Статья: «Развитие математических способностей у дошкольников»


«Развитие математических способностей у дошкольников»
 
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
         Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.
         Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. Постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувство, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.  В этом, между прочим одно из противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство для формирования личности. В наибольшей степени это осуществляется  в дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой.
         Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют  общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить  более непринужденный и эмоциональный характер.
         Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур дает возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, форма, толщина), причем как по наличию, так и по отсутствию свойства. Например, дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и т. д. Они познают знаки-символы, обозначающие цвет, толщину, размер.
         С использованием блоков проводятся разнообразные игры: «Какая фигура следующая?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живет?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.
         Полезно составлять и преобразовывать геометрические фигуры из «Игрового квадрата», цветных счетных палочек, разноцветных резинок «Геоконта». Так квадрат преобразуют в треугольники и четырехугольники, обследуют их, пересчитывают и показывают. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур.
         Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны, например: «Составь квадрат», «Сложи узор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Составь картинку», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Логоформочки» и др.
         Игровые упражнения, цель которых – в завершении, продолжении начатого рисунка, постройки, в разгадывании замысла, развивают умение понимать символику, схематичность, развивают предпосылки творческой самостоятельности: «На что похоже?», «Дорисуй», «Дострой», «Из двух одну» (и наоборот) и др. Педагогическая значимость предлагаемых игр зависит от позиции и роли взрослого. Главное – мотивация, воспитание у детей желания предлагать свой сюжет, способ воссоздания, стремления к аналогичным и конструктивно новым играм, к достижению результата.
          Воспитатель помогает ребенку не только воспринимать отношения объектов окружающего мира (их равенство и неравенство), но и формулировать соответствующее высказывание, пользоваться необходимой терминологией в игровой, практической деятельности.
         Игры и упражнения с цветными счетными палочками (палочки Кюизенера) наиболее успешно способствуют познанию размерных и числовых отношений. Игры с «Математическими корзинками», «Чудо-цветиком», «Счетовозиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества от их сгруппированности.
         Цифра как знак, показатель числа выделяется при уточнении итога счета. Запоминание знаков дает возможность ребенку быстро ориентироваться в количестве предметов, сравнивать. Желательно, чтобы цифры стали повседневным материалом, частью развивающей среды (например, «Забавные цифры», «Буквы, цифры» и др.), использовались в самостоятельных играх (например, игры «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр» и др.).
         Не следует забывать об эффективной роли различного речевого материала – потешек, стихов, считалок, задач-шуток – в освоении детьми чисел и действий с ними.
         Игры на освоение счета очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и др.
         Для освоения умения сравнивать и обобщать группы предметов по числу следует специально, с учетом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их: «Кому сколько?», «У кого столько же?», «Что изменилось?», «Какая игрушка спрятана?», «Где больше?» и др.
         Для самостоятельных игр отводится ежедневно 30 – 40 минут. Каждый ребенок выбирает себе игру, игровые пособия из уже имеющихся в предметно-игровой среде. Играет, ставя цель, включаясь в активный поиск решения игровой задачи, оценивая свои результаты.
         Мини-ситуации развивающей направленности планируются педагогом, но могут возникать стихийно педагог включается в их разрешение, обогащая деятельность детей.
Используемая литература:
1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
2. А. К. Бондаренко, И. А. Матусик «Воспитание детей в игре»
3. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»
4. Р. И. Жуковская «Игра и её педагогическое значение