Урок литературного чтения на тему: В. Драгунский Он живой и светится.


В. Драгунский «Он живой и светится...»

Цели:
1. ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
2. учить видеть и понимать поступки героев;
3. рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
4. развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
5. прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
читать и воспринимать на слух произведения;
определять жанр произведения;
выбирать виды деятельности на уроке;
видеть и понимать поступки героев;
рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;
пересказывать произведение на основе плана;
придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В.Ю. Драгунского;
Организационный момент:
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
Актуализация знаний. Введение в тему:
Мне не скучно без огня - Есть фонарик у меня.На него посмотришь днем:Ничего не видно в нем,А посмотришь вечерком -Он с зеленым огоньком,Это в баночке с травойСветлячок сидит живой.
введение в тему урока:
— Наша загадка была о светлячке. А кто его видел, какой он? (Предположения детей).

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? Что вы знаете о них? Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом?
Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
2. Рассказ учителя об авторе.
БИОГРАФИЯ:

Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жили его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни.Однако в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство будущего писателя. Отец рано умер от сыпного тифа, отчимом мальчика стал комиссар Войцехович. В 1925 году семья переехала в Москву. Трудовая биография Драгунского началась в 16 лет – он перепробовал ряд профессий: был рабочим, шорником, лодочником. Главной мечтой в его жизниоказалась мечта о театре, которая стала обретать черты реальности, когда емуудалось поступить в Литературно-театральные мастерские.С 1935 года началась его актерская биография в Московском театре транспорта.Около года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр.В 1940 году были опубликованы первые фельетоны и юмористические рассказы В. Драгунского.Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затемвыступал с фронтовыми концертными бригадами.Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме «Русский вопрос», Драгунский тем не менее искал новое приложение своих сил: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяяптичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера. По предложению руководства Мосэстрады Драгунскийорганизовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады.В то время писательство практически не занимало Драгунского. Первой книгой стал сборник «Он живой и светиться» (1961), именно в нем появились «сквозные» персонажи автора – Дениска, его папа и мама, множество окружающих их взрослых и детей. Впоследствии Денискины приключения стали пополняться: сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом»(1962), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966) и др. Все они неоднократно переиздавались, становились основой для сценариев и постановок.Прототипом Дениски Кораблева стал сын писателя. По воспоминаниям вдовы писателя – А. Драгунской, реальный мальчик был очень близок к своему литературному «отражению», а в книгах нашли отклик действительные события жизни семьи Драгунских.Центральный персонаж «Денискиных рассказов» – на удивление счастливый ребенок, к которому с пониманием и участием относятся окружающие – родители, товарищи, учителя. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, готов поделиться всем, что имеет, видит и чувствует.Все рассказы о Дениске Кораблеве – история познавания ребенком мира, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства.
Этот человек умел любить, жалеть и прощать
У Драгунского было такое правило: «Ни одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости».
— А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?
— Как много мы сегодня говорили о писателе Драгунском. Но мы говорили и о звере, о каком
Работа по теме урока:
Чтение рассказа учителем и учащимися.
2. Словарная работа:
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Беседа после чтения
— Назовите главного героя рассказа.
---Сколько ему лет?
— В какое время суток происходили события?
Прочитайте!
— Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. (Многоточие).
— Они определяют некоторую паузу в повествовании, задумчивость.
---О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)
— Назовите друга Дениски.
Чем заинтересовался Мишка и как он оценивал игрушку Дениски? (Чтение слов Мишки, стр.103, абзац со слов «Ого!».)
— Можно ли Мишку считать наивным? (Нет, он оценивает качество игрушки и насколько интересно будет с ней играть)
— А Мишка хитер? (Конечно, ведь он старается обменять вещь худшую по его мнению на лучшую)
— А какие черты характера Дениски, которые проявляются в данный момент?(Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.)
— Понятен ли вам поступок мальчика? А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?
— Кто из ребят вам больше понравился? Почему?
— Давайте сравним двух героев: Дениска и Мишка.
Характеристика героев. Работа в парах.
Перед вами характеристики, которые можно отнести к одному из героев рассказа. Какая характеристика какому герою соответствует по вашему мнению.
Добрый,
невежливый,
любящий природу,
любил собирать марки,
бескорыстный,
любил машины,
чувствительный,
неравнодушный к механическим игрушкам,
верный,
надежный,
настырный,
нежный,
бестактный.
Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.
-Кого бы взяли себе в друзья?
-Почему?
- Кто из них не предаст в трудную минуту?
-Могут ли эти ребята быть друзьями?
-Почему? (посмотрите ещё раз на их характеристики) Они разные по характеру!!! Значит они просто приятели.
5. Разговор с мамой:
— Почему мама назвала светлячка “червячком»?
— Поняла ли мама, почему Дениска променял хорошую игрушку на этого червячка?
— Что главное в каждой семье?
— Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание?
— Что Денис чувствовал, когда его поняли?
Какая идея заложена в заключительной части рассказа?
(“Счастье, когда тебя понимают”.)
— Понравился ли вам рассказ? Почему?
— Какие чувства испытывали вы когда читали этот рассказ?
— Чему вы хотели бы научиться у героев рассказа?
— Почему рассказ так называется?
— Как бы вы назвали рассказ?
План рассказа. Составление коллективно плана рассказа.
А) Ожидание мамы.
Б) Новая игрушка.
В) Живая звездочка.
Г) Лучше любого самосвала на свете.
Рефлексия:
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
Подведение итогов урока:
— Можно ли эту историю назвать сказкой?
– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ?
- А сейчас вам предстоит групповая работа. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа, отметьте плюсом.
Карточка с вопросами.
О чём думал мальчик, когда ждал маму?
А) где мама могла задержаться
Б) чем ему заняться
В) куда пропал его друг
О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?
А) дать повозить самосвал по двору
Б) дать самосвал домой
В) дать немного поиграть
Почему Дениска отказал другу?
А) это была самая любимая игрушка
Б) мама не разрешала давать свои игрушки
В) это был подарок папы
Как Мишка всё-таки получил самосвал?
А) отобрал
Б) выменял
В) уговорил
Проверка проводится коллективно.
Домашнее задание:
Пересказ по плану.