Урок литературного чтения 3 класс Драгунский Он живой и светится
Урок литературного чтения 3 класс
УМК: «Школа России»
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема урока : « В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» (1-й урок)
Учитель: Желтоухова Юлия Андреевна МБОУ СОШ №3 г. Александров Владимирской области
Тема. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели урока:
Познакомить учащихся с произведениями В. Ю. Драгунского, развивать умения прогнозировать текст.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми. Научить разбираться в том, как писатель изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся через работу с литературным произведением любовь к природе
и всему живому в ней
Оборудование:
Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, карточки с картинным планом, презентация.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные
- Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
- Воспитывать интерес к литературным произведениям, любовь к животным.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
-Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Восстанавливать последовательность событий в рассказе; самостоятельно выстраивать их, составлять картинный план.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
обучающихся УУД
1.Организационно-мотивационный.
Слайд 1,2
1.1 артикуляционная разминка Учитель даёт эмоциональный настрой на урок.
-Доброе утро, ребята!
Сегодня на уроке много гостей, а гости-это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.
Выполним артикуляционную разминку , набрали воздух и на выдохе прочитаем, потом прочитаем на вдохе, шепотом. Эмоционально настраиваются на урок
Контролируют готовность к уроку
Выполняют разминку. Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Управление поведением партнера
2.Опрос – актуализация.
2.1 проверка домашнего задания.
Слайд 3 Вспомним раздел и тему предыдущего урока.
-Название раздела, над которым мы работаем?
-О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел?
-Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? Кто его автор?
Дома вы готовили «толстые» вопросы к произведению Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».
-Проведем блиц-опрос. Дети отвечают на вопросы.
Взаимоопрос учащихся. Коммуникативные:
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные УУД: закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность .3.Целеполагание, выход на тему урока.
Слайд 4,5,6,7,8
3.1 речевая разминка -Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.
Учитель рассказывает некоторые события из жизни писателя.
-На следующем слайде прочитайте загадку и отгадайте.
Читаем «жужжащим» чтением, шепотом и 1 ученик громко.
-Кто такие светляки?
-Какова тема нашего урока? Какую цель мы поставим?
-Для достижения цели, надо решить ряд задач. Сформулируйте их.
Дети читают имя автора на слайде.
Дети слушают учителя.
Выполняют разминку.
Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения.
Формулируют задачи. Регулятивные:
Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий
4.Изучение нового в ходе активного взаимодействия.
Слайд 9,10 -Прочитайте название и сравните с отгадкой
Чтение всего текста.
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
-В тексте встретились незнакомые слова, давайте прочитаем, что они означают. Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения.
Дети читают текст абзацами по цепочке.
Отвечают на вопросы в рассказе. Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Познавательные УУД: совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы
Личностные УУД: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
5. ФизминуткаВы устали сидеть, давайте разомнемся. Дети делают разминку. 6.Первичное закрепление нового материала.
6.1первичное восприятие текста.
Слайд 11
6.2 восстановление событий рассказа.
Слайд 12
6.4 определение главной мысли рассказа.
- От чьего имени ведется рассказ? Назовите главных героев.
-Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу?
-О чем идет речь в начале рассказа?
-Как чувствовал себя Дениска?
-Что происходит дальше?
-О чем они разговаривали?
-Согласился ли Дениска на обмен?
-О чем говорится дальше?
-Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал?
У вас на столах карточки с эпизодами из рассказа, восстановите последовательность событий.
Проверим.
- Можно это назвать планом текста? Да, получился план текста.
- Попробуйте определить главную мысль рассказа.
Ведут диалог с педагогом, высказывают предположения.
Ребята работают парами, восстанавливают ход событий.
Проверяют свои работы.
Двое учеников работают на откидной доске, остальные – в парах. Взаимопроверка и сравнение с правильным вариантом на слайде.
Дети высказывают мнения. Познавательные УУД: анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы Коммуникативные УУД: формировать умение работать в паре, в коллективе Личностные УУД: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение.
7.Инструктаж по выполнению домашнего задания. Подготовить пересказ по картинному плану и составить 5 «толстых» вопросов. Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Познавательные УУД: анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы
8.Рефлексия деятельности
Слайд 13,14 У вас на столах цветные карточки, выберите ту, которая подходит вашему настрою сейчас, уходя с урока, опустите карточку в нашу копилку настроений. Дети анализируют свое настроение, выбирают карточку. Регулятивные УУД: закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность Личностные УУД : Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.