Внеклассное мероприятие по математике Брейн-ринг (7 класс)


Муниципальное образовательное учреждение
Меляевская средняя общеобразовательная школа
Математический «Брейн-ринг»
(Внеклассное мероприятие по математике)
Выполнила учитель математики:
Шошина Ольга Мартыновна.

р.п. Гремячево-2.
2011 год.
Внеклассное мероприятие по математики. Развлекательно-познавательная игра.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ «БРЕЙН-РИНГ».
Главная цель мероприятия: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование интереса учащихся к изучению предмета.
Задачи:
Развивающие: развивать умение, самостоятельно приобретать новые знания,
способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся;
Способствовать расширению и углубленную знаний учащихся в области применения математики.
Образовательные: применять знания в практических ситуциях.
Воспитательные: воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию; воспитывать чувство прекрасного; формировать
отношение взаимной ответственности при совместной работе; воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Тип: математическая игра.
Форма: соревнование с использованием презентации.
Подготовительный этап:
Участники игры-учащиеся 7-х классов, из числа которых были сформированы две команды.
Каждая команда выбирает капитана. Остальные
учащиеся-болельщики. Каждая команда готовит
музыкальный номер о математике.
Учитель подбирает задания.

План мероприятия:
1.Вступительное слово.
2.Представление команд.
3. І ринг:
Конкурс первый ”Разминочный”
Второй конкурс .”Шифровочный”.
4.Рекламная математическая пауза ”Прямоугольный треугольник”
5. II ринг. «Конкурс для капитанов».
Первый конкурс ”Знатоки математики”
Второй конкурс ”Весёлое умножение”
Третий конкурс ”Помогите ослу”
6. Рассказ об учёном-математике.
7.Рекламная математическая пауза ”Квадрат и треугольник”
8. III ринг. ”Творческий”
Первый конкурс ”Конкурс художников”
Второй конкурс ”Конкурс болельщиков”
Конкурс ”Спортивная математика”
Игра-конкурс ”Глазомер”
9. IV ринг. Первый конкурс ”В гостях у сказки”
Второй конкурс ”Аукцион пословиц и поговорок с числительными”
10. Подведение итогов конкурса.
11. Заключительное слово учителя.
Ход мероприятия.
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем математическом «Брейн-ринге» Вопросы из области математики, которые вы услышите и на которые попытаетесь правильно ответить, очень разнообразны по степени серьёзности и глубины. Встретятся вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости.
Большую часть своей школьной жизни мы с вами проводим в учебном заведении. Насыщенная программа, дополнительные занятия по учебным предметам и т. д.- все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может сегодня интересный увлекательный конкурс.
Я всех участников конкурса и гостей поздравляю с началом конкурса, желаю отличного настроения и удач.
Главное! Сегодня развлечься, повеселиться, но ещё больше проявить интерес. Если после этого конкурса вам захочется более серьёзно заняться математикой, посещать кружки, самому увлечься этим предметом, то я буду считать, что цели я достигла. А свет ваших глаз, тепло ваших сердец и ваше хорошее настроение-непременное условие вашего успешного выступления.

1 ведущий.
Мы, наш праздник открывая,Вам желаем
Вместе. Добрый день!
2 ведущий. Две команды шоу – ринга Мы сейчас представим всем.
1 ведущий. За красным столиком налево “Прямоугольник” сядет смело. Ему задачки нипочём, Смекалист будет он во всём. Капитан команды – ……
2 ведущий. Здесь сядет синий “Треугольник”. Будет рад им каждый школьник. По плечу им все заданья, Не страшны им состязанья! Капитан команды – ………
1 ведущий. Чтоб шоу – ринг прошёл как надо,по правилам приглашаем великих математиков…
Тот, что справа – Ломоносов –Математик, физик и философ. ( приглашаем учителя физики ………….)Лобачевский слева здесь –Гордость русская и честь! (приглашаем учителя информатики……….)Третья им как раз подстать,Софьей Ковалевской звать! ( приглашаем учителя математики …….. )
2 ведущий. Итак, шоу – ринг мы начинаем, Всем успехов пожелаем,
1 ведущий. Первый ринг . Конкурс первый – “Разминочный”. Нужно без подготовки отвечать на вопросы. Начнём с команды “Прямоугольник”. Если нет ответа, отвечает « Треугольник» ,за каждый правильный ответ – 1 балл.
Первый вопрос: -Сколько хвостов у семи котов?
Второй вопрос: - Сколько носов у двух псов?
Третий вопрос:- Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков?
Четвертый вопрос:- Сколько ушей у пяти малышей?
Пятый вопрос:- Сколько ушек у трёх старушек?
Шестой вопрос:- На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
1 ведущий. Конкурс второй – “Шифровочный”. Сейчас каждая команда получит конверты с заданиями. В них содержится зашифрованная фраза. Команды приступают к выполнению заданий.
Ведущий. Пока команды заняты, выступит гость –фокусник. Он хорошо запоминает любые числа Встречайте нашего гостя.
Маг. У меня, действительно, редкая память. Я помню все числа, записанные на этих карточках. (Маг показывает зрителям колоду карточек, на которых в углу поставлено двузначное число, а посередине записано семизначное число.)
Маг. Назовите номер карточки, и я напишу на доске число, которое на ней записано.
Маг. Хотите научиться? Пожалуйста, запишите адрес: 8а класс.
1 ведущий. Просим команд прочитать зашифрованные фразы.Пожалуйста «Треугольник»--….. команда « Прямоугольник
2 ведущий. Сейчас объявляем рекламную математическую паузу “Прямоугольный треугольник”. Готовили ее болельщики команды « Треугольник»
На сцену выходят 2 мальчика─«катета» и девочка─«гипотенуза»
Гипотенуза. Кто знает, как называется этот треугольник? Да, верно – прямоугольный. Как называется большая сторона? Гипотенузой, А две другие? - катетами. Великий математик древней Греции   Пифагор доказал, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Катеты:
Это очень схоже с детскою игрой –Сами треугольник мы сложили снова :Первый катет – Витька, я – второй,А гипотенуза – Светка Железцова. (показывают)
2 ведущий. А знаете ли вы, что Пифагор был олимпийским чемпионом по боксу! И всегда был победителем.
1 ведущий.
Ринг второй - для капитановКапитанов просим выйти на сцену.
2 ведущий
Первый конкурс капитанов–“Знатоки математики».
За две минуты вам нужно  дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Если не знаете ответа, говорить нужно – не знаю и отвечать на следующий вопрос. Начинаем с команды “Треугольник”.
2 ведущий. Второй конкурс капитанов –
КОНКУРС 2: ВЕСЁЛОЕ УМНОЖЕНИЕ.
ВЕДУЩИЙ : Записывайте: 18 х 12. Умеете умножать? ? Конечно! Только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! (Участникам завязывают глаза и они стараются выполнить умножение в столбик, но с завязанными глазами).
3ий конкурс капитанов.
2. Помогите ослу (Рисунок на экране). Можно пригласить в помощь кого нибудь из команды
Вид огорченный у осла:Сложил он верно 3 числа.Вдруг 8, 7, 1, 3, 5Решили выйти погулять.Задача вовсе не проста:Найди в примере их места.
1 ведущий. Пока капитаны считают. Я хочу вам рассказать о ученом-математике, который в 10 лет умел быстро считать. Потом когда он вырос. его назвали королем математики. Вот его портрет. Как его зовут?
2 ведущий. Однажды в школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. ( на экране появляется пример 1+2+3+…+97+98+99+100.
2 ведущий. Пока учитель диктовал задание, у этого мальчика был уже готов ответ 5050. Как он это сделал?
2 ведущий. (В случае ответа.) Действительно, это Карл Фридрих Гаусс. Ему принадлежат слова “Математика – царица всех наук, арифметика – царица математики”.(Говоря эти слова, ведущий показывает на портрет Гаусса и говорит): Давайте вместе прочитаем его слова .
Ведущий. Проверим, смогли ли помочь ослу наши капитаны? (ответ на экране)
1 ведущий. А сейчас объявляется рекламная математическая  пауза “Квадрат и треугольник”. ( Выступают болельщики команды «прямоугольник»)
Трое ребят в костюмах выходят на сцену и инсценируют стихотворение “Квадрат и треугольник”. У “квадрата” на голове склеенный из бумаги головной убор с огромным квадратом сверху, у “треугольника” - головной убор с большим треугольником, третий – рассказчик – в произвольной одежде. Во время инсценировки по содержанию стиха “треугольник” обрезает спящему “квадрату” углы на головном уборе.
Треугольник и квадрат.
Жили – были два брата: треугольник с квадратом.Старший – квадратный – добродушный, приятный.Младший – треугольный – вечно недовольный.Стал расспрашивать квадрат: “Почему ты злишься, брат?”Тот кричит ему: “Смотри, ты полней меня и шире.У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.”Но квадрат ответил: “Брат! Я же старше, я – квадрат.”И сказал ещё нежней: “Неизвестно кто нужней!”Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы,Младший лезет воровато срезать старшему углы.Уходя, сказал: “Приятных я желаю тебе снов!Спать ложился – был квадратом, а проснёшься без углов!”Но на утро старший брат страшной мести был не рад.Поглядел он – нет квадрата. Онемел… Стоял без слов…Вот так месть! Теперь у брата восемь новеньких углов.
2 ведущий. Вот так треугольник из зависти срезал квадрату углы: хотел досадить ему, а получилось, что сделал его богаче и красивее – углов стало в два раза больше.
1 ведущий. Начинаем 3 ринг-«Творческий»
1 конкурс- конкурс художников. Послушайте условие :каждая команда должны на листах изобразить картину, используя только цифры и знаки арифметического действия. . Чтобы вы правильно поняли условия конкурса, я хочу показать вам образец такой работы.

Перед вами – Леопольд, Цифирной породы кот.С цифирной он мышкой дружен,Приглашает всех на ужин.
Команды начинают работать.
Конкурс болельщиков. Болельщики! Вы можете помочь своим командам! Из слова геометрия нужно составить как можно больше слов.
2 ведущий. Вы, ребята, все устали –Много думали, считали.Отдохнуть теперь пора!
КОНКУРС: СПОРТИВНАЯ МАТЕМАТИКА. ВЕДУЩИЙ 2: Приглашаем команды на сцену. (Помощники прикрепляют на спины членов команд карточки с различными числами. Причём, каждый участник не знает, какое число прикреплено ему на спину .) Задача каждой команды: как можно быстрее построиться по порядку номеров.
Варианты номеров могут быть следующими:
КОМАНДА 1: 4 12 27 78 100 КОМАНДА 2: 7 16 38 92 105
1 Ведущий : Конкурс называется « Глазомер…»
Командам предлагается на глаз определить:
- какова длина карандаша?
- какова площадь страницы тетради?
- каков объём спички?
- каков диаметр 5-рублёвой монеты?
- какова площадь учебника “Алгебра”?
- какова длина школьной парты?
2 Ведущий: А теперь четвёртый ринг: «Фантазёры»
1 конкурс. «В гостях у сказки»
Итак, следующий тур. Зачитываются отрывки из сказок, где встречаются числительные или зачитываются условия задач, соответствующих сюжету сказки, а команды угадывают, о чём идёт речь.
1 –ой команде: «О рыбаке и рыбке» (картинка на экране)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сколько всего лет жила эта семья у моря? (33года)
2 –ой команде: (Картинка о царе Салтане)
В свете есть иное диво.
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой, хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Сколько всего людей вышло из моря?
(34)
1 Ведущий. Второй конкурс: «Аукцион пословиц и поговорок с числительными»
Аукцион пословиц и поговорок
Болельщикам аукцион пословиц и поговорок с числительными.
Например:
Когда двое сердятся, оба виноваты.
Кто рано встаёт, тот вдвое живёт.
Настойчивость-половина счастья.
От великого до смешного – один шаг.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Старый друг лучше новых двух.
Пока подводятся итоги, команды показывают музыкальные номера о математике.
Объявляется команда-победитель; члены команд получают сладкие призы.
Учитель:
Я благодарю всех участников за честную игру. А закончить наш «Брейн-ринг» я хочу высказыванием великого философа Бэкона: «Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки, и даже не может обнаружить своего невежества!» Поэтому изучайте математику! Любите математику! Тренируйте свой ум математикой!
Литература.
Газеты «Математика» и «Информатика» приложения к газете 1 сентября.
И. Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике. Творческий центр «Сфера». Москва. 2006 год.
З. И. Депман. Н Виленкит. За страницами учебника математики « Просвещение 1989 год.