Родительское собрание Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ТЕМА: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ РОДИТЕЛЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
ЗАДАЧИ:
1.ФОРМИРОВАТЬ У РОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ.
2.РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАНИЮ СВОЕГО РЕБЁНКА, СОДЕЙСТВОВАТЬ АКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НИМ.
3.ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СБЛИЖЕНИЕ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ОБЩЕНИЯ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ПОДБОР МАТЕРИАЛА НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ, ПОДГОТОВКА ЗАЛА К СОБРАНИЮ, ПОДГОТОВКА ПАМЯТОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: КЛУБОЧЕК С НИТКАМИ, ФЛОМАСТЕРЫ, ЛИСТОЧКИ С ВОПРОСАМИ, НА КАЖДОГО РОДИТЕЛЯ.
ВОСПИТАТЕЛИ: Гусельникова О.А.
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОДИТЕЛЕЙ
1. ПРИВЕТСТВИЕ ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ.
Я вас сегодня очень рада видеть, после продолжительных каникул.
Сегодня я предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом.
Игра "Клубочек"- при разматывании клубочка в одну сторону родители вначале называют положительные качества ребёнка, в другую отрицательные качества. Родители приветствуют друг друга и педагогов.
Выполняют действия по правилам игры.
Цель: для создания эмоционально-комфортной обстановки.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет, формируя их практические умения во взаимодействии с детьми, создавая эмоциональное сближение родитель-ребенок. (Доклад. Приложение 1)
Познакомить родителей:
- с задачами воспитания и обучения в соответствии с реализуемой образовательной программой (Доклад. Приложение 2);
- режимом дня, расписанием занятий и планом работы с родителями в течение года (Доклад. Приложение 3);
- организацией дополнительного образования. Родители заслушивают доклады педагогов и задают вопросы по интересующим их темам.
3. ФИЗМИНУТКА «Запрещенная цифра три»
Ведущий предлагает родителям встать в круг.
Инструкция: «Давайте вспомним счет, каждый из вас по очереди называет числа по счету, но при проговаривание числа три вы не должны называть цифру три и те числа, которые можно разделить на три, например: «один, два, на цифре три вы хлопаете в ладоши и присаживаетесь», следующий игрок говорит четыре, следующий пять, а затем опять хлопок и присаживаетесь.»Родители выполняют действия по тексту.
Цель: создание благоприятного настроя группы.
4. ПРАКТИКУМ Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).2. Ты способный(ая), у тебя все получится.3. Ты невыносим(а)!4. У всех дети, как дети, а у меня...5. Ты мой(я) помощник(ца).6. Вечно у тебя все не так.7. Сколько раз тебе повторять!8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!10. Как ты считаешь?11. Ты полностью распустился(сь)!12. Познакомь меня со своими друзьями.13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!14. Меня не интересует, что ты хочешь!Обработка результатов теста:Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,то начислите себе по два балла за каждый ответ.Подсчитайте общую сумму баллов.7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком. Родители отвечают на вопросы теста и самостоятельно подсчитывают баллы.
Цель: определить характер взаимодействия родителя с ребенком.
5. РЕФЛЕКСИЯ Ответьте на вопрос «Что для меня сегодня значимым стало…» Родители высказывают по очереди свое отношение к собранию по данной теме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Доклад "Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)"
Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более чётко. К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.
Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.
Ребёнок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая, т. е. ребёнок учится целенаправленно планировать, логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него проявляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:• Любопытство;• Любознательность;• Чувство юмора;• Удивление.
К эстетическим чувствам относится:• чувство прекрасного;• чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:• чувство гордости;• чувство стыда;• чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.
Возраст 5-6 лет, старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка.
Именно в этот период в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называется сензитивным ( особеннно чувствительным) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Для их развития используется более усложненный игровой материал(палочки Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Коломбово яйцо», развивающие игры Воскобовича и др.), он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать.
Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует В своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).Хорошо развивает логическое мышление конструктор. Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину. Развитию элементарных логических представлений способствуют игры и упражнения с использованием различных логических таблиц. Все задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задачи воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с реализуемой образовательной программой.
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.
Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.
3. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.4. Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребенка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.
5. Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.
6. Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.
7. Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.
8. Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
«5 основных принципов влияния родителей на ребенка»
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе. Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
«5 основных принципов влияния родителей на ребенка»
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе. Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
«5 основных принципов влияния родителей на ребенка»
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.
Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
«5 основных принципов влияния родителей на ребенка»
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе. Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
«5 основных принципов влияния родителей на ребенка»
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе. Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
«5 основных принципов влияния родителей на ребенка»
1. Родители являются основным источником жизненного опыта.
2. Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
3. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире и исследовании новых способов его освоения.
4. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка.
5. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.