Урок литературного чтения по теме В.Драгунский Он живой и светится.Нравственный смысл произведения (3 класс)

МБОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»


Конспект
урока литературного чтения в 3 классе по теме:
«В.Драгунский «Он живой и светится».
Нравственный смысл произведения»


Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Воронина Е.Д.
2014-2015 учебный год Тема: В.Драгунский «Он живой и светится»
Цели:
Образовательная:
учить понимать и чувствовать язык произведения;
формировать читательские умения при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; проведение литературоведческой пропедевтики.
Развивающая:
развивать умение ориентироваться в тексте, анализировать эмоциональное состояние героев, давать им характеристику;
развивать интерес к чтению художественной литературы;
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие логические операции мышления.
Воспитательная:
способствовать нравственному воспитанию учащихся;
Личностные УУД:
Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Развитие эстетических чувств на основе знакомства с рассказом;
Духовно- нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения;
Регулятивные УУД:
Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные и творческие задачи;
Познавательные УУД:
Развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД:
Задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
Договариваться и приходить к общему решению в сов местной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;


Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности



- Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно, они состоят из деталей.
-А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?
-Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас все получится.



Слушание учителя






Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Мы продолжаем работу по разделу «Люби живое»
- М.Пришвин, В Бианки, В. Белов, В.Астафьев.
- Фамилии каких писателей вы могли бы добавить в этот список?
- Но авторы учебника внесли в раздел рассказ В.Драгунского. Вас это удивляет? Почему?







Решают проблемную ситуацию
Учатся быть внимательными,
соблюдать правила взаимоотношений.

(Драгунский писал юмористические рассказы о детях)


Выявление места и причины затруднения

Давайте попробуем разобраться, почему же произведение этого автора входит в раздел «Люби живое»
Антиципация по заголовку.
-О чём или о ком в нём может пойти речь?
- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
Вдруг зажегся на травинке Настоящий огонёк. Это с лампочкой на спинке Сел на травку (светлячок).



Предполагают, о чём может быть этот рассказ


Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

_ Что мы должны сделать, чтобы понять, почему рассказ В.Драгунского помещён в этом разделе.
- Составьте план, по которому будем действовать.

Реализация плана выхода из затруднения
Словарная работа.


Составляют проект выхода из затруднения


брынза – соленый сыр из овечьего молока
Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы
Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова



Слушание рассказа В.Драгунского «Он живой и светится»
А сейчас – радиотеатр


Дети слушают аудио запись рассказа

Беседа после прослушивания.
– Мы отметили, что В. Драгунский писал смешные рассказы.
– А этот рассказ? (Смешной и немножко грустный.)
– Как вы думаете, от чьего лица ведется рассказ? Чем вы можете это доказать? (Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом произведения.)



Отвечают на вопросы







1. Назовите главного героя рассказа. (Денис.) (Сколько ему лет? Дошкольник – 5–6 лет.) О какой черте характера Дениски это говорит? (Наивный.)
2. В какое время суток происходили события? (Вечер.) (Выборочное чтение.)
Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. (Многоточие.) О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)
3. Назовите друга Дениски. (Мишка.) Как это произошло? (Чтение диалога.)
Назовите черты характера Дениски, которые проявляются в данный момент. (Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.)
– Какую игрушку выменял себе Мишка? (Самосвал.) (Чтение по ролям без слов автора.)
– Почему нам было смешно? (Потому ,что Мишка очень хотел себе забрать самосвал любым способом. Автор, чтобы нам было понятно, что это разговаривают дети, употребляет в речь такие выражения, которые при разговоре употребляют дети.) Попробуйте найти необычные слова, с которыми мы встретились в диалоге. (Это особенные слова – например, “добрость , лопнутый
– На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.)
– А с чем вы могли бы сравнить светлячка? (Фонарик, лампочка.)

- Как на самом деле выглядит светлячок? (Энциклопедия.)
Физпауза
Возьмем светлячка в ладоши и передадим его соседу, чтобы он тоже смог на него посмотреть.(Звучит песня «Светлячок»)

Ответы на вопросы







































– Почему мама назвала светлячка “ червячком”? (Она поняла, что Дениску обманули.) Почему она его не наказала? Зачитайте отрывок, в котором Дениска маме показывает свое богатство. Как себя чувствовал в данный момент мальчик? Подберите нужную интонацию.
(Загадочная, уверенная.) Каким он увидел светлячка. Зачитайте. Как называется прием, который использует автор? (Сравнение.)
Составление синквейна о светлячке.
– Что главное в каждой семье? (Взаимопонимание.)
– Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание? Докажите.
– Что Денис чувствовал, когда его поняли? (Счастье.)
-Почему Дениска чувствовал себя счастливым? ( Он был рад светлячку, потому что он живое существо. Радовался, потому что его поняла мама)
А если бы вас родители понимали, что бы вы чувствовали? Что главное в жизни каждого человека? Какая главная идея рассказа? «Маленькое живое существо дороже красивой игрушки», “Счастье, когда тебя понимают”.
– Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие приемы использовал Драгунский чтобы мы полюбили главного героя.

Попробуйте охарактеризовать этого мальчика – нашего героя-рассказчика. Какой он?
– Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас?
 Обобщение ответов: Дениска – обычный мальчик, но в тоже время, он не похож на других. Он может видеть то, что не видят другие – необычное в обычном. Этим он отличается от других. Каждый из Вас также яркая индивидуальность.
– Почему автор назвал рассказ “ Он живой и светится”, а не по-другому, например, “Светлячок”. Автор хотел подчеркнуть главные качества светлячка. Именно они помогли маленькому Денису не чувствовать себя одиноко.


Как знаки препинания помогли нам понять внутренний мир ребенка? (Восклицательные знаки.) Он живой! (Любовь окружающей природе.) И светится! (Восхищение
– Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел? Попробуем определить замысел писателя.
– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.)
Кому адресовано это произведение? Что хотел сказать автор читателю? (Учит взаимопониманию между родителями и детьми.) Какой идеей пропитано произведение? (Счастье – это когда тебя понимают.)







Например:
Светлячок
Крошечный, живой
Светится, горит, летает
Спас Дениску от страха перед темнотой.
Маленький фонарщик








Дают характеристику Дениски












Ответы детей









Автор хотел подчеркнуть главные качества светлячка. Именно они помогли маленькому Денису не чувствовать себя одиноко.
(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. Светлячок вызвал чувство заботы. Принес тепло и свет, то, что человек чувствует от взаимотношений с мамой и тем самым отвлек Дениску от чувства одиночества на какое-то время).
Ответы детей

Итог урока. Рефлексивная деятельность.

– Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой читателей, которые умеют думать, рассуждать, размышлять, выражать свою точку зрения .а самое главное – стремиться разгадывать тайны слова.
-Вы отметили, что светлячок похож на звёздочку, фонарик.
- Я предлагаю вам зажечь фонарик взаимопонимания. Что нужно для того ,чтобы достичь взаимопонимания?
-Как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Как хочется, чтобы дети понимали взрослых, а взрослые хоть иногда смотрели на мир глазами ребят. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.










( Терпение, терпимость, умение поставить себя на место другого, умение уступить, тактичность)


15