Доклад Литература как фундамент формирования личности и воспитания нравсте


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Серменево
Заслушан
на заседании ГМО
протокол № _____
от «___»___________20___г.
Руководитель ГМО
____________Марталер А.Ю.
Литература как фундамент формирования личности учащихся и воспитания нравственности.
Учитель русского языка и литературы
Ялмурдина Э.У.
Тема доклада: Литература как фундамент формирования личности учащихся и воспитание нравственности.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы – насущная проблема современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения.
Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе.
Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.
Сейчас многие говорят, что дети не читают: не художественные произведения, ни тем более стихи. Я со своим классом решила опровергнуть это высказывание, и предложила детям заняться исследовательской работой. На что мои дети откликнулись на УРА!!! Так как 2015 год был объявлен Годом литературы я предложила детям (6 а классу) не просто изучить творчество известного поэта или писателя, а в рамках регионального компонента изучить творчество Мустая Карима. Тем более, что в 2015 году исполнилось 10 лет со дня смерти великого башкирского поэта и 96 лет со дня рождения Мустая Карима. Так началась наша работа.
Исследуя творчество Мустая Карима мы узнали и собрали много интересного материала о нём. Работа строилась на местном материале. Начали мы наше исследование со школьного музея, со знакомых, родственников Мустая Карима. Связались с дочерью Мустая Карима – Альфиёй Каримовой. Много интересного материала нам предоставила учитель русского языка и литературы Адагулова Земфира Самматовна, когда-то тоже занимавшаяся исследованием его творчества. Заведующая школьным музеем Абдуллина Ляйля Закировна рассказала и предоставила фотоматериалы о Мустае Кариме. Оказалось Мустай Карим был знаком с отцом Ляйли Закировны. Её отец Вафин Закир Вафиевич был однокурсником Мустая Карима, он же познакомил его с будущей женой. Вот как отзывается М.Карим о своём однокурснике: «Закир – решительный, ловкий человек. До пединститута он работал директором школы в деревне Шарипово Кушнаренковского района. Он мастер на все руки, может найти выход из любой ситуации. В годы войны он был даже поваром генерала Шаймуратова. С войны он вернулся живым и невредимым. В старости лишился зрения. Я навещал его, когда он лежал в больнице. Затем наши пути разминулись. Жил он вдалеке».
А жил Закир Вафиевич Вафин действительно далеко – в селе Серменево Белорецкого района, работал в школе учителем русского языка и литературы. И тоже писал стихи. Его стихи печатались во фронтовых газетах.
Также мы узнали, что в 1995 году М.Карим приезжал в составе делегации в Белорецкий район, побывал в Серменево, в Кагарманово , где посетил могилу Шагали Шакмана. Для него, большого писателя, одинаково велик и простой человек, и знаменитый. Об этой поездке сообщается в заметке из районной газеты «Урал». А в своих дневниках поэт отмечает: «Побывали и в Серменево у моего друга Загира Исмагилова. Затем Ляйля, дочь моего однокурсника Закира Вафина, пригласила в гости к себе домой. Мы обратились к Ляйле Закировне, а она поделилась с нами впечатлениями от той встречи, показала и поделилась фотоматериалами. Во время этой поездки М.Карим подарил Ильшату, сыну Ляйли Закировны свою книгу «Мгновения жизни».
Также Мустай Карим с отцовской заботой относился и к старшему сыну Закира Вафина – Альберту. В семейном архиве Ляйли Закировны хранится письмо Мустая Карима, адресованное ему. В этом письме есть такие строки: «По сути, мой друг Закир стал незримым указчиком пути к моей судьбе. Он же навёл на след той девушки, которая стала моей женой. Я бесконечно рад за Вас, за всех, кто знал и любил Ваших родителей, ведь вы благодаря своему уму, таланту, труду добились блестящих высот на избранном вами пути».
Также мы узнали, что М.Карим был дважды тяжело ранен на войне и выжил, как говорил, благодаря отчаянному стремлению жить во имя своей любви к жене и маленькому сыну. В третий раз смерть поджидала его, вернувшегося с войны с тяжёлой формой туберкулёза, после операции на лёгких. Поэта всегда тревожила мысль о том, что после его смерти родные и близкие люди останутся одни без защиты и его сердечного участия в их жизни. И об этом он пишет своё стих-е «Вьюга кружится»…
Ещё одна цепочка, которая связывает наше село с Мустаем Каримом – письмо его дочери Альфии Мустаевны, адресованное участникам проекта о Мустае Кариме и Закире Вафине. (Мы отправляли письмо дочери М.Карима и нам пришёл ответ от неё.) Вместе с письмом мы получили и бандероль, в которой оказались диски с фотографиями и стихами в исполнении самого поэта и книга «Год без Мустая», выпущенная детьми поэта к годовщине его смерти. В этой книге высказывания известных людей, которые пришли проститься с великим поэтом Мустаем Каримом.
Наша исследовательская работа по творчеству Мустая Карима – это как бы приглашение к чтению. Чтению стихотворений, произведений Мустая Карима, которого полюбили читатели не только в нашей республике, но и далеко за её пределами.
На этом наша исследовательская работа не закончена, мы и дальше будем продолжать работать над его творчеством. Темой отдельного исследования могут стать последние годы великого поэта, не мыслящего ни дня без строчки и без книги. А также мы займёмся составлением его родословной. Будет составляться альбом с фотографиями и сочинениями учащихся.
Отчёт по Году литературы.
Также хотелось бы подвести итог и рассказать вам немного о мероприятиях проведённых в нашей школе в – Год литературы . Год был очень насыщенным. В начале года уже был составлен план мероприятий, посвящённых Году литературы. Все мероприятия были направлены на формирование личности учащихся и воспитание нравственности.
5 февраля 2015 года, в нашей школе, первым уроком во всех классах был проведён Единый республиканский урок литературы, посвящённый открытию Года литературы в России. Учителями русского языка и литературы заранее был разработан план проведения этого мероприятия. Учащиеся по своему усмотрению могли выбрать ту или иную секцию.
В секция №1. была тема: «Музы не молчали».
     Здесь Алдагулова З.С. провела знакомство учащихся 7-х  классов с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны. На уроке прозвучали стихи и песни военных лет, состоялся разговор о нравственном долге ныне живущих – хранить и беречь память о подвиге солдат, защитивших Отчизну.
Секция №2. Тема: «Литература конца XIX – начала ХХ веков».
     Урок-семинар провела Козлова И.В. в 9-10 классах. Ребята  вспомнили  особенности русской литературы рубежа веков,  литературные направления ХХ века. Учащиеся анализировали, отстаивали  свою точку зрения, активно участвовали в дискуссии, урок прошёл на одном дыхании.
Секция №3. Тема : «Великая Отечественная война в творчестве современных писателей (на примере произведений В.Г.Распутина)»
     Мною, совместно с учащимися 7х – 9х классов был проведён познавательный урок литературы, где мы познакомились с жизнью и творчеством В.Г. Распутина. И конкретно остановились на его произведении «Живи и помни». Учащимися были подготовлены презентации по творчеству писателя.  Также были подготовлены и показаны презентации о ВОВ. Был просмотрен отрывок фильма по произведению В.Г.Распутина «Живи и помни».
Секция №4. Тема: «Серебряный век русской поэзии».
Здесь Ялмурдина Г.З. и учащиеся 8,11 классов расширили представление  о творчестве поэтов Серебряного века. Охотно слушали стихотворения в исполнении лучших чтецов нашей школы.
- Также в течение года нами были выпущены литературные газеты к юбилеям писателей и поэтов;
- Проведены Лермонтовские чтения;
- Проведён конкурс чтецов «Строки, опалённые войной…»;
- Литературный марафон «Энтузиаст чтения» среди читателей библиотеки»;
- Литературные гостиные;
- Конкурс кроссвордов «Василий Тёркин – поэма о солдате»;
- Конкурс сочинений о войне;
- Конкурс рисунков «Мы были в гостях у писателя»;
- Организован выставочный стенд «Произведения о Великой Отечественной войне»; и там же организована выставка иллюстраций к художественным произведениям о войне;
- Ученики нашей школы приняли участие в дискуссии, смогли посмотреть презентации, посмотрели отрывки из кинофильмов о войне.
А итогом стал декадник русского языка и литературы, посвящённый закрытию Года литературы. Декадник наш начался со школьного этапа олимпиады по русскому языку.
- Далее была проведена акция «Книга из рук в руки»;
- Акция Буккроссинг «Прочитай – отдай другому!» ( где учащиеся безвозмездно обменивались художественной литературой);
- Литературно – кинематографический час «Листая страницы, пересматривая фильм»;
- 3.10.2015 в день рождения С.А.Есенина мною проведён открытый урок в 7 классе «Есенин – то не просто имя – России стихотворная душа»;
- А учащиеся 10 класса подготовили и показали презентацию « Певец страны берёзового ситца», посвящённую 120 – летию со дня рождения С.А.Есенина;
А также каждый учитель русского языка и литературы провел внеклассные мероприятия.
А завершился наш декадник громким, весёлым, зажигательным общешкольным мероприятием на свежем воздухе «Осенний переполох» на тему: «Фольклор».
Предлагаю вам посмотреть отрывки с нашего декадника.