Рабочая программа обучения детей 7 класса со сложной структурой дефекта


Согласовано: Утверждаю:
Кафедра коррекционной педагогики Директор школы
ОГБОУ ДПО УИПКПРО _____/Вирясов Е.В
____________________
«_____»________2014г.
Согласовано:Рассмотрено
Зам. директора по УВР на заседании методического
______/Зубарева Е.М./объединения учителей
5- 9 классов
протокол № от «__»____2014г.
руководитель МО____/ Улитина Е.В./
Рабочая программа
обучения детей 7 класса со сложной структурой дефекта
Областного государственного казённого образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- Барановской специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья « Мечта»
Срок реализации программы : 1 год
Объём программы: 7 класс
чтение и развитие речи – 136 часов
письмо и развитие речи- 102 часа
история отечества - 68 часов


Разработчик программы : учитель высшей категории- Улитина Е.В.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с содержанием программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта, отличающихся помимо значительного снижения интеллекта, грубыми нарушениями моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций, что ведет к нарушению социальных контактов, необходимых им для дальнейшей интеграции в общество.
Особым дефектом данных учеников является аномалии развития сенсорных функций - зрения, а именно: гиперметропия слабой степени, амблиопия uo .
Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности ребёнка и направлена на коррекцию памяти, внимания, мышления воображения, способствует умственному развитию, а также обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
Программа содержит материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.
«Сложный дефект» - это нарушение, при котором имеются 2 и более первичных дефектов. Каждый из них существует в комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, обуславливающими особенности детей. Самыми трудноразрешимыми проблемами в работе с этими детьми являются:
* Отсутствие навыков межличностного общения;
* Информированность потребности в общении;
* Неадекватная самооценка;
* Негативное восприятие других людей;
* Гипертрофированный эгоцентризм;
* Склонность к социальному иждивенчеству;
Формы и методы работы:
- беседа
-создание проблемной ситуации или постановка проблемного вопроса в совместной деятельности педагога и ребенка
- предварительное наблюдение
- рассказ
- экскурсия
- демонстрация натуральных объектов
- трудовые операции
- выполнение практических заданий
- повторные упражнения.
Основной формой организации является учебно - классное обучение.
Пояснительная записка к образовательной области письмо и развитие речи
Учебно -тематическое планирование уроков письма в 7 классе составлено в соответствии с содержанием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида (2001г,Москва.Владос) и учебника «Русский язык 7 класс специальных(коррекционных) учреждений YIII вида» авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская- Москва «Просвещение» 2014 г.
По программе на изучение письма отводится - 136 ч.- 4 ч. в неделю. Основными темами являются состав слова, имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол и предложение. В 7 классе продолжается работа по изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. На изучение частей речи отводится большой объём, т.к. он необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи-обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. В 5-9 классах учащиеся овладевают такими видами работ, как изложение и сочинение, а также навыками делового письма.
I II III IY всего
Основные уроки 27 26 39 29 121
к/и п/работы 2 2 2 2 8
Изложения и
сочинения 4 2 1 7
Учебно – тематическое планирование по образовательной области письму и развитию речи 7 класса.
№ Разделы и темы Количество часов
I ч. II ч. III ч. IVч.
1 Повторение
Предложение. Простые и сложные предложения.
Простое предложение с однородными членами предложения.
Однородные члены предложения с союзами и знаки препинания при однородных членах предложения.
Сложные предложения с союзами и,а,но. Знаки препинания в сложном предложение.
Проверочный диктант.
Работа над ошибками.
Изложение по описанию картины Н.П.Богданова-Бельского «Новые хозяева» 1
1
1
1
1
1
1 2 Состав слова.
Корень .Однокоренные слова. Приставка и её значение .Суффикс и его значение .Окончание и его значение .Выполнение тренировочных упражнений.
Правописание безударной гласной в корне слова.
Закрепительные упражнения.
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
Закрепительные упражнения.
Непроизносимые согласные в корне.
Закрепительные упражнения.
Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твёрдый знак после приставок.
Приставка и предлог.
Закрепительные упражнения.
Сложные слова.
Упражнения на закрепления.
Описание картины В.Г.Перова «Охотники на привале»
Деловое письмо. Объяснительная записка.
Контрольные вопросы и задания.
Проверочный диктант по теме: «Состав слова».
Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 3 Части речи.
Имя существительное.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание существительных с шипящей на конце.
Склонение имён существительных в единственном числе.
Выполнение тренировочных упражнений.
Первое склонение имён существительных.
Второе склонение имён существительных.
Третье склонение имён существительных.
Выполнение тренировочных упражнений.
Склонение существительных во множественном числе.
Существительные мн. числа в родительном падеже.
Выполнение тренировочных упражнений.
Деловое письмо. Заявление.
Обобщение по теме «Имя существительное».
Проверочный диктант по теме: «Имя существительное».
Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 4 Имя прилагательное.
Имя прилагательное- его признаки.
Связь имени прилагательного с существительными.
Склонение прилагательных муж. и ср.рода.
Правописание безударных окончаний прилагательных.
Склонение прилагательных жен. рода.
Правописание безударных окончаний прилагательных женского рода.
Выполнение тренировочных упражнений.
Склонение прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний прилагательных во множественном числе.
Выполнение тренировочных упражнений.
Оформление заметки в стенгазету.
Контрольные вопросы и задания.
Контрольный диктант за первое полугодие по теме: «Имя прилагательное»
Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений.
рода. 2
1
1
2
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1 5 Местоимение.
Местоимение- как часть речи.
Роль местоимения в предложении.
Личные местоимения 1,2,3 лица.
Личные местоимения ед.и мн. числа.
Личные местоимения 1 лица.
Склонение и правописание личных местоимений 1 лица ед. и мн. числа.
Личные местоимения 2 лица.
Склонение местоимений 2 лица.
Употребление и правописание местоимения 2 лица ВЫ
Личные местоимения 3 лица.
Склонение местоимений 3 лица.
Правописание местоимений 3 лица после предлогов.
Значение местоимений в предложении.
Выполнение тренировочных упражнений.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Оформление письма. 1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 6 Глагол.
Понятие о глаголе.
Связь глагола с существительным.
Роль глагола в предложении.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Правописание НЕ с глаголами.
Проверочный диктант «Глагол»
Работа над ошибками.
Изменение глаголов по лицам.
Глаголы 1 лица.
Глаголы 2 лица.
Глаголы 3 лица.
Глаголы на –ся,-сь.
Правописание личных окончаний глаголов во 2 лице ед.числа.
Правописание глаголов в 3 лице.
Упражнения на закрепление.
Изложение «Мужество на Титанике»
Письмо –поздравление.
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Работа над ошибками. 1
1
1
3
2
4
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
7 Предложение.
Предложение. Члены предложения.
Простое предложение с однородными членами.
Союзы при однородных членах.
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И.
Упражнения на закрепления.
Сложное предложение и его части.
Обращение .Знаки препинания при нём.
Выполнение тренировочных упражнений.
Контрольные вопросы и задания.
Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками. Контрольные задания и вопросы. 2
2
1
1
2
3
3
2
1
1
8 Повторение 6
Всего: 136 часов 33 30 42 31

Содержание работы по письму и развитию речи 7 класса.
№ Разделы и темы Объём ЗУН
1 Предложение. Простые и сложные предложения.
Простое предложение с однородными членами предложения.
Однородные члены предложения с союзами и знаки препинания при однородных членах предложения.
Сложные предложения с союзами и,а,но. Знаки препинания в сложном предложение.
Проверочный диктант.
Работа над ошибками.
Изложение по описанию картины Н.П.Богданова-Бельского «Новые хозяева» Различать простое и сложное предложение.
Строить простое предложение с однородными членами
Правильно выделять на письме однородные члены предложения
Находить союзы в предложении, выделять их.
Писать под диктовку текст.
Применять правила проверки написания слов.
Письменно пересказывать
2 Состав слова.
Состав слова.Однокоренные слова.
Написание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Приставка и её значение.
Суффикс и его значение.
Окончание и его значение.
Выполнение тренировочныхупражнений по образованию новых слов при помощи приставок, суффиксов и окончаний.
Правописание звонких и глухих согласных в корне.
Закрепительные упражнения.
Непроизносимые согласные в корне.
Закрепительные упражнения.
Гласные и согласные в приставках.
Разделительный твёрдый знак после приставок.
Приставка и предлог.
Закрепительные упражнения.
Сложные слова.
Упражнения на закрепления.
Описание картины В.Г.Перова «Охотники на привале»
Деловое письмо. Объяснительная записка.
Контрольные вопросы и задания.
Проверочный диктант по теме: «Состав слова».
Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений. Разбирать слова по составу.
Подбирать группы родственных слов.
Подбирать проверочные слова с ударением к безударным гласным в корне.
Образовывать слова спомощью приставок ,
суффиксов,разбирать слова по составу. Связывать слова в предложениях и словосочетан.
Подбирать проверочные слова к звонким и глухим согласным
Подбирать проверочные слова к непроизносимым согласным.
Запомнить правописание приставок
Различать приставку и предлог на письме.
Закрепить правописание приставок.
Образовывать сложные слова, закрепить их правописание.
Письменно описывать картину
Писать объяснительную, знать её значение.
Закрепить пройденные темы.
Писать текст под диктовку, применять правила проверки
3 Части речи.
Имя существительное.
Собственные и нарицательные им. существительные.
Существительные с шипящей на конце.
Склонение имён существительных в единственном числе.
Склонение имён существительных во множественном числе.
Выполнение тренировочных упражнений.
Деловое письмо . Заявление.
Обобщение по теме.
Проверочный диктант д по теме: «Имя существительное».
Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений. Различать существительные от других частей. Приводить примеры.
Определять собственные им. сущ. от нарицательных.
Различать сущ. с шипящей на конце.
Склонять существительные
в единственном числе.
Склонять существительные
во множественном числе.
Закрепить в ходе выполнения упражнений пройденные темы.
Писать деловую бумагу, знать её назначение.
Обобщить и закрепить всё по теме «Имя существительное»
Писать текст под диктовку, применять правила проверки.
4 Имя прилагательное.
Имя прилагательное.
Склонение имён прилагательных в единственном числе.
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Выполнение тренировочных упражнений.
Оформление заметки в стенгазету.
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»
Работа над ошибками. Выполнение тренировочных упражнений. Знать какие слова относятся им. прилагательному.
Определять их в тексе, использовать в речи.
Склонять прилагательные
в единственном числе.
Склонять прилагательные
во множественном числе.
Закрепить в ходе выполнения упражнений пройденные темы. Писать заметку в стенгазету. конце.
Писать под диктовку.
Применять правила проверки.
Использовать им.прилаг. в речи.
5 Местоимение.
Местоимение –как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Выполнение тренировочных упражнений.
Контрольный диктант по теме: «Местоимение ».
Работа над ошибками. Контрольные вопросы и задания.
Оформление письма. Знакомство с новой частью речи. Определять их в тексе, использовать в речи.
Определять лицо, употреблять их в речи.
Склонять местоимения, правильно употреблять и писать.
Закрепить в ходе выполнения упражнений пройденные темы.
Писать под диктовку.
Давать ответы на вопросы, участвовать в беседе.
Правильно оформлять письмо.
6 Глагол.
Глагол. Общее понятие.
Связь глагола с существительными.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
НЕ с глаголами.
Изменение глаголов по лицам.
Выполнение тренировочных упражнений.
Изложение «Мужество на Титанике»
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Работа над ошибками. Контрольные задания и вопросы. Знать какие слова относятся к глаголу.Определять их в тексе, использовать в речи. Изменять глаголы по временам, определять время глагола.
Изменять глаголы по числам, определять число глагола.
Изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.
Правописание глаголов с частицей НЕ.
Изменять глаголы по лицам, определять лицо глагола.
Закрепить в ходе выполнения упражнений пройденные темы.
Письменно пересказывать
Писать под диктовку.
Применять правила
7 Предложение.
Простое предложение. Виды простого предложения.
Однородные члены предложения и его виды.
Обращение
Сложное предложение
Сложные предложения с союзами И,А,НО.
Тренировочные упражнения.
Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками. Контрольные задания и вопросы. Различать предложения.
Строить простое предложение с однородными членами. Находить подлежащее и сказуемое.
Вести диалог.
Находить сложные предложения
Находить союзы в предложении, выделять их.
Различать сложное предложение от простого.
Строить сложное предложение.
Писать под диктовку.
Применять правила
8 Повторение Различать части речи.
Пояснительная записка к образовательной области чтение и развитие речи.
Учебно - тематическое планирование уроков чтения в 7 классе составлено в соответствии с содержанием программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений YIII вида (2001 г) и учебника «Чтение для 7 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений YIII вида, автор А.К.Аксёнова -2014 г.,Москва «Просвещение»
Уроки чтения в 7 классе рассчитаны на 102 часа ( 3 часа в неделю). Из них 93 урока проводится по фактическому материалу, 9 уроков – «Внеклассное чтение» по произведениям писателей;
Тематика : рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у учащихся техники чтения : правильность, беглость, выразительность на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы ; полно ,правильно и последовательно передавать содержание прочитанного по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты -самостоятельно; читать «про себя», выполняя задания учителя.
Учебно – тематическое планирование по образовательной области чтению и развитию речи 7 класса.
№ Разделы и темы Количество часов
I ч. II ч. III ч. IVч.
1 Устное народное творчество
Устное народное творчество.
Сказка. Сивка-бурка.
Сказка. Журавль и Цапля.
Сказка. Умный мужик.
Былина. Три поездки Ильи Муромца.
Народная песня. Ах, кабы не цветы, не морозы…
Народная песня. По улице мостовой.
Пословицы. Загадки.
Внеклассное чтение «УНТ»
Из произведений русской литературы 19 века.
А.С.Пушкин. Биография.
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…
А.С. Пушкин. Зимний вечер.
А.С. Пушкин .У лукоморья.
М.Ю. Лермонтов. Биография.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
И.А. Крылов.Биография.
И.А. Крылов.Кукшка и Петух.
И.А. Крылов.Волк и Журавль.
И.А. Крылов.Слон и Моська.
Внеклассное чтение по басням И.А.Крылова.
Н.А.Некрасов. Биография.
Н.А.Некрасов. Несжатая полоса.
Н.А.Некрасов. Генерал Топтыгин.
Л.Н.Толстой. Биография.
Л.Н.Толстой. Кавказский пленник.
Обобщающий урок.
Внеклассное чтение «Смелость берёт города»
А.П.Чехов .Биография.
А.П.Чехов. Хамелеон.
В.Г.Короленко. Биография.
В.Г.Короленко. Дети подземелья.
Внеклассное чтение по произведению «Дети подземелья»
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
4
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
2
1
5
1 2 3
Из произведений русской литературы 20 века.
М.Горький. Биография.
М.Горький. Детство.
М.Горький. В людях.
Внеклассное чтение по произведениям М.Горького.
М.В. Исаковский. Детство.
М.В. Исаковский. Ветер.
М.В. Исаковский. Весна.
К.Г. Паустовский. Биография.
К.Г. Паустовский. Последний чёрт.
Внеклассное чтение по произведениям К.Г.Паустовского.
М.М. Зощенко. Биография.
М.М. Зощенко. Великие путешественники.
К.М.Симонов. Биография.
К.М.Симонов. Сын артиллериста.
В.П.Катаев. Флаг.
Н.И. Рыленков. Деревья.
Н.И. Рыленков. Весна без вещуньи-кукушки…
Н.И. Рыленков. Всё в тающей дымке…
Внеклассное чтение. Поэты о русской природе.
Ю.И.Коваль. Биография.
Ю.И.Коваль.Капитан Клюквин.
Ю.И.Коваль. Картофельная собака.
Ю.Я.Яковлев. Багульник.
Внеклассное чтение. Доброта творит чудеса.
Р.П.Погодин. время говорит –пора.
А.Г.Алексин. Двадцать девятое февраля.
К.Я. Ваншенкин. Мальчишка.
К.Я. Ваншенкин. Снежки.
Внеклассное чтение. Моя любимая книга. 1
4
2
1
3
1
1
1
3
1
1
2
1
3
2
1
1
1
1
1
1
1
4
4
1
3
2
1
1
1
4 Контрольные вопросы и задания 1
5 Итоговый обобщающий урок по чтению 1
Всего: 102 24 23 33 22
Содержание работы по чтению и развитию речи 7 класса.
№ Разделы и темы Объём ЗУН
1 Устное народное творчество
Устное народное творчество.
Сказка. Сивка-бурка.
Сказка. Журавль и Цапля.
Сказка. Умный мужик.
Былина. Три поездки Ильи Муромца.
Народная песня. Ах, кабы не цветы, не морозы…
Народная песня. По улице мостовой.
Пословицы. Загадки.
Внеклассное чтение «УНТ»
Из произведений русской литературы 19 века.
А.С.Пушкин. Биография.
А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…
А.С. Пушкин. Зимний вечер.
А.С. Пушкин .У лукоморья.
М.Ю. Лермонтов. Биография.
М.Ю. Лермонтов. Бородино.
И.А. Крылов.Биография.
И.А. Крылов.Кукшка и Петух.
И.А. Крылов.Волк и Журавль.
И.А. Крылов.Слон и Моська.
Внеклассное чтение по басням И.А.Крылова.
Н.А.Некрасов. Биография.
Н.А.Некрасов. Несжатая полоса.
Н.А.Некрасов. Генерал Топтыгин.
Л.Н.Толстой. Биография.
Л.Н.Толстой. Кавказский пленник.
Обобщающий урок.
Внеклассное чтение «Смелость берёт города»
А.П.Чехов .Биография.
А.П.Чехов. Хамелеон.
В.Г.Короленко. Биография.
В.Г.Короленко. Дети подземелья.
Внеклассное чтение по произведению «Дети подземелья»
Знать виды устного народного творчества.
Составлять характеристику героям по плану.
Пересказывать содержание
Понимать текст былин.
Читать выразительно, правильно, бегло вслух
Рассказывать по предложной теме в связи с прочитанным.
Пересказывать содержание
Читать сознательно,
правильно.
Учить наизусть.
Пересказывать содержание
Читать наизусть.
Пересказывать содержание
Высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
Понимать мораль басен. Выразительно их читать.
Читать осознанно, правильно. Учить наизусть
Пересказывать содержание
Выделять главную мысль.
Рассказывать по предложной теме в связи с прочитанным.
Пересказывать близко к тексту
Пересказывать своими словами.
Обсуждать прочитанное
Характеризовать героев.
Читать по ролям
Выделять главную мысль. Высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
Пересказ самостоятельного чтения.
2 3
Из произведений русской литературы 20 века.
М.Горький. Биография.
М.Горький. Детство.
М.Горький. В людях.
Внеклассное чтение по произведениям М.Горького.
М.В. Исаковский. Детство.
М.В. Исаковский. Ветер.
М.В. Исаковский. Весна.
К.Г. Паустовский. Биография.
К.Г. Паустовский. Последний чёрт.
Внеклассное чтение по произведениям К.Г.Паустовского.
М.М. Зощенко. Биография.
М.М. Зощенко. Великие путешественники.
К.М.Симонов. Биография.
К.М.Симонов. Сын артиллериста.
В.П.Катаев. Флаг.
Н.И. Рыленков. Деревья.
Н.И. Рыленков. Весна без вещуньи-кукушки…
Н.И. Рыленков. Всё в тающей дымке…
Внеклассное чтение. Поэты о русской природе.
Ю.И.Коваль. Биография.
Ю.И.Коваль.Капитан Клюквин.
Ю.И.Коваль. Картофельная собака.
Ю.Я.Яковлев. Багульник.
Внеклассное чтение. Доброта творит чудеса.
Р.П.Погодин. время говорит –пора.
А.Г.Алексин. Двадцать девятое февраля.
К.Я. Ваншенкин. Мальчишка.
К.Я. Ваншенкин. Снежки.
Внеклассное чтение. Моя любимая книга.
Пересказывать своими словами.
Обсуждать прочитанное
Высказывать своё отношение к поступкам героев.
Выразительно читать.
Выразительно читать вслух, выделять главную мысль.
Пересказывать содержание
Рассказывать. Выделять главную мысль.
Пересказывать содержание
Работать по плану, пересказ прочитанного
Выделять главную мысль.
Самостоятельно читать.
Характеризовать поступки героев.
Выразительно читать вслух, выделять главную мысль.
Пересказывать близко к тексту
Выразительно читать.
Пересказывать наизусть.
Пересказывать содержание
Выделять главную мысль.
Читать по ролям.
Высказывать своё отношение к поступкам героев.
Составлять краткий отзыв.
Пересказ близко к тексту.
Пересказывать, выделять главную мысль
Выразительно читать, заучивать наизусть.
Пересказывать содержание
4 Контрольные вопросы и задания Давать ответы .5 Итоговый обобщающий урок по чтению Знать изученные произведения.
Контрольно –измерительный материал по образовательной области письму и развитию речи (сложный дефект)
I четверть
Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы»
Проверочный диктант по теме : «Повторение. Предложение.» На лесной поляне еще греет солнце, а на опушке леса уже поселилась прохлада. Подросла за лето дичь. Зацвели сосны и ели. Дохнет ветерок, и ложится на золотую сушь рыжих иголок желтая пороша.
Лесные травы — по пояс. Синеют колокольчики, белеют ромашки. Душа радуется лесному урожаю. Сколько здесь желудей, орехов, ягод! Но лес уже умолк. Стихли певчие птицы, но еще трещат кузнечики и сверчки.
(62 слова) (По Ю. Жигалову)
Слова для справок: греет,радуется.
Однородные члены предложения без союзов. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Контрольный диктант по теме : «Состав слова.»СНЕГ.
Короткие зимние дни были похожи один на другой. Все мечтали о снеге. И вот наконец подул ветер, мороз начал сдавать, белая туча закрыла небосвод. Большими хлопьями снег повалил на землю. Радостно смотрели люди на пушистые снежинки.
Снег все усиливался. Небеса просыпались белоснежным пухом и наполнили воздух тишиной. Наступил вечер. Снег все падал, скрывал предметы и одевал землю. Я вошел в дом.
(62 слова) (По С. Аксакову)
Безударные гласные в корне слова; звонкие и глухие согласные в корне слова. Правописание приставок. Сложные слова. Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложном предложении.
Задание. Выпишите и разберите по составу сложное слово.
2 четверть.
Проверочный диктант по теме : «Имя существительное.»УДОД.
Удод в полете похож на большую бабочку. За пышный хохол его называют лесным петушком.
Любит удод свой длинный нос во все щели совать. А щели узкие, земля крепкая. Достается бедному носу. Но без добычи не прожить.
Вот в темной щели заблестела паутинка. Зацепил ее, дернул на всякий случай. Выскочил паук. Думал, что кузнечик запутался в паутине. Проглотил удод паука.
Так и пошло. Выманит паука из паутинки и съест. И носу легче.
(70 слов) (По Н. Сладкову)
Слова для справок: достается, не прожить, выманит.
Контрольный диктант за I полугодие.
Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу. Летний дождь теплый. В городе сейчас грязь, а в лесу земля жадно поглощает влагу. И вы идете по мокрому ковру из прошлогоднего палого листа. Дождевые капли падают с деревьев.
Но вот выглянуло солнце, и лес засверкал алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное происходит вокруг, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.
(65 слов) (По Д. Мамину-Сибиряку)
Слова для справок: поглощает, что-то, чувствуете.
Задание. Выпишите словосочетания «прилагательное плюс существительное», характеризующие природу летом. Обозначьте окончания прилагательных, укажите род, число, падеж.
3 четверть.
Проверочный диктант по теме : «Местоимение.»ЖАЛЬКА.
Ночью я подхожу к окну, отодвигаю занавеску и смотрю
на термометр. Это заметила Жалька. Она привязана ко мне, как мать к своему ребенку. После меня встанет, лизнет термометр и ляжет на коврик возле печки.
Утром я иду в столовую пить чай. Идет и Жалька. После первой чашки я бросаю ей кусочек булки. Она гордо глядит на меня. Не хлеб ей дорог, а мое внимание. Я становлюсь к ней спиной, и тогда она начинает есть.
(По М. Пришвину)
Проверочный диктант по теме : «Глагол.» В тихий зимний день идешь на лыжах по лесу. Видишь под деревьями глубокие чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез.
Тяжелыми шапками белого снега покрыты ели. Нет-нет да и слетит такая шапка с вершины, запылит серебристой пылью. С веселым свистом перелетают с ели на ель красногрудые клесты.
( По И.Соколову-Микитову)
Задание. Выпишите глаголы настоящего и будущего времени, укажите лицо и число.
Пояснительная записка к образовательной области истории.
Учебно-тематическое планирование уроков истории в 7 классе составлено в соответствии с содержанием программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (2001) и учебника « История России»
для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида авторы Б.П. Пузанов, О.И Бородина,
Л.С. Сековец, Н.М.Редькина.,2014г
Уроки истории в 7 классе рассчитаны на 68 часов (2 часа в неделю),
Из них 55 урока проводится по фактическому материалу учащиеся изучают по разделам:
«Введению в историю.»;« История нашей страны древнейшего периода.»;« Киевская Русь.»;« Распад Киевской Руси.»;« Борьба Руси с иноземными завоевателями.»;« Начало объединения Русских земель.»7 уроков отводится на изучение краеведческого материала.
6 уроков- повторительно-обобщающие.
Методика обучения истории в 7 классе предусматривает уточняющие вопросы, приёмы для закрепления пройденной части урока, теоретико-практическое пояснение, многократное проговаривание про себя и вслух, запоминание, многократное использование понятия в разных частях урока, закрепление игровыми методами и приёмами.
Коррекция недостатков пространственно-временных представлений предусматривает определённый алгоритм работы. Для такой цели успешно применяется как основной материал учебника, так и дополнительный. На уроке концентрируется внимание на запоминающемся событии или историческом факте.
Для лучшего усвоения исторического материала часто используется план изложения нового или изученного материала, который является наглядной опорой логического построения текста, рассказа, события.
Учебно – тематическое планирование по образовательной области истории 7 класса.
№ Разделы и темы Количество часов
I ч. II ч. III ч. IVч.
1 Введению в историю.
История-наука о прошлом.
Исторические памятники.
Наша Родина-Россия.Моя родословная.
Счёт лет в истории.
Историческая карта.
Повторительно обобщающий урок. 1
1
2
1
1
1 2 История нашей страны древнейшего периода.
Восточные славяне –предки русских, украинцев и белорусов.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Славянский посёлок.
Занятия восточных славян.
Обычаи восточных славян.
Верования восточных славян.
Соседи восточных славян.
Славянские воины и богатыри.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Повторительно – обобщающий урок. 1
1
1
2
1
1
1
1
1
1 3 Киевская Русь.
Образование государства восточных славян.
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
Укрепление власти князя.
Оборона Руси от врагов.
Крещение Руси при князе Владимире.
Былины-источник знаний о киевской Руси.
Культура и искусство киевской Руси.
Княжеское и боярское подворье.
Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
Правление Ярослава Мудрого.
Образование и грамотность на Руси.
Летописи и летописцы.
Киевский князь Владимир Мономах.
Древнерусские города.
Повторительно – обобщающий урок. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 4 Распад Киевской Руси.
Причины Распада Киевской Руси.
Образование самостоятельных княжеств
Киевское княжество 12 в.
Владимиро-Суздальское княжество.
Господин Великий Новгород. Торговля и ремёсла Новгородской земли.
Новгородское вече.
Русская культура 12-13 вв.
Повторительно- обобщающий урок. 1
1
1
1
2
1
1 5 Борьба с иноземными захватчиками.
Монголы-татары.
Нашествие монголо-татар на Русь.
Русь под монголо-татарским игом.
Рыцари-крестоносцы.
Александр Невский и новгородская дружина.
Невская битва.
Ледовое побоище.
Повторительно – обобщающий урок. 1
1
1
1
1
1
1
1 6 Начало объединения русских земель.
Возвышение Москвы.
Московский князь Иван Калита, его успехи.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
Сергий Радонежский.
Битва на Куликовом поле.
Значение Куликовской битвы для русского народа.
Иван III. Освобождение от иноземного ига.
Укрепление Московского государства.
Повторительно – обобщающий урок. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 Краеведение.
История возникновения села Барановки
Горелов А.П.-герой Советского союза.
Экскурсия в школьный музей.
Экскурсия в районный краеведческий музей.
Повторительно – обобщающий урок. 1
1
1
1
1
8 Повторение за год. 2
Всего: 68 18 14 20 16
Содержание работы по образовательной области истории 8 класса
№ Разделы и темы Объём ЗУН
1 Введению в историю.
История-наука о прошлом.
Исторические памятники.
Наша Родина-Россия. Моя родословная.
Счёт лет в истории.
Историческая карта.
Повторительно обобщающий урок. Знать,что такое история, что она изучает, что относится к историческим памятникам. Уметь пользоваться лентой времени.
Составлять свою родословную, знать своих предков.
2 История нашей страны древнейшего периода.
Восточные славяне –предки русских, украинцев и белорусов.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Славянский посёлок.
Занятия восточных славян.
Обычаи восточных славян.
Верования восточных славян.
Соседи восточных славян.
Славянские воины и богатыри.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Повторительно – обобщающий урок. Жизнь и быт своих предков, их занятия, обычаи,соседей.
Работать по тексту, сознательно его читать, находить ответы в тексте на вопросы, уметь анализировать, делать простые умозаключения.
Пересказывать содержание.
Составлять краткий рассказ, работать с репродукциями картин.
3 Киевская Русь.
Образование государства восточных славян.
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.
Укрепление власти князя.
Оборона Руси от врагов.
Крещение Руси при князе Владимире.
Былины-источник знаний о киевской Руси.
Культура и искусство киевской Руси.
Княжеское и боярское подворье.
Жизнь и быт людей в Киевской Руси.
Правление Ярослава Мудрого.
Образование и грамотность на Руси.
Летописи и летописцы.
Киевский князь Владимир Мономах.
Древнерусские города.
Повторительно – обобщающий урок. Знать об образовании Киевской Руси.
Уметь осознано читать. Пересказывать текст. Выделять главную мысль.
Основные периоды развития хозяйственной и политической жизни Киевской Руси, исторических деятелей, князей, руководителей.
4 Распад Киевской Руси.
Причины Распада Киевской Руси.
Образование самостоятельных княжеств
Киевское княжество 12 в.
Владимиро-Суздальское княжество.
Господин Великий Новгород. Торговля и ремёсла Новгородской земли.
Новгородское вече.
Русская культура 12-13 вв.
Повторительно- обобщающий урок. Знать основные причины распада Киевской Руси и их последствия.
Уметь осознано читать. Пересказывать текст. Выделять главную мысль.
Основные периоды развития хозяйственной и политической жизни государства во время распада.
5 Борьба с иноземными захватчиками.
Монголы-татары.
Нашествие монголо-татар на Русь.
Русь под монголо-татарским игом.
Рыцари-крестоносцы.
Александр Невский и новгородская дружина.
Невская битва.
Ледовое побоище.
Повторительно – обобщающий урок. Знать о борьбе Руси с монголо-татарским игоюОсновные периоды борьбы исторических деятелей, полководцев, национальных героев, руководителей страны.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.
Уметь рассказывать по опорным слова, по иллюстрации.
Выделять главную мысль, давать полные развернутые ответы. Использовать текст в добывании знаний.
Сознательно читать,
составлять пересказ прочитанного.
6 Начало объединения русских земель.
Возвышение Москвы.
Московский князь Иван Калита, его успехи.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.
Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.
Сергий Радонежский.
Битва на Куликовом поле.
Значение Куликовской битвы для русского народа.
Иван III. Освобождение от иноземного ига.
Укрепление Московского государства.
Повторительно – обобщающий урок. Знать исторических деятелей начала объединения русских земель, основные исторические события и битвы, исторических деятелей, полководцев, национальных героев.
Сознательно читать,
составлять пересказ прочитанного.
7 Краеведение.
История возникновения села Барановки
Горелов А.П.-герой Советского союза.
Экскурсия в школьный музей.
Экскурсия в районный краеведческий музей.
Повторительно – обобщающий урок. Знать историю своего села, героя своего села.
Познакомиться с историей своего села и края.
8 Повторение за год. Уметь работать с заданиями.
Контрольно –измерительный материал по образовательной области истории (сложный дефект)
I четверть
Раздел I. Введение в историю.
1. Соедините стрелками части пословиц о семье:
Семья вместе если в семье лад.
Лад,и согласие душа на месте.
Не нужен клад первое счастье.
2. В семье трое детей: Коле 11 лет, Маше 15 лет, Оле 7 лет. Кто издетей старше (младше)?
3. Отгадайте кроссворд.
1. Специальные учреждения, где хранятся письменные источники.
2. Ученый, который занимается раскопками.
3. Название нашей страны.
4. Дается при рождении.
Раздел II. История нашей страны древнейшего периода.
1. Покажите на карте места расселения племен восточных славян.
2. Какими орудиями труда пользовались славяне? Нарисуйте их.
3. Что такое частокол?
4. Узнайте, какие племена жили на территории вашего края. Чем они занимались?
5. Игра «Третий лишний»
венгры — дреговичи — вятичи
Рюрик — Игорь — Август
соха — серп — копье
земледелие — бортничество — зодчество
II четверть
Раздел III. Киевская Русь
1. Соотнесите правую и левую колонки
Рюрик перенес столицу в Киев
Олег основатель русского государства
Ольга первая приняла христианство
Святослав идя на врага, говорил: «Иду на Вы!»
2. Игра «Третий лишний»
Днепр — Почайна — Волхов
оратор — кузнец — плотник
Кирилл — Мефодий — Владимир.
3. Вспомните и перечислите знакомые вам былины. Объясните, почему они являются источником знаний.
4. Найдите пару и поставьте соответствующий номер в столбике справа.
1. Нестор основатель храма святой Софии
2. Ярослав Мудрый князь, при котором произошло крещение Руси
3. Владимир автор «Повести временных лет»
III четверть
Раздел IV. Распад Киевской Руси
1. Поставьте вопросы к кроссворду
1. Новгород
2. Волхов
3. Посадник
4. Береста
5. Писало
2. Сколько соборов Святой Софии на Руси вам известно?
3. Существует сказание.
Старый отец, умирая, призвал к себе сыновей и велел сломать веник. Сколько ни пытались сильные, здоровые парни переломить вязаные прутья, им это не удавалось сделать. И тогда отец предложил им развязать веник и каждый прутик сломать отдельно. Легко справились с этой задачей сыновья.
Сделайте из притчи вывод. К какому историческому периоду можно отнести эту притчу?
Раздел V. Борьба с иноземными завоевателями
1. Проверьте себя. В каком году монголо-татары начали свое нашествие на Русь?
2. Разъясните, почему, несмотря на героическое сопротивление русских, монголо-татары победили?
3. Объясните значение слов иго, полк, Орда, баскаки.
4. Почему князь Александр Ярославич получил почетное прозвище «Невский»?
5. Назовите важнейшие сражения в период с XIII по XV в.
6. Проверьте себя. Когда и с кем состоялась битва на р.Неве (Ледовое побоище)?
IY четверть
Раздел VI. Начало объединения русских земель
1. Расскажите, как строилась Москва.
2. Сколько лет Москве сегодня?
3. Как по-другому называют Куликовскую битву?
4. Докажите, что Дмитрий Донской был великим полководцем.
5. Сколько лет прошло со дня Куликовской битвы?
6. Определите, что общего в деятельности Александра Невского, Ивана Калиты и Дмитрия Донского.
Учебно-методический комплекс к рабочей программе:
7 класс
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы в двух сборниках. Сборник 1. М. «Владос» 2001 г.
«Русский язык» учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г.Галунчикова,
Э.В. Якубовская. М. «Просвещение» 2006 г.
«Чтение» учебник для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. А.К.Аксёнова,
М. «Просвещение» 2014 г.
Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. А.К.Аксёнова ,Н.Г.Галунчикова. М. «Просвещение» 2004 г.
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы. Е.Я.Кудрявцева. М.,Г.И.Ц. «Владос» 2003 г.
«История России» учебник для 7 класса специальных(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов-М. «Владос» 2014 г.
Материально-техническое обеспечение
таблицы;
карты для уроков истории и географии;
Фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки; Полоски для обозначения слов, предложений.
Набор цветных карандашей.
Сюжетные картинки (для составления предложений).
CD-DVD -проигрыватель.
Магнитная доска.