Обмен опытом. «Пути преодоления неуспеваемости по русскому языку»


Пути преодоления неуспеваемости по русскому языку
(из опыта работы учителя русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №14» Прусаковой О.А.)
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Причин неуспеваемости может быть несколько. Далеко не всегда она связана с низкими умственными способностями или нежеланием учиться. За свой многолетний педагогический труд мне приходилось сталкиваться с разными учениками и с разными причинами отставания в знаниях учащихся.
Говоря об основных причинах пробелов в знаниях, выделяют субъективные и объективные. ( слайд 2-3)
За 36 лет у меня имели двойки по русскому языку только те ученики, которые систематически прогуливали школу, к счастью, таких было немного. Поэтому я считаю, что если ребёнок посещает занятия, то задача учителя найти те самые причины, по которым он попадает в разряд неуспевающих или отстающих. При правильной дифференцировке причин можно найти наиболее приемлемые для каждого ученика приёмы, которые помогут ученику в преодолении отставания. Набор традиционных методов обучения или различного рода занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика, как правило, малоэффективны. Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Я не буду останавливаться на причинах как объективных, так и субъективных, отставания учащихся. Хочу лишь остановиться на одной из них. Речь пойдёт о том, что успеваемость, как правило, резко снижается при переходе детей из начальной школы в среднее, а затем и старшее звено. Если в начальных классах ребёнок смотрит на школу как на школу радости, он хочет учиться, он чаще всего справляется с заданиями, предлагаемыми учителем, то в средних и старших классах пробелы в знаниях становятся очевидными. Нет ученика в школе, который бы хотел плохо учиться. Младшие школьники не стесняются спросить учителя, если что-то не поняли, т.к. это не вызывает негативной реакции со стороны одноклассников. Становясь более взрослыми, ребята стесняются показать свою некомпетентность или незнание. Всякая неудовлетворяющая школьника оценка вызывает у него чувство досады, обиды, порой раздражения по отношению к учителю. В этом возрасте школьник не в состоянии критически оценивать свои знания и причины пробелов в них. Поэтому В.А.Сухомлинский предупреждал, что неудовлетворительная оценка не является стимулом, способствующим преодолению недостатков в знаниях и отношениях к учёбе. Так называемая профилактическая двойка приводит к состоянию неуверенности, безразличия к оценке. Чаще всего к концу четверти эти ученики, сдав долги, получают за четверть «три», но четыре им получить уже просто нельзя, хотя некоторые из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учёбе, нежелание работать и, как следствие, новые «двойки». Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие «двойки», учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.
Ещё одна немаловажная причина неуспеваемости – это неумение работать в темпе класса. Известно, что многие ученики в силу своего темперамента, а иногда просто из-за плохой техники чтения не могут быстро работать. Чувствуя, что он не успевает за классом, ребёнок по-разному реагирует: один переживает, теряется, другой - теряет интерес к учению, третий- находит себе постороннее занятие, т.к. учение потеряло для него всякий смысл.
Распространённой причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Поэтому первоочередной задачей для меня является дисциплина на уроке. С проблемами дисциплины я сталкиваюсь только на начальном этапе, когда беру новых детей. Но даже самые сложные классы по истечении недолгого времени у меня сидят на уроке хорошо, т.к. я считаю, что если нет дисциплины - не будет и знаний.
При этом стараюсь обходиться без нотаций, наказаний и жалоб родителям, которые лишь осложняют создавшееся положение. Если учитель постоянно ругает ученика, стыдит при всём классе, вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными.
«Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя», - говорил К.Д.Ушинский (слайд 4)
Одной из серьёзных школьных проблем на пути повышения качества обучения является формирование прочных навыков грамотного письма. Известно, что любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности, является результатом многократных действий, легче вырабатывается в эмоционально благоприятной обстановке и при постоянном самоконтроле и самоанализе умственных действий. С учётом этих условий и следует искать пути решения «орфографических» проблем.
В своей практике я использую элементы технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе, например, уровневой дифференциации. Главные цели их применения заключаются в следующем:
(слайд )Обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки
Создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению по предметуВыявляя индивидуальные возможности учащихся, развивать их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.
(слайд )Л.Н.Толстой писал: «Для того, чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно… чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком лёгок, не слишком труден. Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займётся другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком лёгок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы всё внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтоб каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении».
Свои уроки я строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, дифференцированно помогаю слабым ученикам, уделяю внимание сильным, а также данная технология помогает эффективно работать с трудными учениками.
Учебники по русскому языку , к сожалению, содержат мало разно уровневых заданий, упражнений творческого характера. А ведь он используется как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Для развития орфографической грамотности использую упражнения с заданием «исправить ошибки». Умение исправлять ошибки использую и при проведении некоторых контрольных диктантов. При проверке я выношу на поля ошибки, дети должны сами найти, исправить и объяснить правописание слов. Это имеет определённый результат. На уроках часто использую приём самопроверки и взаимопроверки упражнений. Работа над ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в системе обучения русскому языку. Хорошая, добротная работа над ошибками предотвращает их повторение в последующих работах. После проведения контрольных диктантов всегда делаю анализ работ, выявляю наиболее типичные ошибки, допущенные учащимися, и на следующем уроке провожу словарную работу, в которую включаю слова, в которых дети допустили ошибки. Работа эта предусматривает морфемный анализ слова, повторение правил написания тех или иных видов орфограмм, а также самостоятельную работу по составлению словарного диктанта, словосочетаний или предложений на типичные ошибки. Пунктуационные ошибки анализируются так же, как и орфографические. Ребята работают над каждым предложением, в котором была допущена пунктуационная ошибка. Работу начинаем с того, что определяем грамматическую основу. Затем смотрим, нет ли союзов, т.к. это сигнал к тому, чтобы посмотреть, что они соединяют: либо однородные члены предложения, либо простые предложения в составе сложного. Делается вывод о нужности или ненужности пунктуационного знака. Желательно проводить работу над ошибками не только после контрольных работ, а ежедневно. Способ объяснения ошибок простой: графическое объяснение ошибки, подбор примеров на данную орфограмму или правило, можно краткую трактовку правила.
В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и навыков грамотного письма важнейшее место занимает повторение. Известны слова К.Ушинского, что педагог должен «повторять старое не для того, чтобы повторять забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое».
Неотъемлемой частью моих уроков являются индивидуальные карточки. Работа с карточками даёт полную картину усвоения учащимися изучаемой темы. Мною накоплен богатый раздаточный и дидактический материал практически по всем темам с 5 по 10 класс. Все задания даны по вариантам. Как правило, я даю четыре варианта с аналогичными заданиями, это могут быть карточки на проверку одной орфограммы, а могут включать несколько орфограмм, изученных в данной теме. Много карточек разного уровня сложности, что позволяет на отдельных этапах урока самой заняться слабыми детьми или поручить это консультантам. Такая организация работы даёт возможность дойти до каждого ученика, проверить усвоение им теоретического материала по каждой теме, освобождает слабых учеников от дискомфорта, т.к. у них исчезает чувство страха и неуверенности. Хочу вам представить примеры карточек с разно уровневыми заданиями.
(слайды )Это не только хорошее методическое подспорье для меня, но и возможность проверить практически на каждом уроке уровень усвоения нового материала учащимися, а также повторить ранее изученный материал, организовать работу по повторению при работе над пробелами в знаниях учеников. Получив неудовлетворительную оценку за выполнение одной карточки, ребёнок имеет возможность пересдать материал, выполнив другую, аналогичную первой. Я же первые двойки фиксирую в своей тетради, но не выставляю в журнал, поэтому ученики заинтересованы выучить материал и пересдать его, чтобы получить оценку, которая бы его устроила. Работа с разно уровневыми заданиями имеет ряд преимуществ. Дети могут работать в привычном темпе, не чувствуют ущемлённости, выполняют ровно столько, сколько способны выполнить. Более лёгкие задания способствуют повышению мотивации к учению, более трудные пробуждают ребёнка к активной мыслительной деятельности. При этом, у многих отмечается желание сделать как можно больше, чтобы оценка была выше. Задания первого уровня могут содержать теоретические справки, направленные на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия. Задания более сложного уровня предполагают применение классификации (составление схем, обобщающих таблиц). Проблемно-поисковые задания позволяют овладеть основными логическими операциями: сравнение, анализ, обобщение. Подобные индивидуальные задания не только способствуют более прочному усвоению знаний, но и делают усвоение осознанным, а у слабоуспевающих учащихся формируют навыки самостоятельной работы. В 5-6 классе ученики с удовольствием выполняют задания, требующие выборочного ответа, задания на восстановление деформированного текста, решают кроссворды, играют в лото синонимов и антонимов.
Готовясь к каждому уроку, продумываю способы повторного объяснения нового материала для слабых учеников, подбираю материал для углубленного изучения темы с сильными. Моя постоянная задача – помочь слабым усвоить ведущие идеи темы и выработать основные навыки, а у сильных учащихся пробудить желание знать предмет глубже, читать дополнительную и специальную литературу, работать со словарями.
Помимо карточек использую перфокарты, позволяющие значительно экономить время на уроке и качественно проверить знания учащихся. За последнее время многое изменилось в школах. Появились компьютеры, интерактивные доски. К сожалению, у меня в кабинете нет такой доски, но я их заменяю проектором и экраном, что позволяет использовать на уроках возможности интерактивного обучения.
На протяжении многих лет в своей работе я практикую ведение справочных тетрадей с конспектами правил, представленных в виде схем, таблиц, алгоритмов. Заводят эти тетради ученики в пятом классе и ведут до окончания школы. Это прекрасное подспорье для учеников, т.к. учебники в конце года сдаются, а ученикам часто необходимо повторить тот или иной ранее изученный материал при изучении нового. Например, когда в седьмом классе изучается правописание Н-НН в суффиксах наречий, учащиеся должны повторить правописание Н-НН в прилагательных, а это материал 6-го класса. Они открывают свои тетради и находят то, что им необходимо вспомнить, чтобы лучше усвоить новую тему. После проведения контрольных работ при выполнении работы над ошибками эта тетрадь также является помощником ученикам. Я уже не говорю о том, что эти тетради помогают при подготовке к экзаменам и ЕНТ, а также при поступлении в колледжи и вузы.
Веду мониторинг успеваемости и качества знаний по темам, четвертям, годам. Качество знаний по русскому языку представлено на данных таблицах
(слайды )Сравним качество знаний по отдельным классам:
класс 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
5-8 «А» 54,5% 33,3% 27% 29%
5-8 «Б» 24,1% 29% 33,3%
Сравнивая эти таблицы, можно заметить, что практически во всех классах , за исключением одного, наблюдается постепенный рост качества знаний по русскому языку. Снижение качества знаний в первой таблице обусловлено тем, что некоторые сильные ученики выбыли из данного класса, а взамен им пришли слабоуспевающие.
Класс 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
5-9 «А» 52,9% 50% 57,1% 58% 63,3%
Во второй таблице представлен класс, в котором я проработала пять лет, состав его оставался практически стабильным и на нём легко прослеживается динамика роста.
Класс 2011-2012 2012-2013
5-6 «А» 42,8% 51,7%
5-6 «Б» 28% 42,3%
Сравнивая результаты по годам, можно увидеть рост качества знаний учащихся по русскому языку. Мониторинг за последние 13 лет показывает, что самое низкое качество знаний наблюдалось в 2011 году и составляло 33%, а самое высокое – 50%.

Я считаю, что это неплохой результат, потому что учителю русского языка приходится сталкиваться порою с патологической безграмотностью учеников. Чтобы сохранить на должном уровне качество знаний по предмету, учитель должен найти такие формы и методы, которые будут этому способствовать.
Л.Н.Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю учить, тем легче ученику…Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»
Роль учителя на уроке – это роль хорошего дирижёра, взмахни он неправильно палочкой, и оркестр не сможет исполнить музыкальное произведение. Так и учитель. Если он не продумал свой урок до мельчайших подробностей, если не знает, как на протяжении урока поддержать интерес школьников, то, скорее всего, урок пройдёт впустую. На своих уроках я стараюсь организовать ученическую деятельность так, чтобы виды работ постоянно сменялись: письменная сменялась устной, теория – практикой, получение новых сведений опиралось на ранее изученный материал. На уроках сочетаю индивидуальную, коллективную, групповую и работу в парах. Самоконтроль и самоанализ способствуют продуктивному усвоению правописанию трудных слов. Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений, основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты. Знания, полученные учеником в готовом виде, усваиваются частично и ненадолго. И только то, что дети добыли сами под чутким руководством учителя, остаётся надолго.
Есть такая притча: «Священника спросили: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги!». Но идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - ответил священник. – Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Так вот и высокая миссия учителя русского языка вполне сравнима с миссией этого священника. Из года в год, из урока в урок повторять и учить детей, не теряя надежды и терпения.