Психология Младший школьный возраст 3 курс
При выделении дидактических условий, которые позволили бы успешно формировать у младших школьников учебную деятельность, необходимо определить, какие качества деятельности должны быть сформированы в ходе реализации данных условий. В процессе определения качеств учебной деятельности младших школьников и дидактических условий ее успешного формирования, мы ориентировались на результаты исследования Г.И. Вергелес [11]. Учебная деятельность как модель будущей трудовой деятельности должна быть целенаправленной, отличаться обобщенностью, осознанностью, плановостью, самостоятельностью и возможностью достижения положительного результата. В качестве дидактических условий формирования учебной деятельности младших школьников могут выступать: - системное построение каждого учебного предмета; - единство специфических и инвариантных возможностей различных учебных предметов в формировании учебной деятельности; - осознание учащимися всех формируемых компонентов учебной деятельности; - повышение степени активности и самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности; - единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности в процессе ее формирования; - рефлексия процесса и результата учебной деятельности учащимися. Системное построение каждого учебного предмета. Эффективность учебной деятельности определяется не только суммой знаний, но и их взаимосвязью. Деятельность, осуществляемая на основе несистематизированных, изолированных друг от друга знаний, является малоэффективной. Несистематизированные знания сложно применять в новых ситуациях, поэтому в процессе обучения стоит важная задача - обеспечить включение новых знаний в их ранее образовавшуюся систему. Возможность формирования у учащихся такой учебной деятельности, которую они могли бы осуществлять в разнообразных условиях, заложено в самом содержании образования. В процессе изучения отдельных дисциплин у учащихся должна быть сформирована система понятий данной науки, определенная система действий, определенные отношения. Это важно не только для усвоения конкретной науки, но и для последующих более сложных связей. Основой образования системы знаний, возможности осуществлять деятельность в разнообразных условиях, формировать отношение к деятельности лежат внутри учебного предмета, и лишь на основе межпредметных и внутрипредметных связей можно сформировать у школьников такую учебную деятельность, которая позволит им успешно действовать в различных условиях. Единство специфических и инвариантных возможностей различных учебных предметов в формировании учебной деятельности младших школьников. Продуктивное формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей во многом определяется тем, насколько удается учесть инвариантные и специфические возможности каждого учебного предмета. Осуществление деятельности на различном учебном содержании имеет существенно общее, осознание которого учащимися ведет к овладению инвариантными компонентами структуры деятельности. Формирование учебной деятельности младших школьников обусловлено не только общими факторами, характерными для ее осуществления на различных учебных предметах, но и определенной спецификой, которой обладает каждый из них. Полноценная учебная деятельность может быть сформирована за счет специфичного, понимаемого как разновидности проявления общего. Разные учебные предметы располагают разными возможностями для включения учащихся в деятельность, разными возможностями для осуществления ее контроля. Учебная деятельность на уроках математики характеризуется определенностью неизвестного и получаемого результата. Математические понятия носят абстрактный характер и требуют использования логических операций, таких как анализ, синтез, обобщение и т. п. Учебная деятельность на уроках математики, наряду со спецификой, способствует формированию общих умственных действий. Учебная деятельность на уроках русского языка характеризуется более сложным видением проблемы и определением предмета поиска. Ее осуществление чаще всего строится на основе алгоритмических предписаний, менее жестко определяющих деятельность. На уроках русского языка открываются большие возможности для формирования у учащихся умения видеть проблему, выбирать действия в условиях нестрого регламентированной деятельности. Для учебной деятельности на уроках чтения большую значимость приобретает образность, опора на представления, внимание к работе по составлению планов. Рассмотрение особенностей учебной деятельности на различных учебных предметах позволяет говорить о том, что без учета этих особенностей полноценное формирование учебной деятельности невозможно. Осознание учащимися всех формируемых компонентов учебной деятельности. При выделении данного условия следует исходить из общепризнанного в дидактике принципа сознательности, реализация которого способствует превращению усвоенных знаний в глубокие личностные убеждения. Реализация данного условия в целях формирования учебной деятельности младших школьников требует такого ее построения, при котором, осознанно усваиваются не только знания того или иного учебного предмета, но и реально существующие связи между различными учебными предметами. Появляется необходимость такой организации учебной деятельности, при которой предметом осознания выступают и конкретные, и инвариантные способы деятельности. Успешное формирование учебной деятельности зависит и от степени осознания ее мотивов. Для формирования учебной деятельности особый интерес, как было отмечено, представляют учебно-познавательные мотивы, особенностью которых является направленность на усвоение способов деятельности. Для формирования осознанного восприятия учащимися всех компонентов учебной деятельности и существенных связей, требуется целенаправленная разработка методов и приемов, обеспечивающих подобное формирование. Повышение степени самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности. Целью формирования учебной деятельности младших школьников является достижение такого уровня развития учащихся, когда они готовы самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и умения, планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить их результат с поставленной целью. Повышение степени самостоятельности учащихся достигается за счет целенаправленного обучения их самостоятельности. Повышению степени самостоятельности способствуют: расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений; переход от указаний учителя на необходимость использования знаний и умений из одной области к другой и к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий; переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим знаний и действий межпредметного характера. Таким образом, сокращение меры помощи учителя в осуществлении учебной деятельности должно быть постепенным. Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности в процессе ее формирования. Деятельность учащихся по овладению системой знаний и умений определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим. При формировании у младших школьников творческой деятельности важно учитывать, что продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно взаимосвязаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. П. И. Пидкасистый указывает, что элементы творчества и воспроизведения в деятельности ученика следует различать по двум характерным признакам: по результату (продукту) деятельности и способу ее протекания (процессу) . Следовательно, сущность творческой деятельности школьника заключается в умении видеть проблему и находить новые способы ее решения в новых ситуациях.