Роль куратора студенческой группы в процессе адаптации первокурсников к новым образовательным условиям
Роль куратора студенческой группы в процессе адаптации первокурсников к новым образовательным условиям
В настоящее время общество все больше нуждается в специалистах высокого уровня. Каждый молодой человек стремится поступить после школы в учебное заведение профессионального образования. Абитуриенты переходят в новый период своей жизни – студенчество. Время студенчества – это период столкновения человека с новыми, совершенно дотоле неизвестными проблемами. А ведь ко всему прочему, студенту нужно получить качественное образование, а также избежать дезадаптации, что напрямую зависит от того, насколько быстро он сможет освоить новую для себя среду.
Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в учреждении профессионального образования: будь то техникум, институт или академия. Учебные нагрузки принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок. Информационная насыщенность учебного процесса, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации. Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов. Постоянное умственное и психическое напряжение, а также нарушения труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию заболеваний. Следует отметить, что нередко процесс социально-психологической адаптации первокурсников протекает стихийно. А между тем не все студенты, попадая в новую атмосферу, способны быстро адаптироваться. Отсюда возникает необходимость усовершенствовать процесс адаптации вчерашних абитуриентов к студенческой жизни.
В ходе адаптации студентам, конечно же, нужна помощь со стороны. Они могут обратиться за ней к отдельным или всем преподавателям, администрации, сотрудникам социально-психологической службы, студентам старших курсов и др.
Но все-таки наибольший процент ребят, по результатам исследований, ожидает помощи от куратора. Кураторство – одна из эффективнейших форм управления адаптационным процессом в вузе. От куратора группы во многом зависят успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы первого курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Основными направлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяют куратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов, являются:
1) проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса, профессиональному ориентированию;
2) ознакомление куратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт их характера, уровня знаний и общественной активности;
3) изучение формирующейся системы межличностных отношений;
4) развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
5) помощь в научной организации труда студентов;
6) помощь студентам в организации самовоспитания.
Основные задачи куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов:
1) выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение, степени понимания ими специфики и характера получаемой профессии;
2) определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов.
Главное внимание куратору следует уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора.
Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциации необходимо организовывать коллективные формы совместного досуга (выставки, театры, турпоходы и т.д.), психологические игры и упражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климата в группе и духовное развитие личности. Тем более почти все первокурсники в качестве наиболее важного аспекта комфортности обучения отмечают психоэмоциональное состояние.
Подготовила: педагог-психолог Папуша М.А.