Проект Развитие семейных традиций посредством художественно — эстетического воспитания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дом детского творчества
Г.Димитровград
ПРОЕКТ
«Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания»
Автор проекта:
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Дома детского творчества
г.Димитровграда
Суетова Елена Владимировна
г.Димитровград
2014 г
Структура педагогического проекта
Вид проекта-познавательный, социально-педагогический
Актуальность темы
Практическая значимость результатов
Цель проекта
Задачи проекта
Предполагаемые результаты
Сроки реализации проекта
Участники проекта
План реализации проекта
Практический выход
Результат
Список литературы
Приложение
Мой дом... Моя семья... Мой смысл жизни...
От вздоха первого и до прощальной тризны...
Мамины глаза, плечо отца...
И моя улыбка в пол-лица...
На санках с горочки лечу с сестрой...
Смеется папа, добрый и большой...
А дома встретит запах пирогов.
Мой мир... Моя семья… Мой кров...
Я в белом платье... Мамина слеза…
И, с верой в счастье, взгляд на образа...
Родной, любимый, посланный судьбой...
Теперь едины мы навек с тобой!
Крик долгожданный малыша... Я - МАТЬ!!!
Прижать к груди, обнять, вдвоем дышать...
Наш город счастья с именем "СЕМЬЯ"...
Лишь в нашей власти жить, любовь даря!
Прощать ошибки, доброе ценить
И наше счастье трепетно хранить!
Из всех родных собрать большое "Я"
Неуязвима крепкая семья!
О. Афонина
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей.
Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Функция ДОО «Солнышко» – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, проявляется потребность в художественной деятельности. Синтезируя виды деятельности детей, мы тем самым усиливаем воздействие на эмоциональную сферу ребенка, способствуем пониманию искусства ребенком, развитию его личности. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского творчества.
Для получения положительных результатов по художественно-эстетическому образованию в дошкольном учреждении необходимо разработать систему педагогической работы специалистов и коллектива в целом. Определяющее значение придается личностным, творческим качествам, исследовательской направленности деятельности, общей культуре, нравственной, развивающей позиции.
В рамках нашего проекта, в ДОО «Солнышко» предполагается создать определенную систему, что состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического образования с приоритетом развития семейных традиций. Поскольку художественно-эстетическое образование не является изолированным направлением в деятельности детского объединения, в идеале необходимо стремиться к его проникновению во все сферы организации воспитательно-образовательного процесса.
В своей деятельности педагоги руководствуются Конституцией РФ, Указами Президента, Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования МО, Управления образования Администрации города Димитровграда.
Педагоги: Хореограф, вокалист, учитель начальных классов (преподает подготовку к школе), педагог английского языка, воспитатель детского сада (преподает развивающий блок) в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, сотрудничают на основе реализации интегрированного подхода к различным видам деятельности дошкольников.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Каждый сотрудник нашего учреждения заботится о каждом малыше. Поддерживает его любознательность и свежесть ощущений, воспитывая в нем доброту и искренность, ценит его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения - все, что может быть прекрасным. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему проекта «Развитие семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания».
Проблема: существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Актуальность: Воспитание гармонично развитой личности в новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В связи, с чем и возникла необходимость в разработке данного проекта по развитию семейных традиций
Новизна: Заключается в выработке новых схем по использованию нетрадиционного подхода к ознакомлению и приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по художественно-эстетическому воспитанию. Особенностью данного проекта является то, что он должен осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями и педагогами детского объединения. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов способствует формированию толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.
Практическая значимость результатов:
Состоит в том, что содержащие в работе теоретические и практические материалы по Развитию семейных традиций посредством художественно-эстетического воспитания дошкольников будут использованы в системе педагогического просвещения родителей и педагогов.
Цель проекта: Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта:
- Формирование у детей представления о семье, о нравственном отношении к семейным традициям.
- Создание в детском объединении «Солнышко» условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй.
- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском объединении и семье.
- Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.
Организовать реализацию данных задач в ДОО таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.
Чтобы дать детям возможность применять знания и навыки в своей деятельности, педагог использует в своей работе, различные формы работы:
С детьми:
Непосредственно образовательная деятельность в виде бесед, игр, драматизаций, экскурсий, кукольных спектаклей.
Рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций.
Выставки детских работ в рамках реализации проекта; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.
Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье; творческая речевая деятельность: сочинение рассказов и сказок о семье;
Семейные развлечения, конкурсы, праздники.
Просмотры видеозаписей домашних праздников и других семейных традиций.
С родителями:
Наглядная информация (накопительные папки, отзывы родителей, стендовая информация, информация на сайте МБОУ ДОД Дома детского творчества);
Беседы и консультации;
Родительские собрания в рамках реализации проекта: «Роль семьи в воспитании детей», анкетирование; «Семейные традиции – основа семейного благополучия»;
Анкетирование;
Развлечения и праздники в ДОО с участием родителей;
Участие в конкурсах, выставках.
С педагогами:
Педагогический совет по теме: «Развитие у детей потребности в семейных традициях через художественно-эстетическое направление»;
Участие педагогов в фотовыставке «Я и моя семья»;
Помощь в создании выставки семейных реликвий;
Мастер-класс педагога -вокалиста по теме: Семейные песни, колыбельные;
Разработка планов мероприятий для детей, консультаций для родителей;
Создание копилки семейных праздников.
Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- обеспечение программно-методическим материалом;
- создание эмоционально-комфортной атмосферы развития детей;
- привлечение к воспитательно-образовательному процессу родителей воспитанников, педагогов детского объединения.
Предполагаемые результаты:
Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к её членам; знание истории своей семьи, семейных традиции и праздников.
Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Оснащение предметно - развивающей среды в группе.
Создание мини – музея семейных традиций.
Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.
Сроки реализации проекта:
- Проект планируется к реализации в рамках 2013-2014 учебного года.
- Режим проведения праздников, различных мероприятий согласно составленному календарно-тематическому плану.
Вид проекта - долгосрочный, практически – ориентированный, индивидуально – групповой.
Участники проекта:
- Дети;
- Родители;
- Педагоги детского объединения «Солнышко» при Доме детского творчества.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - Подготовительный
Срок - сентябрь – октябрь 2013 года
Задача этапа: Создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания педагогов, родителей, детей о семейных традициях.
1. Анкетирование родителей, педагогов по теме: «Семейные традиции»
2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
3.Мониторинг, анализ.
II этап - Реализация проекта
Срок: Ноябрь 2013 год – Апрель 2014год
Задача этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с семейными традициями через разные формы работы художественно - эстетической направленности.
1. Беседы с детьми на темы:
«Моя семья»;
«Семейные праздники и традиции»;
«Моё имя»;
«Кем я могу гордиться в моей семье»;
2. Экскурсия совместно с родителями на выставку «Семейные традиции на Руси»
3. Посещение совместно с родителями спектаклей.
4. Семейные развлечения:
«Песни, хороводы наших бабушек»;
«Народные игры - забавы»;
«Загляните в семейный альбом»;
«День Матери»;
«Новый год»
«Рождество»
«День защитника Отечества»
5. Семейные праздники:
«Мама милая моя»
«Широкая Масленица»
«Пасха»
«День Победы»
6. Консультации для родителей на темы:
«Семейные традиции и праздники»
«Сказки, рассказанные на ночь»
«Колыбельная для малышей»
«День рождения – только раз в году»
«Как удивить детей новогодними подарками?»
7. Мастер-класс для родителей по теме: «Рукоделие в семье».
8. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».
9. Выставка семейных реликвий.
10. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.
11. Творческий семейный конкурс «Герб моей семьи», «Откуда произошла моя фамилия?».
12. Семейная выставка «Бабушкин сундук».
13. Родительское собрание: «Роль семьи в воспитании детей».
14. Изготовление поделок с детьми ко Дню семьи, ко Дню Матери, Дню Пожилого человека, к Новому Году, и т.д.
15. Выставки детских рисунков по теме:
«Праздник в нашей семье»;
«Маму свою очень люблю»;
«Неразлучные друзья – взрослые и дети»;
«Папа и я – лучшие друзья».
«Времена года»
«Масленица»
«Пасха»
16. Фотовыставка «Я и моя семья».
17. Просмотр видеозаписей из семейных архивов.
18. Педсовет по теме «Развитие детей в художественно-эстетическом направлении через семейные традиции».
19.Итоговое анкетирование, мониторинг, анализ
III этап - заключительный.
Срок: апрель - май 2014года.
Задача проекта: Систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы по использованию инновационных технологий в форме доклада. Оценка результатов реализации проекта.
После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики:
Результат
Дети знают:
имена дедушек, бабушек;
профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
прошлое своей семьи;
происхождение своей фамилии;
народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
хорошо ориентируются в генеалогическом древе своей семьи;
пополнили словарный запас (реликвия, традиция, обряд, и т.д.);
приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;
уважительно относятся к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
научились хранить и чтить свои семейные традиции;
знают свою родословную, минимум до третьего колена;
знают, откуда произошли их фамилии;
знают историю своих реликвий;
знают народные песни, поют их на семейных праздниках;
научились организовывать семейные праздники;
создают видеоархив семейных праздников и традиций;
собирают копилку семейных реликвий.
Педагоги:
расширили знания о народных праздниках, их происхождении;
пополнили личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
разработали планы бесед для детей, консультации для родителей;
пополняют словарный запас детей;
лучше знают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
создают копилку семейных праздников;
уважительно относятся к семейным реликвиям, интересуются традициям семьи.
Практический выход
1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности;
2. Сценарии праздников;
3. Конспекты сообщений и консультаций;
4. Презентация проекта и музыкальный фильм по теме для широкого просмотра.
5.Создание в семьях новых традиций художественно-эстетического направления.
БИБЛИОГРАФИЯ
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольника. М., 1998.-242с.
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - N6. - С.57-67.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театральной деятельности Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -N6.- с.17-29.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников.- М., 2010.
Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010. - 64 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2010.
Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996.-87 с.
Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-N1.-с.35-38.
Художественное творчество и ребенок. - Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.
Приложение
Дерево дo небес (моя родословная)
Действующие лица: Прошлое. Реквизит ватман, на котором нарисовано дерево, яблоки, вырезанные из цветной бумаги, с написанными на них заданиями, фотографии детей, ножницы, карандаши или фломастеры, листы бумаги, набор цветной бумаги, листочки, на которых написаны «звания» родственников и степени их родства, цветные пайетки, мяч, свиток, склеенный из листов, с печатью. Составление генеалогического дерева способствует изучению ребенком истории своей семьи, воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, пробуждению желания стать достойными продолжателями своего рода. Составление родословной сплачивает семью. В комнату входит папа, одетый в костюм Прошлого.
Прошлое: Я — Прошлое вашей семьи. То есть то, что уже прошло. Я храню те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, когда только-только познакомились, а потом поженились ваши мама и папа, когда вы, мои юные друзья, появились на свет... Своих предков нужно помнить, знать историю своего рода, уважать тех, кто жил до тебя, не забывать об их достижениях и делах. А что вы знаете о прошлых поколениях? Дети рассказывают. Прошлое: Много знаете про бабушек и про дедушек. Очень интересно. Сегодня мы с вами будем составлять родословную вашей семьи. Знаете, что такое родословная? Дети отвечают. Прошлое: Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы. Итак, наша родословная будет оформлена в виде дерева. Прошлое крепит на стену ватман, на котором нарисовано дерево. К дереву приклеены яблоки из цветной бумаги, на обратной стороне яблок написаны задания. Прошлое: Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево станет основой вашей семейной родословной? Мама: Нет. Расскажи. Прошлое: Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род. Начнем мы, конечно, с вас, дети. Сорвем яблоко, которое растет выше всех. Задание: приклейте на яблоки свои фотографии, подпишите фамилию, имя, отчество и дату рождения. Мы приклеим эти яблоки на самой верхушке дерева. Дети вырезают свои портреты и приклеивают их на яблоки, а затем— на вершину «генеалогического дерева». Прошлое: Под фотографиями обязательно нужно написать фамилию, имя, отчество и дату рождения. Кстати, знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Что означают ваши имена? Дети рассказывают. Если они затрудняются ответить, за них рассказывает мама. Прошлое: А теперь скажите мне, как зовут ваших родителей? Дети называют. Прошлое: А что вы можете рассказать о них? Может быть, вспомните какой-нибудь интересный случай, когда мама или папа вам очень помогли или, напротив, очень вас обидели? Дети рассказывают о родителях. Прошлое «срывает» два яблока с ветки чуть пониже. Прошлое: Портреты родителей я предлагаю вам нарисовать. А потом мы также подпишем их даты рождения и приклеим портреты на ветви нашего дерева. После того как портреты готовы, их также приклеивают на яблоки, вырезанные из ватмана. Прошлое: А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Веселая семейка». Игра «Веселая семейка» Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре .круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя членом семьи, которым он хотел бы стать, объясняя при этом, почему. Например: «Я выбираю роль мамы, так как она добрая». Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет любую из выбранных ролей (мамы, папы, дочки, сына, бабушки, дедушки и т. д.). Тот, кто услышал выбранную им роль, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другого члена семьи. Задача водящего — успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим. Прошлое: Вы молодцы! Здорово играете! Но вернемся к истории нашей семьи. Вы — дети. Ваши мама и папа — это ваши родители. А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Прошлое: Верно. Я расскажу вам стихотворение о них. У бабушки и дедушки все время интересно: Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню, Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки, А после в огороде цветы сажаем с бабушкой. У бабушки и дедушки что хочешь, разрешается. Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся. А бабушка и дедушка на нас не обижаются, Они и не ругаются, а только улыбаются. Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться, Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться. А в воскресенье снова приехать в этот дом, Где бабушка нас встретит любимым пирогом. Прошлое срывает яблоки с ветвей, расположенных еще Читает задание. Прошлое: Задание: сравните ваших бабушек и дедушек с какими-нибудь цветами. Объясняю. Когда вы приезжаете в гости к бабушке, например, по маминой линии, видите ее добрые глаза, счастливую улыбку, слышите ее мягкий спокойный голос, какой цвет вы при этом можете представить?
Дети: Желтый, красный, оранжевый...
Прошлое: Теперь подумайте о дедушке. Вот он, серьезный, читает газету, вот смотрит любимую телепередачу, вот, задумавшись о чем-то, пьет крепкий чай. Какой цвет приходит на ум, когда вы думаете о дедушке?
Дети: Синий, фиолетовый... Прошлое: Также представьте бабушку и дедушку по папиной линии. Определились с цветами? Теперь возьмите листы цветной бумаги и нарисуйте на них силуэты бабушек и дедушек. Каждый силуэт на отдельном листе, выбрав тот цвет, на котором вы остановились. Дети выполняют задание, затем приклеивают вырезанные силуэты на дерево, подписав дату рождения, фамилию, имя и отчество бабушек и дедушек. Прошлое: Ответьте мне на один непростой вопрос: кем приходится ваш папа вашему дедушке? Дети: Сыном. Прошлое: Да, молодцы! А теперь, чтобы проверить, как вы разбираетесь в родственных связях, поиграем в игру. Игра «Распутай цепочки родства» Участникам игры выдаются листочки, на которых написаны «звание» и степень родства. Игроки должны расположить их по порядку и по принадлежности материнской или отцовской линии. Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д. Прошлое: Ну вот, с родственными связями разобрались. А у ваших родителей есть братья или сестры? Их тоже нужно внести в родословную. Расположим их имена на тех же ветвях, что и имена ваших родителей. А стрелки от бабушек и дедушек проведем так же, как к вашим маме и папе. Ведь все они дети бабушек и дедушек. Дети пишут фамилии, имена, отчества, даты рождении на яблоках, раскрашивают их. Прошлое: А теперь давайте с вами вспомним, есть ли у ваших тетей и дядей дети. Кем они вам приходятся?
Дети: Двоюродными братьями и сестрами. Прошлое: Молодцы! Вы отлично стали распутывать родственные цепочки. Куда мы их запишем? Дети: Соединим стрелками их имена с именами тети и дяди. Прошлое: Умницы!!! Их портреты мы выложим из пайеток и приклеим на яблоки. Из цветных пайеток дети составляют портреты — делают глаза, рот, нос, волосы. Подписывают их. Прошлое: Ребята, а попробуйте сейчас представить то время, когда у вас уже будет своя семья, свои мужья и жены, свои дети. Какой будет ваша семья? Дети рассказывают. Прошлое: Следующая игра как раз поможет вам лучше представить ваше будущее. Игра «Семья» Для игры потребуется мяч. Он у водящего. Водящий придумывает вопрос. Например, сколько у тебя будет детей? Называя число, бросает мяч первому игроку. Если количество детей, названное водящим, игрока не устраивает, он отбивает мяч. Водящий называет другое число и снова бросает мяч. Если игрок поймал мяч, значит, он согласился с водящим. Другой вариант, когда вместо числа водящий произносит слово «семья», игрок, которому бросили мяч, должен поймать его и выбрать то количество будущих детей, которое ему бы хотелось иметь, Если же мяч не был пойман, то число снова определяет водящий. Затем водящий задает тот же вопрос следующему игроку и так далее. Вопросы могут быть самыми разными: «Во сколько лет ты выйдешь замуж (женишься)?», «Кем будет работать твой муж (жена)?», «Сколько комнат будет в вашей I квартире?» и т. д. В ходе игры у каждого игрока будет составлена своя, часто забавная, история будущей семьи. Прошлое: Вот мы с вами и дошли до третьего поколения. Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют? Дети высказывают свои предположения. Прошлое: Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном». Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево». Далее дети записывают прабабушек и прадедушек. Если их имена и даты рождения точно неизвестны, то записывается только имеющаяся информация. Родители рассказывают детям то, что знают о своих бабушках и дедушках сами. Эту информацию можно просто записывать на яблоках, «растущих» на нижних ветвях дерева. Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Чтобы детям было, интересно оформлять такой семейный документ, оформите его в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где. Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве. Прошлое после того как дерево составлено: Вы — молодцы! Все правильно сделали и выполнили все мои задания. Я, Прошлое, хочу сказать вам, что у вашей семьи есть большое будущее. Вы не забыли своих предков, и рассказы о них смогли занести в семейную летопись. Ее продолжат ваши дети, внуки, внуки ваших внуков и так далее. Пускай ваше будущее будет светлым!
Детские рисунки
Генеалогическое древо
Семья Мамоновых Семья Никитиных
Семья Кежеватовых
Семья Котовых Семья Григорьевых