства нет представления.
3.Не имеют понятия о видах изобразительного искусства и жанрах различных эпох.
4. Не понимают смысла произведения, его содержания, невидят средства выразительности, которые использует автор художественного произведения.
5. Нет эмоционального отклика на произведение искусства.
Методы и приемы, используемые на занятиях и в совместной деятельности:
Словесные Наглядные Игровые Практические Эвристические
описание
объяснение
пояснение
напоминание
рассказ
беседа
лекция
чтение художественной литературы показ
репродукции
фотографии
видеоматериалы
схемы дидактические
подвижные
развивающие аналитико-синтетический
упражнение
моделирование
конкретные задания
поддержка и помощь
ТРИЗ
РТР
3. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Путешествие в мир искусства» составлена с учетом возрастных особенностей детей. Программа предусматривает знакомство и изучение всеобщей истории искусства от современных направлений в изобразительном искусстве, то что, сегодняшним детям ближе, к последовательному изучению искусства Западной Европы, эпохи Возрождения 14-16 в.в., искусству Средних веков12-14 в.в. в, и Древней Руси, 10-16.в.в. Давая представления о развитии искусства как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи или страны явление искусства рассматривается в связи с конкретной исторической обстановкой и особенностями жизни и мировоззрения людей.
Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:
Введение. Что такое искусство?
Современное искусство 20-21 в.в.
Русское искусство 20-19 в.в.
Русское искусство19-18 в.в.
Эпоха Возрождения в странах Западной Европы.14-16 в.в.
Искусство Средних веков, в странах Западной Европы.12-14в.в.
Искусство Древней Руси 10-16 в.в.
4. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в мир искусства», рассчитанной на один год обучения.
Темы учебной программы, этапы освоения Всего часов Теоретических Практических Творческая работа учащихся.
1 1четверть:
«Чудесная кладовая, что такое искусство?» 1 05 05 2 «Живые картинки». 1 05 05 3 «От пирамиды до телебашни» 1 05 05 4 Самостоятельная, творческая работа учащихся. 1
5 «Художник нарушает правила». 1 05 05 6 «В мастерской скульптора- монументалиста». 1 05 05 7 «В необычных музеях». 1 05 05
8 «Вещи и искусство.»
Итого: 8 часов.
2 четверть: 1 05 05 9 « Как создавались богатства».
1 05 05 10 «В необычных музеях». 1 05 05 11
« Путешествие в страну живописи». 1 05 05 12 « Путешествие в страну сказок». 1 05 05 13 « Разговор с художником». 1 05 05 14 «Слушая природу». 1 05 05 15 «Искусство для царей».
Итого: 7 часов.
3 четверть: 1 05 05 16 Самостоятельная, творческая работа учащихся
1
17 «Классика в мире искусства». 1 05 05 18 Город на Неве. 1 05 05 19 Самостоятельная работа учащихся 1
20 О трёх кораблях в мире искусства 1 05 05 21 Великие мастера 1 05 05 22 Рассказ торговца воды 1 05 05 23 «Чудо плавучее» 1 05 05 24 Самостоятельная работа учащихся, 1 05 05 25 «Сказка в камне».
Итого: 10 часов.
4 четверть: 1 05 05 26 «Начинается земля, как известно от Кремля».
1 05 05 27 « Деревянная сказка» 1 05 05 28 « Прогулка на ярмарку» 1 05 05 29 «Путешествие на ладье в мир искусства»1 05 05 30 Самостоятельная, творческая работа учащихся 1
31 «Воздушные замки древнего города». 1 05 05 32 «Путешествие в замок волшебника».
1 05 05 33 «Осада крепости.» 1 05 05 34 Урок-воспоминание Представление творческих проектов.
Итого: 7 часов.
За учебный год-36 часов. 1
4. Содержание изучаемого курса направлено на развитие и поддержание интереса к изучению предмета истории изобразительных искусств в образовательном учреждении, поэтому применяются разные формы и методы проведения занятий: интегрированные уроки ,занятия-викторины, интеллектуальные эстафеты, посещения музеев и организация выставок, используются игровые моменты.
№ Тема занятия Программное содержание Литературный и музыкальный ряд
1 «Чудесная кладовая» что такое искусство? Определение понятия «искусство»; предмет «История изобразительного искусства»; виды изобразительного искусства. Симфоническая музыка, сказка Г. Х. Андерсена «Серебряная монетка».
2 «Живые картинки». Жанры изобразительной деятельности:
- сказочно-мифологический
- пейзаж
- анималистический
- портрет
- натюрморт
- историко-бытовой М.Мусорский. «Картинки с выставки», сказка
Г. Х. Андерсена «Бронзовый кабан».
3 «От пирамиды до телебашни» путешествие в страну архитектуры. Знакомство с архитектурой. П. И. Чайковский
4 Самостоятельная творческая работа. Учить в своем произведении отражать характерные особенности жанра. Р.Вагнер
5 Художник нарушает правила. Искусство сюрреализма, абстракционизма. Музыка Поля Мариа.
6 В мастерской скульптора монументалиста. Развитие скульптуры 20-21 века. З.Церетели,,Э.Неизвестный, «скульптура моего города»- А.Неверов, А. Голубкина, С. Коненков, В.И.Мухина. Кир Булычев «Тайна третьей планеты».
7 В мастерской живописца - монументалиста. Живопись 20-21 века. Дать понятие – фреска. Живопись З. Церетели,О.Матисс,П.Пикассо. О. Уайльд «Мальчик – звезда».
8 Вещи и искусство. Декоративное искусство 20 века. Русское искусство 19-20 века
9 Как создавались богатства. Развитие архитектуры 19 -20 века в России. Важнейшие музеи страны: Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковская галерея. Произведения А.Н. Скрябина, А.А. Алябьева, М. Глинки.
10 В необычных музеях. Развитие скульптуры 19 века. Россия. М. М. Антакольский, А. Опекушин. А.Бородин
11 Путешествие в страну живописи. Русский импрессионизм-конец 19 , начало 20 века. К. Коровин., К. Ф. Юон , Дягилевские сезоны в Париже. И. Ф. Стравинский «Петрушка». «Жар-птица».
12 Путешествие в страну сказок. Развитие реалистической живописи 19 века. Сказочно-мифологический жанр. В. Васнецов, М. Врубель, И. Я. Билибин. Н. А. Римский Корсаков «Снегурочка», «Золотой петушок», «Шехерезада».
13 Разговор с художником. Реалистическое направление русской живописи 19 века. Развитие портрета. Н. Крамской, В. Серов, В. Суриков. Л. В. Бетховен «Лунная соната», «Пятая симфония».
14 Поговорим с природой. Развитие пейзажной живописи в 19 веке. А. Куинджи, И. Шишкин, И. Левитан, И. Айвазовский. Сен – Санс «Карнавал животных»
15 Искусство для царей. Декоративное искусство в России 19 века. Ювелирное искусство. Декоративное оформление здание и помещений. Е. К .Фаберже. Н. И. Бажов «Малахитовая шкатулка»
16 Самостоятельная работа учащихся. Учить в своем художественном произведении отражать характерные черты изобразительного вида искусства. Штраус-вальсы.
Русское искусство 18 века
17 Классика в мире искусства. Основные принципы эпохи классицизма в России. Развитие русской архитектуры 18 века. А. Захаров, А. Воронихин, А. Монферран. А.Бородин «Царская невеста»
№ Тема занятия Программное содержание Литературный и музыкальный ряд
18 Город на Неве. Петербург. Россия.18век. Центр градостроительства –Санкт- Петербург ...Дворцово-парковые ансамбли: Петергоф, Царское село, Павловск. Ф. Шопен, музыкальные произведения,
19 Самостоятельная работа учащихся. Диагностика уровня развития.
Эпоха Возрождения в Странах Западной Европы. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
20 О трех кораблях в мире искусства. Эпоха Возрождения в Странах Западной Европы.14-16 в.в. А. Вивальди «Времена года».
21 Великие мастера. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Музыка эпохи Возрождения
22 Рассказ торговца воды. Фламандская и голландская школы живописи. Творчество Рембрандта. И. Бах, органная музыка
23 «Плавучее чудо. Венеция- город на воде». Венецианское искусство. Творчество Тициана. В.А. Моцарт «Волшебная флейта»
24 Самостоятельная работа учащихся. Музыка В.А. Моцарта
Древняя Русь 10-16 в.в. 25 Сказка в камне. Развитие древнерусской архитектуры 10-16 веков. Влияние Византии. Сказки А. С. Пушкина, русские народные сказки, музыкаН.А. Римского – Корсакова.
26 Начинается земля, как известно от Кремля. Московский Кремль. А. Бородин «Царская невеста».
27 Деревянная сказка. Развитие деревянного зодчества в Древней Руси. Архитектурный ансамбль Кижи. А. Бородин «Царская невеста».
28 Прогулка на ярмарку. Развитие декоративно-прикладного искусства как вида изобразительного искусства. Н.А. Римский Корсаков «Шехерезада»
29 Путешествие на ладье в мир искусства. Особенности древнерусского искусства 14-16 веков. Иконопись. А. Рублев, Ф. Грек, Дионисий. Н.А. Римский Корсаков « Рассвет на Москве реке»
30 Творческая, самостоятельная работа учащихся Повторение пройденного материала Э. Григ «Корзина с еловыми шишками»
Искусство Средних веков стран Западной Европы 12-14в.в. 31 Воздушные замки древнего города. Готический стиль в средневековой архитектуре. Ш. Перро «Кот в сапогах».
32 Путешествие в башню волшебника. Развитие декоративно-прикладного искусства в средние века. Витражи. Ш. Перро «Золушка»
33 Осада крепости. Крепостная архитектура романтического стиля. Братья Гримм «Горшочек каши»
34 Урок-воспоминание Повторение пройденного материала. Итоговый проект в музее. Г.В.Свиридов, музыкальные произведения
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы по истории изобразительного искусства « Путешествие в мир искусства».
Т.к. программа рассчитана на развитие познавательного интереса в изучении предмета история изобразительного искусства младшими школьниками и старшими дошкольниками, то, соответственно основной формой изложения материала должна стать игра. Закрепление изученного материала может происходить и через экскурсию, например по городу к темам «архитектура и скульптура моего города», посещения экспозиций в музее, галерее, участия в выставках, проектах, интегрированных занятиях « Дягилев кие сезоны в Париже». « Прогулка на ярмарку»,с приглашением родителей и гостей. Выявить уровень интереса у учащихся к данному роду деятельности позволяет проведение диагностического исследования, которое позволяет определить уровень усвоения программы: высокий, средний и низкий и активное личное участие ребёнка в выставках, проектах, занятиетворческими видами деятельности.
Заключение
К концу прохождения курса учащиеся должны уметь:
Создавать изображения по собственному замыслу, задумывать и разрабатывать содержание практических работ.
Создавать индивидуальные и коллективные композиции, предметно-сюжетного и декоративного содержания.
Видеть и использовать разнообразные художественные приемы, творчески и свободно относиться к использованию средств выразительности для создания собственного художественного образа.
Знать:
1.О месте и назначении изобразительном искусстве, культуре и жизни общества.
2. О существовании изобразительного искусства, иметь представление о многообразии искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
3. Основные виды и жанры изобразительного искусства, отмечать их красоту и выразительность.
4. Узнавать выдающихся художников и произведения искусства в основных жанрах изобразительного искусства.
5. О различных художественных материалах и техниках, их значении в создании образа.
Ресурсное обеспечение программы
Список использованной литературы:
М. В.Адамчик «Русское искусство и архитектура»., Харвест., Минск.,2008
М.В. Алпатов «Искусство»., Просвещение., Москва., 1989
Л.М. Буткевич «История орнамента»., Владос., 2005
«Все о стилях мировой архитектуры»., Вильнюс., 2012
«Национальная галерея Республики Коми»., Белый город., Москва.,2003
«Направления и течения от импрессионизма до наших дней»., Кристалл., Москва.,2006
Н.Ф. Лоренс «Орнамент всех времен и стилей»., Эксмо., Москва.,2010
М. Платонова «Искусство»., Росмен., Москва.,2007
Энциклопедия для детей. «Искусство» том 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 в.в., Аванта., Москва.,2007
«Словарь античности». Внешсигма., Москва.,1992
А. Д. Алехин «Когда начинается художник»., Эксмо., Москва 1993
Н.А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок»., Просвещение., Москва 1972
Н.Н. Волков «Цвет в живописи»., Просвещение., Москва 1977
Т. С. Комарова, О.Ю. Зырянова « Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»., Эксмо., Москва 2005
Т.С.Комарова, О,Ю. Зырянова «Художественная культура детям. Интегрированные занятия., Эксмо., Москва 2005
Е.Н. Фомина «Эстетическое воспитание
Средства обучения дошкольника». Просвещение., Москва 1961
Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи»., Просвещение., Москва 1992
Технические средства обучения: 1. компьютер, проектор,камера-кабинет.2.Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
3. Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
4. Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, кинофильмы, аудио-записи, авторские презентации преподавателя по темам программы.
Интернет источники:
Эпоха Возрождения
http://www.renclassic.ru Центр антиковедения
http://www.centant.pu.ru Лабиринт времен: исторический веб-альманах
http://www.hist.ru Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»
http://www.istrodina.com Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
http://www.borodino.ru Государственный Исторический музей
http://www.shm.ru Музеи Московского Кремля