Урок литературного чтения в 3 классе на тему В. Ю. Драгунский Он живой и светится
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смыл рассказа (с.102-106)
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Дидактическая цель урока: Путем технологии продуктивного чтения познакомить детей с верной дружбой на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
Планируемый образовательный результат:
- предметные понимают содержание прочитанного; умеют пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); оценивать литературного героя произведения по его поступкам; называть автора и заглавие произведения, прочитанного в классе, выражать эмоции и настроение в процессе чтения, формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанногоМетапредметные:
– личностные УУД: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
– познавательные УУД: общеучебные – осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения; логические – построение рассуждений.
– коммуникативные УУД: уметь составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; различать особенности диалогической и монологической речи.
– регулятивные УУД: анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Основные термины и понятия, изучаемые (уточняемые, закрепляемые, обобщаемые) на уроке: «дружба»
Ресурсы (дидактический или контрольно-измерительный инструментарий, раздаточный материал; технические, мультимедийные средства и др.): Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, портрет писателя, сообщения о авторе и о светлячках, картинки светлячка, листочки для синквейна, характеристика героев, звукозапись песни «Дружба крепкая», светлячки каждому ,карандаши цветные, клей, большой фонарик ,слова из текста с объяснением их лексического значения, проблемный вопрос
Структура урока
Этап мотивации Учебная ситуация «Актуализация знаний» Форма обучения/место самооценки Формируемые УУД
(умение)
Орг.момент.
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.
Актуализация знаний
Произведение какого автора вы читали дома?
Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.
- Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913, а умер 6 мая 1972.
Расскажите, а что вы о нем уже знаете?
Кто готовил информацию о В.Ю.Драгунском?
Сообщение учащегося.
Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Что нового вы узнали?
Что больше всего запомнилось? Что удивило?
2)Какое произведение вы читали дома? Значит тема нашего урока («Он живой и светится» В.Ю.Драгунского)
Какой жук встретился в этом произведение? (Светлячок)
Что вы о нем знаете?
Сообщение о светлячках (cлайды).
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Что нового и интересного вы узнали?
3)Речевая разминка с физкультминуткой.
Прочитайте стихотворение:
Солнце спряталось. Темно.Время за полночь давноВ травке яркий маячок –Притаился светлячок.
- Присядьте и прочитайте шепотом.
- Встаньте и прочитайте громко.
- Прочитайте стихотворение скороговоркой, хлопая в ладоши.
- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.
- Садитесь. Фронтальная
Индивидуальное сообщение Коммуникативные
Личностные
познавательные
Учебная ситуация «Создание проблемной ситуации» Форма обучения/место самооценки Формируемые УУД
(умение)
– Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)
- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)
Читая рассказ, у меня возник вопрос, а может и у вас тоже Кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.
На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.
фронтальная
Коммуникативные
Познавательные
личностные
Этап целеполаганияУчебная ситуация «Целеполагание» Форма обучения/место самооценки Формируемые УУД
(умение)
- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны поработать над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Давайте сформулируем их.
Учащиеся выбирают соответствующие выражения на доске, объясняя почему здесь есть лишние задачи:
- работать над составлением плана рассказа
- учиться давать характеристику героям
- определить главную мысль рассказа
выразительному чтению наизусть
находить эпитеты
места постановок логических пауз
фронтальная Коммуникативные
регулятивные
Учебная ситуация «Планирование учебных действий» Форма обучения/место самооценки Формируемые УУД
(умение)
Значит в план урока будет входить 1.речевая разминка
2. знакомство с биографией автора
3.словарная работа
4. выразительное чтение рассказа
5.составление плана рассказа
6. характеристика главных героев рассказа
7.пересказ текста
Какую работу мы уже выполнили?
Значит к какому пункту плана переходим? фронтальная регулятивные
Этап решения новой учебной задачи Учебная ситуация «Реализация учебных действий:
открытие нового знания, нового способа действия» Форма обучения/место самооценки Формируемые УУД
(умение)
Словарная работа
- Все ли слова в тексте вам были понятны?
- Как вы поняли значение этих слов брынза, Гватемала. Барбадос, добрость, моментально, пристально. Значение, каких слов можете объяснить?
Добрость-добротаМоментально- очень быстро
Пристально- внимательно, не отрывая глаз
брынза – соленый сыр из овечьего , коровьего или козьего молока(иллюстрация)
Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы
Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова
Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей. Как вы думаете над какой задачей урока будем работать? А составлять план будем в группах.
Надо будет ,прочитав каждую часть рассказа, в группе вместе и дружно наклеить на ватман название части рассказа, а слова будут в конверте и разрезаны.( правила работы в группе)
Чтение текста учащимися.(буксиром)
– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)
- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.
(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
Работа в группе. Наклеивают слова в нужном порядке и садятся на места ,делают запись в тетради.
- О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
Работа в группе. Наклеивают слова в нужном порядке и садятся на места ,делают запись в тетради.
– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")
Работа в группе. Наклеивают слова в нужном порядке и садятся на места ,делают запись в тетради.
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
Работа в группе. Наклеивают слова в нужном порядке и садятся на места ,делают запись в тетради.
-проверка работы групп(зачитывание плана и сравнение их)
Почему планы разные? Может у какой-то группы он составлен не верно?
( высказывание детей)
Физминутка под песню «Дружба крепкая»
– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
фронтальная
Групповая работа
самооценка Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
личностные
Учебная ситуация «Реализация учебных действий: решение частных практических задач (применение нового знания, нового способа действия)» Форма обучения/место самооценки Формируемые УУД
(умение)
- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.
Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
Мнения учащихся.
- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
Подумайте, какую главную мысль Виктор Драгунский вложил в свой рассказ и почему этот рассказ помещён в разделе «Люби живое»?. (Любое живое существо намного ценнее и дороже самой дорогой неживой вещи. Жизнь самая главная ценность для человека).Фронтальная
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Этап рефлексии Учебная ситуация «Контроль и оценка» Форма обучения/место самооценки Формируемые УУД
(умение)
– Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом «друзья». Работать будете в группах.
Ученики самостоятельно составляют синквейны на листочках, а затем зачитывают.
А теперь оцените свою работу на уроке.
У вас лежат светлячки на партах и у них фонарики в лапках нарисованы, но они не горят , я хочу чтоб вы зажгли фонарики, в соответствии со своей работой на уроке.
Если вы активно участвовали в уроке, вам всё было понятно-то жёлтым
Если вы считаете, что вы сегодня работали не во всю силу, что вы можете быть активнее -красным
И если вы не понимали ни один вопрос, не могли ответить- то ваш фонарик не загорится -чёрным
(прикрепляют к общему фонарику ,нарисованному на ватмане , под песню «дружба крепкая»)
Домашнее задание.
- Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану, а также одно из заданий по выбору:
- придумать другой заголовок рассказа, продолжение истории
- нарисовать иллюстрацию к тексту. Групповая работа
самооценка
Личностные
Регулятивные
коммуникативные