Доклад: «Развитие личности умственно – отсталых детей в процессе урочной деятельности».
Омутинская специальная
школа
Доклад:
«Развитие личности умственно – отсталых детей в процессе урочной деятельности».
Выполнил:
учитель музыки
Оленин Вадим Викторович
с. Омутинское
2017 год
Одной из задач процесса урочной деятельности с умственно-отсталыми детьми - это
воспитание социально-активной, максимально адаптированной к современной жизни личности. Необходимо вырабатывать у таких детей самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, повышать уровень их потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий самовыражения учащихся путем согласованной коррекционно-развивающей работы.
Для детей с умственной отсталостью характерно позднее развитие, наличие психофизических дефектов. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании.
Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации. Точности и темпа произвольных движений. У детей резко выражены нарушения координации движений проявляющиеся в виде бедности, однообразии движений, резкая их замедленность, неловкость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается повышенная подвижность, но движения беспорядочны и не последовательны. В результате ребенок не может даже самостоятельно обслужить себя. Особенно затруднены дифференцированные движения пальцев и рук, вследствие этого, не соизмеряют усилия, действуя с предметами. Могут их ронять или сильно сдавливать.
Внимание малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Привлечь внимание ребенка можно с помощью ярко выраженных раздражителей, но длительно сосредоточиться им трудно. Это связано с тем, что глубоко умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики. Особенностью недоразвития сенсорных функций является не органическое поражение анализаторов, а неумение полноценно использовать их.
Трудности умственно-отсталых в области восприятия заключаются не в аномалии органов чувств, они состоят в недостаточности переработки получаемой информации. Характерно поверхностное восприятие предмета, неумение его анализировать, сравнивать с другим. Часто восприятие страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.
Для детей с умственной отсталостью характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.
В устной речи не слышат разницы между правильным и неправильным произношением звуков, не слышит определенного звука в слове, (недоразвитие фонематического слуха). Отсутствие целенаправленных приемов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала – приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Для мышления свойственно: беспорядочность, бессистемность использования имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и затрудненность обобщений. Не могут составить рассказ по картинке, затрудняются по порядку разложить серию картинок, восстановить последовательность изображенных событий. Затрудняются составить рассказ по серии картинок. Школьники могут научиться чтению, но текст осмыслить не могут, не могут обобщить прочитанное. Порядковым счетом овладевают с помощью наглядных средств арифметических действий, отвлеченный счет не доступен. С трудом удерживают в памяти условие задачи, не могут установить смысловые связи, выполняют отдельные арифметические действия. Накопившиеся с возрастом и в результате обучения представления и элементарные понятия мало связанны между собой. Суждения бедны, не самостоятельны, простое повторение часто заимствованного от окружающих.
Ярко проявляются специфические черты мышления в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов.
Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые дети обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
Для таких детей характерны: психическая пассивность, неприятие задачи, затруднен начальный этап выполнения задания, трудности в осуществлении ориентировки в задании, не состоятельность деятельности, не видят связи между действиями. Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Физиологической основой, которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.
Наблюдается глубокое недоразвитие речи. Появление речи значительно запаздывает. Встречаются случаи механически воспроизводимой, не имеющей смысла речи. Могут не понимать взрослую речь, не могут связать слово с определенным предметом. Самостоятельная речь проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз, не могут обобщить группы, связать родовые понятия. Для социальной адаптации очень важны взаимодействия детей с другими людьми, умения вступать в беседу и поддерживать ее.
Резко отстает от нормы регулирующая функция речи. Инструкции взрослого воспринимаются не точно, не определяют содержание и последовательность выполняемой ими деятельности. Это касается выполнения заданий, состоящих из нескольких звеньев, дети путают порядок действий, переставляя их, не могут дать отчет о выполненной работе без помощи взрослого
У умственно отсталых детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи.
Память логическая и механическая находится на низком уровне. Все нарушения и дефекты проявляются в трудовой деятельности, играет роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности в организации деятельности. Нарушение моторики.
Большие трудности в осмысливании задания, овладев навыками, не могут изменить свою деятельность согласно новой инструкции. Предпочитают повторение одних и тех же заученных операций. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости, быстрее наступает состояние охранительного торможения.
Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.
Личность данных учащихся характеризует отсутствие инициативы, самостоятельности. Эмоции относительно сохранны, чувствительны к оценке, хвале, радости, могут быть вспыльчивы, агрессивны, свойственна косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.
Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.
Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).
Все эти особенности умственно-отсталых детей необходимо учитывать в процессе урочной деятельности
На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, так как именно в них складываются деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте. В первую очередь, это мотивация достижения, которая, развиваясь в начальной школе, к пятому классу становится личностной чертой. Такие дети, особенно в младшем возрасте, безгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий младшего школьника являются безоговорочными. В младшем школьном возрасте закрепляется самооценка.
Если педагог и значимые взрослые хвалят ребенка, поддерживают его, отличают его успехи, то это будет способствовать развитию мотива достижений. Большое внимание педагог должен уделить формированию у умственно-отсталого ученика адекватного уровня притязаний. Высокий уровень притязаний ученика зависит не только от результатов его учебной деятельности, но и от других видов деятельности, а также от положения ребенка в коллективе. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и занимающие высокое положение в коллективе, могут обладать высоким уровнем притязаний и адекватной самооценкой. Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний ученика является помощь педагога каждому ребенку в осознании им своих возможностей и способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных умений и на основе этого в укреплении веры в свои силы.
Очень важным фактором для личностного развития умственно-отсталых учащихся является расширение временных рамок и содержания общения учащихся с окружающими людьми и в первую очередь со взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. Для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности таким детям необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщения.
Большое значение в формировании личности умственно-отсталого школьника играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Причем нужно учитывать, что многие из таких детей чрезмерно доверчивы, открыты и послушны, это может привести к формированию у ребенка таких качеств, как зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребенка может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности.
Большое внимание необходимо уделять развитию трудолюбия у умственно-отсталых детей. В развитии у ребенка желания трудиться большую роль может играть разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Главной особенностью этой системы является то, что она должна быть ориентирована на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а не на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности ребенка приобретает вера ребенка в свои успехи. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должен вселять педагог ребенку надежду на успех. Ребенок будет любить трудится, если будет получать удовлетворение от своих трудовых усилий, в первую очередь, это может быть выражено в положительных эмоциях.
Огромное значение в работе с умственно отсталыми детьми имеет целенаправленная работа по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка, которые влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.
Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок еще пару месяцев назад желавший учиться в школе, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждением человека, его желанием, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушные, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие.
Умственно-отсталых детей нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.
Учитель, организуя урочную работу среди таких учащихся должен помнить о том, что дети видят и их эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, может воспользоваться следующими правилами:
Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
Правило шестое: Учите учащихся не бояться выражать положительные эмоции
Заголовок 1Заголовок 315