Ручной труд – средство развития волевых качеств личности у детей с ОВЗ


Ручной труд – средство развития волевых качеств личности у детей с ОВЗ
“Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
В.А. Сухомлинский.
Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом общества, приобретает сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Другая сторона - развитие чувства и воли. Волевые качества не даны ребенку с рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Работая с детьми имеющими, общее недоразвитие речи, при котором у детей нарушены все компоненты речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой стороне. Отметили, что волевые качества личности, такие как:
усидчивость,
умение довести дело до конца,
умение руководствоваться в своих действиях сознательно поставленными целями,
умение подчиняться определенным требованиям,
развитие и укрепление уверенности в себе у таких детей недостаточно сформированы.
У большинства детей группы наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук. На разных уровнях организации двигательных актов, дети испытывают трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Исходя из этого, развитие перечисленных волевых качеств личности наряду с развитием моторики ребенка является важной задачей коррекционного процесса.
Одним из эффективных средств, в этом процессе являются занятия ручным трудом с различными материалами. Поскольку, ручной труд способствует не только развитию мелкой моторики пальцев рук и всей кисти, а также помогает в решении задач развития волевых качеств личности:
терпения,
настойчивости,
последовательности и энергичности в достижении цели,
аккуратности и тщательности в исполнении работы;
формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
формирование умений планирования последовательности, выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы.
О пользе и необходимости ручного труда говорили и такие великие ученые как В.Л. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, М. Монтессори, К.Д. Ушинский.
Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.
Художественный ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, развитие волевых качеств личности, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая детей старшего дошкольного возраста, мы используем разнообразные материалы, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.