«Формирование навыков умений письменной речи на английском языке учащихся 8-го класса. Система упражнений, средства и объекты текущего контроля (на материале УМК О.В.Афанасьевой, И.В Михеевой «Английский язык» для 8-го класса основной школы).


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИОВ ОБРАЗОВАНИЯ
по теме:
«Формирование навыков умений письменной речи на английском языке учащихся 8-го класса. Система упражнений, средства и объекты текущего контроля (на материале УМК О.В.Афанасьевой, И.В Михеевой «Английский язык» для 8-го класса основной школы).


Выполнила:
Стрельцова Ольга Сергеевна,
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. ФрунзенскийБольшеглушицкого района
Самара 2013г
Письмо – это сложное речевое умение, "дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени".
Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. А письменная речевая деятельность-это целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове. Вследствие чего на любом этапе изучения иностранного языка необходимо овладевать навыками и умениями письма и письменной речи. Главной проблемой в изучении языков является отставание в развитии данного аспекта обучения. Поэтому учителям приходится уделять больше внимания на развитие навыков и умений письма и письменной речи, которые являются базовыми навыками в развитии языки устной речи.
Как и любой другой обучающий аспект, письменная речь имеет свои цели и задачи. Основной целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными значками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
Стоит отметить так же тот факт, что в наше время дети стали более неграмотными и обучение письму становиться одним из наиболее важных учебных аспектов. К тому же 21 век является веком международного общения через сеть Интернет. Данный вид общения включает в себя различные виды и функции, поэтому на уроках отрабатываются различные навыки. Письменная речь для обучения иностранному языку играет важную роль, т.к. она отражает лексический запас, грамматические навыки и многое другое.
Но, как и все науки, она должна быть интересна для учащихся. Поэтому учителю следует правильно организовать мотивационный момент, т.е. заинтересовать учащихся.
Формирование умений и навыков письменной речи будет более успешным, если в работе с учащимися среднего звена систематично использовать разные методы и приемы обучения письму и письменной речи
Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Данный аспект обучения иностранного языка включает речевые упражнения для обучения составления письменного сообщения, письменно-речевые упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.
Письменная речь для обучения иностранному языку играет важную роль, т.к. она отражает лексический запас, грамматические навыки и многое другое.
Письмо – это сложное речевое умение, "дополнительное к звуковой речи средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для передачи ее на расстояние, для сохранения ее произведений во времени".
Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.
Средний этап обучения, а именно обучение в 8-м классе, должен обеспечить более интенсивное развитие умения по владению письмом в разных ситуациях общения. Расширяются тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения в данном классе должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на аутентичном материале: образцы эпистолярного типа – тексты песен, открыток, а также статьи из газет и журналов для подростков с целью использования их в качестве образцов для развития следующих умений:
- сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, школе, городе, о своих интересах и увлечениях;
- запрашивать информацию о том же у своего адресата;
- написать заметку/письмо в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы;
- сообщать в анкете/формуляре основные сведения личного характера;
- делать рабочие записи после чтения печатного текста (составлять план, выписывать ключевые слова, речевые формулы и т.д.) с целью последующего использования в письменном высказывании.
Рассмотрим письмо, как продуктивный вид деятельности. Как и говорение, оно характеризуется трехчастной структурой: мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической и исполнительной. Иными словами, побуждающей, формирующей и результирующей. В мотивационно-побудительной части появляется мотив, которым является потребность, желание общения с целью передать какую-то информацию письменно; возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание, происходит отбор слов, нужных для конкретного текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации предложения, организация связи между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельность реализуется в фиксации продукта письменной речи с помощью графических средств языка – письменного текста.
Различают письменную речь и письмо. Под письмом в лингвистике понимается графическая система как одна из форм плана выражения, средство представления языка при помощи графических знаков. Под письменной речью понимается книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором имеет место соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений.
Письменная речь – процесс выражения мыслей в графической форме.
В обучении иностранному языку письмо играет большую роль. В начале обучения овладение графикой и орфографией составляет цель усвоения техники письма в новом для учащихся языке. Далее помогает прочному усвоению языкового материала (лексического, грамматического) и формированию навыков в чтении и устной речи. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие памяти, волевых качеств.
В 8-м классе продолжается работа по формированию орфографических навыков. В УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. широко используется запись. Учащиеся записывают слова, сочетания слов, предложения, чтобы лучше их запомнить. Они выполняют письменные задания, помогающие усвоению лексико-грамматического материала типа:
- перепишите предложения и подчеркните выделенные слова красной чертой, если они выступают в роли существительного, зеленой – в роли глагола и синей – в роли прилагательного. Прочитайте написанное. Это упражнение связано с усвоением такого продуктивного способа образования слов в английском языке, как конверсия.
Предлагаются и другие упражнения на словопроизводство в изучаемом языке:
- образуйте от прилагательного наречия и запишите их (прилагательные даются).
Предлагаются и грамматические упражнения для письменного выполнения с указанием параграфа грамматического справочника, например:
- прочитайте и перепишите предложения, поставив в скобках после каждого существительного с определенным артиклем номер типовой ситуации.
Имеются упражнения на группировку слов, например:
- выпишите слова, относящиеся к теме "Путешествие", и прочитайте написанное.
Подобные упражнения помогают школьнику осуществлять "инвентаризацию" имеющихся в памяти слов по определенной теме.
Предусмотрены письменные упражнения на составление вопросов, например:
- напишите 6 вопросов своему другу о поездке (походе) во время каникул
Даются задания на письменные ответы на вопросы. Упражнения на составление вопросов, написание ответов связаны с выражением своих мыслей, и по своему характеру они приближаются к речевым упражнениям.
Имеются и такие упражнения, как:
- напишите по одной фразе по-английски, что бы вы сказали в подобных ситуациях (даны 5 вербальных ситуаций).
- напишите 6-8 предложений об осени и погоде в осенние дни.
В связи с усилением самостоятельной работы по иностранному языку в восьмом классе повышается роль записи при работе над текстом и при подготовке устного сообщения. В "сжатом" тексте предложения взяты в их почти неизменном виде. Однако их выделение требует аналитической работы мысли ученика, чтобы выявить главное и подготовиться к участию в беседе на уроке.
Но нужно отметить, что учащиеся не всегда умеют выделить главное в иноязычном тексте, убрать избыточную информацию за счет слов, предложений, несущих второстепенные сведения. Поэтому мы рекомендуем периодически проделывать это в классе как самостоятельную работу под руководством учителя с записью основных мыслей, фактов; учащимся предлагается следующая работа:
- отметить, в каких предложениях заключена главная информация;
- провести в них, если требуется, сокращение за счет слов, несущих второстепенную информацию;
- определить, нельзя ли трансформировать предложения, используя более экономные языковые средства;
- записать сокращенный текст.
Замечено, чем сильнее по языку учащийся, тем короче у него запись; что рационально используемое письмо в изучении иностранного языка помогает учащимся в овладении материалом, накоплении знаний о языке и знаний, получаемых через язык, в силу его тесной связи со всеми видами речевой деятельности.
Следовательно, письменная речь играет большую роль в обучении иностранному языку, т. к. она тесно взаимосвязана с такими аспектами как говорение, аудирование, фонетика и др. Поэтому необходимо тщательно рассматривать ее как часть обучающего процесса и при подготовке упражнений по другим аспектам опираться не посредственно на письмо, т. .к оно помогает развивать и формировать другие навыки и умения. Также обучение письменной речью – сложный процесс, имеющий несколько этапов, которые необходимо соблюдать в определенной последовательности.
Вопросно-ответные упражнения подготовительного характера связаны, как правило, с конкретными предложениями текста и представляют собой, по существу, пере конструирование предложений из повествовательной формы в вопросительную. Особое значение имеют альтернативные вопросы, содержащие своеобразную подсказку, как для положительного, так и для отрицательного ответа.
Переводные подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов. Речь здесь идет в первую очередь о переводе с родного языка на иностранный, поскольку данное упражнение служит не только средством закрепления лексики и грамматики, но и средством контроля усвоенного материала, позволяя более точно оценить успехи учащихся, а также выявить ошибки и причины их совершения.
Упражнения в преобразовании материала неравнозначны по сложности. Например, при выполнении подстановок, учащиеся овладевают механизмом построения предложения, умением наполнять его новым языковым материалом. Подстановки иногда имеют зрительную опору в виде образцов выполнения заданий. В классе с хорошей подготовкой учащихся желательно сопровождать эти задания трансформациями или несложным репродуктированием (например, при выполнении упражнения "один учащийся спрашивает, другой отвечает" реплики каждый раз должны заменяться новыми). Выполняя упражнения такого типа, учащиеся обучаются умению выбирать нужные по значению и форме слова и располагать их в зависимости от синтаксической функции.
Упражнения выполняются сначала в классе устно, а затем письменно, как домашнее задание.
Расширение и сокращение предложений относится также к несложным заданиям. При сокращении учащиеся обучаются исключать несуществующие, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуру. При расширении учащийся должен, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную структуру с точки зрения формы (морфологии, синтаксиса) и не нарушать логику изложения.
Заполнение пропусков недостающими словами имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует. В данном случае требуется знание грамматических форм слова, во втором – умение самому выбирать слова, подходящие к конкретному контексту, правильно сочетать их, дифференцировать объем значений слов.
Механизмы письменного составления текста осуществляются примерно следующим образом:
наличие у автора письменного текста речевого намерения, т.е. представление о том, что
будет написано, кому и с какой целью;
отбор языковых средств для реализации коммуникативной задачи;
выделение предиката, как стержневой части в смысловой организации предложения;
осуществление связи между предложениями и с помощью адекватного выбора строевых слов.
В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма:
- передача в письменном высказывании главной мысли;
- выбор способа передачи главной мысли – индуктивный или дедуктивный;
- передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста;
- правильное оформление текста;
- использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации;
- выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки;
- соблюдение логики изложения;
- учет социокультурных особенностей иноязычной эпистолярии речи;
- умение показать культуроведческую осведомленность в письменной речи.
Упражнений при обучении письму используется довольно много. Вот основные их типы:
Списывание (в различных вариантах). Формирует и совершенствует технику письма, особенно если проводится как списывание слов, частей фраз и фраз по памяти. Может сопровождаться звуко-буквенным анализом.
Запись на слух (различные виды орфографических диктантов и запись речи под диктовку для последующей работы над этим языковым материалом). В настоящее время орфографические диктанты распространены в обучении. Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать. Они должны найти свое место в системе обучения.
Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т. п.). Значение этих упражнений в развитии умения писать неоспоримо.
Упражнения-игры (кроссворды, чайнворды, загадки и т. п.).
Целесообразно среди всех упражнений различать специальные и неспециальные. К первым относятся такие, непосредственной целью которых является развитие умения писать или формирование любого навыка письма.
Неспециальные упражнения выполняются с какой-либо иной целью, но в письменной форме и поэтому, попутно совершенствуют навыки письма.
Контроль письменных текстов.
Показателями сформированности умений письма являются:
успешность осуществления письменного общения;
качество содержания продуцируемого письменного текста;
качество языковой стороны письменного текста;
степень самостоятельности в выполнении письменных заданий;
Успешность осуществления письменного общения определяется:
разнообразием ситуаций в рамках, которых создается письменный текст;
наличием речевого изменения;
способностью выбирать языковые средства в зависимости от речевого замысла и ситуации.
Качество содержания письменного текста определяется:
разнообразием тематики;
количеством передаваемых фактов;
уровнем языковой трудности;
разнообразием предложений и речевых формул, в том числе этикетных;
объемом письменного текста.
Качество языковой стороны определяется:
правильностью языковых средств и точностью информации, передаваемой в письменном тексте;
степенью соответствия языковых средств письма стилистическим нормам.
Степень самостоятельности определяется:
уверенностью в отношении использования языковых средств при составлении письменного текста;
отсутствием повтора в решении коммуникативной задачи или необходимости исправления текста;
отсутствием необходимости в помощи.
Данные критерии положены в основу разработки форм и способов контроля сформированности умений письменной речи.
Ошибки в письменных текстах принято делить на:
- лексико-грамматические;
- орфографические;
- фактические (относящиеся к логике изложения);
- ошибки в оформлении письменного текста;
- соответствие содержания вторичного текста оригиналу (если речь идет о письменном тексте, составленном при опоре на печатный текст или на текст, воспринятый со слуха).
. На среднем этапе проводится работа по развитию навыков орфографии и письменной речи в ограниченных пределах.
Для обучения орфографии могут быть использованы такие упражнения, как:
а) выписывание из текста слов на определенное правило;
б) заполнение пропусков в словах;
в) списывание слов с подчеркиванием орфограмм и их комментирование;
г) различные виды диктантов.
В учебнике имеются памятки для списывания. В памятке указывается, как ученик должен списывать (прочитать предложение, понять его смысл, посмотреть и запомнить написанное предложение; отвлечься от предложения и мысленно представить его себе; написать предложение по памяти, диктуя себе по слогам; сверить написанное предложение с напечатанным вариантом, если обнаружена ошибка, необходимо ее исправить и написать предложение заново).
Из названных выше упражнений коммуникативной ценностью обладает упражнение, направленное на обучение письма. По форме это самый легкий вид. Нет единой формы письма. Содержание письма зависит от самого пишущего, также и его языковую форму выбирает сам автор. Тема письма должна совпадать с тематикой школьных учебников.
Переписка является важным фактором в развитии интереса к языку. Учитель должен объяснить особенности письма:
а) дата и место написания письма;
б) обращение;
в) окончание письма;
г) написание адреса на конверте.
Письмо мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо написать, спросить, выяснить, доказать в письменной форме. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык в письменной форме можно использовать как средство общения.
Письмо также активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и сверстниками за рубежом.
Письмо дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся сообщать информацию и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Кроме того письменная речь в настоящее время играет одну из самых важных ролей в жизни современного общества, т.к. люди все чаще общаются через интернет или различные виды писем, поэтому следует обратить внимание детей на этот факт современной жизни.