Обмен опытом.Активные формы обучения на уроках окружающего мира
1. Вступление
Работаю в сельской школе, где наполняемость в классах 6-10 человек, на подгруппы не делятся, по способностям разноуровневые. Сейчас у меня 2 класс, в классе 6 учащихся.
Моя задача - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. 2 Основная часть
Курс «Окружающий мир» предполагает использование разнообразных методов и форм обучения. Использование активных форм обучения, по – моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
( Слайд 2) Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества.
( Слайд 3) Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке я стараюсь организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, я применяю разнообразные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку.
а) (Слайд 4) Помня слова А.С. Макаренко о том, что “хорошая игра похожа на хорошую работу”, на своих уроках я использую игровые технологии. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс, что способствует развитию коммуникативной и кооперативной компетенции.
В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, учащихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, кроссворды и другие.
(5 слайд) Игры проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);
- при проверке домашнего задания (графический диктант или тестовые задания;
- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).
Основная форма работы во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.
2.
(Слайд 6 )Например: при изучении темы «Что и кто?» проводится игра- поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода.
( Слайд 6)“Знаем, знаем”
Дети становятся в круг, стоящий в центре описывает насекомое, зверя или птицу. Участники игры протягивают руки вперед и говорят: “Знаем, знаем”. Участник, стоящий в центре дотрагивается до руки одного из играющих, тот должен назвать насекомое, зверя или птицу. Если отвечающий ошибается, ведущий подходит к другому. Давший правильный ответ, становится на место ведущего.
Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии .В этом возрасте учащиеся осуществляют воспроизводящую, творческую поисковую деятельность.
Игра “Художник” Ученик говорит слова:“Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, чей портрет я нарисую”.
(Ученик описывает насекомое, птицу, зверя, дети отгадывают, дополняют описание).
В своей практике использую ролевую игру, которая даёт возможность понять, как чувствуют и ведут себя живые организмы. Они, словно, заставляют ребёнка прожить ту
жизнь, которую проживают сами.
(Слайд 7)
Выглянул подснежник из – под снега, оглянулся и подумал ...
Встретила лиса зайца и думает: “Почему .. . ”
Наступила осень. Пожелтели листья на деревьях. Дует осенний ветерок. Качаются листочки и между собой разговаривают ...
Встретились ёж с белкой и разговорились…
б) Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета. Много материалов при подготовке к урокам мы берём на различных сайтах. Благодаря всем этим материалам, учителю легко подготовить свои собственные презентации, проверочные работы, тесты, многое другое.
(Слайд 8, 9, 10) Подготовить детские презентации помогают родители. Использование на уроке детских презентаций многократно повышает мотивацию учащихся. После просмотра ребята задают вопросы по содержанию, делятся советами по оформлению слайдов. Это помогает учащимся не только освоить изучаемый материал, но и научиться работать с простейшими мультимедийными продуктами .В нашей копилке есть презентации на разные темы: « Моя семья», «Первый день в школе»,» Мой класс и моя школа», « Снег и лёд», « Лыжная прогулка» , « Наши животные» и т.д. Так же я использую готовые электронные ресурсы и приложения.
( Слайд 11 ) Одной из любимых мною форм работы является работа в группе Она у меня одна. Я считаю, что именно она, групповая форма работы, предполагает организацию совместной деятельности, общение учащихся, взаимопонимание, обмен знаниями и умениями. Кроме того, дети учатся грамотно и аргументировано излагать материал, вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Эту форму работы ещё называют «мозговой атакой» или «мозговым штурмом». Связано это с тем, что она создает условия для сильного умственного напряжения при решении задач у всех или по крайней мере,у большинства учащихся . Став членом группы, которая вместе с другими выполняет задание. Ищет правильные ответы, ученик осознаёт значение своих собственных усилий, от которых зависит успех работы всей группы.
3.
Общение в группе сверстников даёт детям то, что, в принципе, не может дать общение со взрослыми – критичность к мнениям, словам и поступкам людей, а значит, умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать от чужой, уметь её отстаивать. Для ребёнка намного проще заметить погрешность в работе одноклассника, чем сделать замечание взрослому. В младшем школьном возрасте взрослый ещё остаётся для детей образцом поведения, непогрешимым и всезнающим.
В маленькой группе ребёнку легче проявить себя, высказать свою точку зрения, услышать других, увидеть результат личного вклада в общее дело.
( Слайд 12, 13 )Урок-конференция "Будь природе другом!" (фрагмент урока)
1. Мотивация познавательной деятельности
1.Звучит тихая инструментальная музыка. Ученики читают сочинения-жалобы от имени растений)( Слайд 13)- Здравствуйте, люди! Меня зовут Берёза! Я жалуюсь на то, что вы меня губите, летом ломаете мои ветки на веники, весной собираете мой сок. Мне очень страшно. Когда я вижу вас, мне хочется сорваться с места и убежать, но меня держат мои корни. Прошу вас, не губите меня! Пожалейте!
( Слайд 14)- Мы, растения, жалуемся на человека. Мы просим вас, люди, берегите нас! Ведь без нас вам тоже будет плохо: не будет хватать пищи, кислорода, исчезнет красота вокруг, исчезнет жизнь!
( Слайд 15)- Помогите! Нам, дикорастущим растениям, тяжело. Мы исчезаем из-за неразумности человека! Люди выкидывают спички, сигареты, где попало. Возникают пожары. И первыми гибнем мы, растения!
( Слайд 16)-Вы, люди, можете подолгу пасти скот на одном и том же месте. Не думаете, что животные не только топчут нас, но и не дают молодым растениям прорасти, не дают созреть нашим семенам …
-Как вы думаете, почему наш урок мы начали с жалоб растений? (Ответы детей)
2. Актуализация необходимых знаний
– Сегодня наш урок пройдет в виде конференции, вы будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), где будут работать 2 отдела, т.е.2 группы. (Дети переходят в группы по 3 человека)
– Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране животных и по охране растений)
– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде 17 открывается запись)
169, 4585397 956230!
Ключ к разгадке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ,
М Б Г О ПРУ Е И Д Ь
3. Организация познавательной деятельности
– Вот теперь начинается работа ваших отделов .Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу сотрудников.
4.
– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.
(Слайд 18) 4. Физкультминутка
“Ледокол-пантомима”
- Встанем, ребята. Давайте изобразим без слов, с помощью мимики и жестов, настроение с которым жаловались растения. Изобразите, растение, которое высыхает от недостатка воды; которое прорастает из семечка и пробирается сквозь слой почвы на поверхность земли. А сейчас растение выросло в полный рост, зацвело – изобразите его.
Спасибо большое, вам, ребята!
5.Выступают ребята со своими сообщениями.
6.Подведение итогов
в) (Слайд 19) Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
(Слайд 20,21 ) С успехом в нашем классе были реализованы следующие проекты:
« Моя будущая профессия», « Моё родословное дерево», « Растения нашего класса », «Красная книга», «Моя семья»
3.Заключительная часть.
Таким образом, использование методов активного обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
(Слайд 22 ) Еще Л.Н.Толстой в «Общих замечаниях учителю» писал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно нужно:
1. Чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2. Чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Думаю, что эти условия выполнимы при постоянном применении активных форм и методов в процессе обучения и воспитания школьников.
(Слайд 23) Спасибо за внимание.
5.
Литература:
1.Информационные технологии на уроках в начальной школе. Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград.- 2008г.
2.Кривоногова А.В. Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе. http://pedsovet.su/load/241-1-0-347533.Интерактивная книга «Копилочка активных методов обучения», Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»
4. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2002. –127 с.
5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Наука, 2004. – 223 с.
МКОУ Бирюсинская СОШ
«Активные формы обучения на уроках окружающего мира»
Горбенко Т.М.
учитель начальных классов