Сообщение Обмен опытом классного руководителя о проведении классных часов или другие формы работы с классом.


Обмен опытом классного руководителя о проведении классных часов или другие формы работы с классом.
Легко ли нашим детям взрослеть в школе? Пожалуй, нет. Да, они стремятся к этому, стремятся стать скорее самостоятельными, взрослыми, уважаемыми. Вот только способы самовыражения и показной взрослости могут быть совсем неверными. Несколько скорректировать их могут  классные часы.  Школьная программа, авторитет учителя и родительское воспитание – одно. Их не всегда достаточно. А вот грамотно составленный и увлекательно проведенный классный час, позволит скорее и правильней адаптировать подростков, возможно, направить или дать ответ на многие неведомые, актуальные или же запретные темы.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные. Так нужно изыскать возможность и направить качества и способности каждого ученика во благо всем: и самому ученику, и учителю, и школе!
Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остаётся ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения.
Это можно выяснить на ученическом собрании или на классном часе с помощью применения методик экспресс-опроса учащихся. В течение 1-2 минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т. п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество.  Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа. Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приёмами и методами коллективной творческой деятельности. Разработанная известным советским учёным И. П. Ивановым методика КТД помогает обеспечить не только общественную, но и личностную значимость классного часа и деятельности по его организации. Хотя не следует исключать и другие способы подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.
В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. Форма классного часа и место его проведения могут быть различными – в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и способов организации коллективной деятельности и общения.  Личностно-ориентированные классные часы могут проходить в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума самопознания, тренинга, литературной гостиной, диагностической игры. Место проведения - учебные кабинеты, лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор, краеведческий музей и др. В качестве педагогических целей таких классных часов выступают следующие целевые ориентиры:
содействие формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;
побуждению учащихся к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;
выявление склонностей к различным видам человеческой деятельности;
содействие формированию умений сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Содержание и способы организации классного часа обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Например, в подготовительной работе к классному часу «Мир моих увлечений. Я – филателист» сочетаются приёмы и методы как индивидуальной, так и групповой деятельности.
Успешное проведение этого классного часа во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько учащийся, увлекающийся филателией, сможет подготовить интересное представление своего хобби и коллекции почтовых марок о спорте, а с другой – от того, насколько умело и творчески сумеют разработать и воплотить свой замысел творческие группы учащихся «Викторина», «Реклама», «Сюрприз». Первой группе предстояло рассказать об отечественных достижениях и героях спорта, изображённых на марках, второй группе – предложить несколько вариантов участия одноклассников в рекламных роликах (паузах) о филателии и спорте, а третьей – пригласить на классный час руководителя клуба филателистов. Классный руководитель готовит своё выступление о значении увлечения в развитии человека и исполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать всё для того, чтобы готовящееся мероприятие было полезным и интересным для всех учащихся, способствовало бы проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества. Составление плана классного часа. Классному руководителю следует подумать и найти ответы на следующие вопросы:
Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?
Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?
Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа. Проведение классного часа. Во вступительной его части классному руководителю важно обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию. Для этого в начале классного часа и на его этапах необходимо использовать приёмы и методы актуализации («вызова») субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы общения.
Главное назначение основной части - это создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе можно провести мини- конкурсы с творческими задачами, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития школьников. Правильно поступают классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребёнку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании. Трудно представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуации выбора для учащихся. К примеру, при проведении классного часа – диагностической игры «Путешествие по лабиринтам памяти» не менее пяти раз можно создать для своих воспитанников ситуации выбора. Например, чтобы выйти из «Тупика крепких рук и быстрых ног», учащиеся выбирают игровые задания различного уровня сложности:
вспомнить правила игры, которую в прошлом учебном году организовали учащиеся класса для своих подшефных – учащихся начальных классов, - и провести её со зрителями (задание находится в красном конверте, оценка его выполнения – 5 очков);
вспомнить упражнения для формирования правильной осанки и разучить их со зрителями (задание находится в жёлтом конверте, оценка – 4 очка);
самое лёгкое задание – сделать 10 отжиманий в упоре лёжа или др. (задание находится в зелёном конверте, оценка – 3 очка).
Заключительная часть классного часа используется для анализа совместной деятельности и подведения итогов, для составления плана действий по решению обсуждённых проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий. В этой связи представляет интерес педагогический приём, при котором за 2-3 минуты до окончания классного часа ученикам предлагается определить задание самому себе. Данный приём направлен на получение эффекта последствия классного часа, на стимулирование индивидуальной деятельности детей по самообразованию и самовоспитанию.  Анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют различные схемы, формы, методы и приёмы анализа и оценки эффективности классного часа и проведённой работы по его организации. Разработаны критерии, специально предназначенные для выявления результативности личностно-ориентированного классного часа. (Е.Н. Степанова).
В качестве эпиграфа избраны слова А. С. Пушкина: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Такой эпиграф подобран, потому что содержание разработанных критериев эффективности классного часа раскрывается посредством афоризмов, пословиц и поговорок, известных поэтических строк.
Успешность проведения личностно-ориентированного классного часа, общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи-принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо. Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлении к саморазвитию.