Родительское собрание по теме Сохранение семейных традиций, реликвий
Родительское собрание.
Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.
Оборудование:
проект детей " Моя родословная"
проект детей "Герб семьи"
видеоролик " Семейные праздники"
для родителей:
-карточки с названиями традиций
-"Бабушкин сундук"( с реликвиями)
- карточки с заголовками, объединенные одной темой "Семья"
Актуальность проблемы.
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями.
Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Наш проект: «Семейные традиции – должны жить!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.
«Красен обед пирогами, река – берегами», так и хочется добавить «а семья – традициями».
Традиции семьи – это вдохновение и игра, радость, это творчество и искусство.
«Традиция» переводится с латинского, как «передача», «преемственность». В каждом роду, семье свои сокровищницы традиций, которые как «кованые сундуки с приданым» передаются из поколения в поколение.
Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками.
Традиции помогают хранить историю семьи своих предков. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа!
Итак, давайте попробуем разобраться , что для нас являются семейные традиции.
Я предлагаю вам по очереди выбирать слово из представленной работы и попытаться его охарактеризовать на примере вашей семьи: присутствует ли эта традиция в вашей семье.
1. Традиция 1. Семейные праздники.
- Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)
Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.
- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)
2.Традиция 2. Составление родословной своей семьи.
Ваши дети вместе с вами конечно же уже составили свои генеалогические древа. Давайте на них посмотрим.
3.Традиция 3. Семейные архивы.
Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Традиция 4. Семейный альбом.
Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.
- Когда листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.
Традиция 5. Семейный отдых на природе.
- Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? (Ответы)
Ни для кого не секрет, то природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за города, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей живой природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).
Традиция 6. Семейное посещение музея, выставок.
- Кто из вас постоянно ходит с детьми в музей, на выставки , в кинотеатр? (Ответы)
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Традиция 7. Коллекционирование.
Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.
- Что можно коллекционировать в семье? (Ответы)
Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.
Традиция 8. Игры с ребенком.
- Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в школьном возрасте?
Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. Именно игра создает благоприятные условия для развития личности.
Я предлагаю вам поиграть вместе со мной.
Игра №1
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а … (дома лучше).
Не красна изба углами, … (красна пирогами).
Каково на дому, таково и … (самому).
Дети не в тягость, а … (в радость).
Когда семья вместе, и …(сердце на месте).
Всякой матери свое … (дитя мило).
На свете все найдешь, кроме … (отца и матери).
Мать кормит детей, как … (земля людей).
Нет человека добрее… (отца с матерью).
Нет дороже… (отца с матерью).
Семья – это …(семь я).
Игра №2
«Объединить объекты в систему».
Вырезать из газет различные заголовки, связанные со словом «семья» и раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка. Дается задание составить рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
9.Традиция 9 .Забота о престарелых родителях
Заботится о престарелых родителях – также одна из семейных традиций.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (Александр Сергеевич Пушкин)
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила моя мать», «что мне показал отец».
10. Традиция Подарки.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
- Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)
«Секреты семейных подарков»- расскажите о том, как вы дарите подарки есть ли секреты?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.
11. Традиция Семейные реликвии
Бабушки и дедушки являются хранителями семейных обычаев и реликвий.
Семейные реликвии – предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи.. Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Вот и я предлагаю родителям провести разведку – поиск старинных предметов. «Бабушкин сундук».
«Предмет моего детства».
Выбирают предмет называют ассоциации с темой семья.
- апельсин
-кукла
- письмо с фронта
-свеча
- рамка для фото
-мяч
-детская книжка
-записка "Первое признание в любви"
-свадебный атрибут
Заключение
И в заключение хотелось бы напомнить слова русского классика
Льва Николаевича Толстого :«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную, любящих свою малую Родину.
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.(О. Высотская)