С ц е н а р и й р а з в л е ч е н и я для детей старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…» 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города  Нижневартовска
детский  сад  № 78  «Серебряное копытце»
С ц е н а р и й     р а з в л е ч е н и я 
для детей старшего дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек»
                                                                                                                Авторы:
Завертайло  Галина  Аркадьевна,
                                                                                          воспитатель высшей 
                                                                                                            квалификационной категории.
                                                                                                      Смоль Марина Николаевна,
                                                                                        воспитатель первой
                                                                                                           квалификационной категории.          
г.Нижневартовск
Цель:         1.   Развивать  интерес детей к устному народному творчеству (сказкам,
                         пословицам,  поговоркам);  желание  продолжать знакомство с ними.                   
                    2.   Формировать  воссоздающее  воображение  -  умение  мысленно 
                          представить  себе события  и  героев  литературных  произведений.                    
                    3.   На   примере сказок  воспитывать  у  детей  манеры  хороших  
                          поступков,  умение  различать  добро  и  зло.
Материал:          детские рисунки по сказкам;  
                             объемные   фигурки  и  игрушки – герои сказок; 
                             детские книжки – сказки; 
                             зеркало настольное; 
                             маленькое карманное зеркало; 
                             белая бумага – А3;  
                             фломастеры;  
                             телеграмма;  
                             карточки – буквы;  
                             кубики по сказкам.
Предварительная  работа: 1. Подготовка  рисунков  к  сказкам (совместное 
                                                     творчество  взрослых  и  детей).                                                
                                                2.  Чтение  русских  народных  сказок,   произведений
                                                      К.Чуковского,  А. Пушкина.                                               
                                                3.   Знакомство с пословицами,  поговорками.
                                                4.   Изготовление  приглашения  на  развлечение.
Персонажи:   Дети в  шапочках – кокошниках  героев сказок.                         
                         Взрослые  в  русских народных  костюмах:
                         -  бабушка  Галина
                         -  сказочница  Мария.
Ход  развлечения:
         Зал украшен детскими рисунками  по сказкам,  по залу стоят объемные фигуры – герои сказок,  у  детей шапочки – кокошники героев разных сказок.
          Звучит веселая музыка. Дети, взявшись за руки, «змейкой»  заходят в  зал и рассаживаются на стульчиках.
          В  зал входят  бабушка Галина и сказочница Мария (в русских костюмах).
Представляются и знакомятся с детьми.
Бабушка Галина:         Мы про то не знаем сами
                                         За  морями, за лесами
                                         Где – то сказка заблудилась
                                         И никак к нам не придет.
                                             На полянке спозаранку
                                             Стелет  скатерть – самобранку
                                             И  в сапожках – скороходах
                                             Чинит коврик – самолет.
Сказочница Мария:     По щучьему велению,
                                          По моему хотению
                                          Прискачет  Сивка – Бурка
                                          В распахнутую дверь,
                                          Схвачу  его за гриву я,
                                          Помчимся  мы в счастливую
                                          И ту страну волшебную
                                          За  тридевять земель.
Б. Галина:  дети, мы пригласили вас  в страну чудесную, в страну волшебства, в  сказочную  страну.  Все с детства хорошо знают сказочных героев.  Назовите их  (дети называю).
  Подключается сказочница Мария: Маша и медведь, Алёнушка,  курочка Ряба, Крошечка – Хаврошечка и другие, не названные детьми.
Б. Галина:  часто сказочные герои  делают добрые дела, но есть среди них и такие, которые поступают грубо, нечестно, словом – плохо.
 Предлагаю  провести мини – викторину по сказкам. Кто первым ответит на вопрос, получит фишку.  Победитель по результатам – получит приз.
Викторина:
     1.   Что всегда ценится в сказках всех народов мира? (ум) 
·    2.   Что в сказках, всегда побеждает зло? (добро)
     3.   Какие птицы унесли братца, в то время, когда сестрица заигралась? 
           ( гуси – лебеди)
     4.   У бабы Яги  необычный дом. На каких ножках он стоит? ( курьих)
      5.   В  кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу?
           ( в козленочка)     
   6.   Кто поет песенку: «Несет меня лиса за темные леса, зовя на помощь кота?
           (петух)     
   7.    Как  называется сказка, из которой песенка:  «Вы,  детушки,  вы
          козлятушки» ? ( Волк и семеро козлят)
   8.    Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (репку)
   9.    Какое самое популярное число в русских народных сказках?   (три)
   10.  Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской 
          народной сказке «Лиса и журавль»?  (кашу)
   11.  Кто разрушил теремок в сказке «Теремок»?  (медведь)
      -   Подводится  итог  викторины , вручается приз   (книжки – сказки).
Сказочница Мария:  дети, посмотрите, какое красивое зеркальце!  Мне кажется, что оно очень похоже на волшебное зеркальце злой царицы из  «Сказки  о мертвой царевне  и  о семи  богатырях». 
                       Ей в приданое дано  было зеркальце одно.
                       С  ним одним она была добродушна, весела,
                       С  ним  приветливо шутила и, красуясь,  говорила:
                       «Свет мой, зеркальце,  скажи,  да  всю правду доложи:
                       Я ль на свете всех милее,  всех румяней и белее?»
   -  Попробуйте и вы повторить обращение  к зеркальцу. Смотрясь в него, похвалите себя, да побольше, да подольше, а тот, кто сумеет при этом не рассмеяться, получит приз.
        Аттракцион   «Свет  мой,  зеркальце,  скажи!» - 2 раза по 3 ребенка
Участники конкурса читают четверостишье: «Свет мой, зеркальце,  скажи,  да  всю правду доложи:   Я ль на свете всех милее,  всех румяней и белее?», смотрятся в зеркальце и начинают  нахваливать свою внешность: « У меня самые красивые на свете голубые глаза; у меня  чудесный, маленький, курносый носик» и т.д.
      Победителями  аттракциона  становятся дети, которые, расхваливая себя, не рассмеются.  Они получают от  сказочницы призы – маленькие зеркальца.
Бабушка Галина:  Ой, вы, гости – господа! Предлагаю вам закрыть глаза и представить себе синее море.
                      На море черная буря: так и вздулись сердитые волны,
                          Так и ходят, так воем и воют.
Одна героиня из сказки, исполняющая  желания живет в синем море. Это кто?  Конечно – это Золотая Рыбка. Предлагаю нарисовать красивую Золотую рыбку.
            Конкурс  «Золотая  рыбка»       
Командам раздаются большие листы бумаги, фломастеры. Каждый участник рисует какую – то  часть рыбки: тело, хвост, плавники, глаза, чешую
 Побеждает команда первой закончившая полный рисунок.  Красивые рыбки получились у детей и эти рыбки обязательно исполнят ваши желания. Давайте загадаем  свое желание (дети закрывают глаза и загадывают желание.)  
Сказочница Мария:  Русский народ всегда был очень гостеприимным. Это значит, что гостей всегда хорошо принимали и угощали всем самым вкусным, что было в доме.
        Есть такие пословицы: « Что есть в печи – все на стол мечи»,  «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска»,  « Без соли, без хлеба – худая беседа». А знаете, дети, из продуктов , в старину,  очень дорогой была соль. Крестьяне её берегли и нежеланному гостю соль не предлагали.  Поэтому с давних пор существует поговорка: «Ушел не солоно хлебавши».
         -   Назовите, какие пословицы,   поговорки вы знаете.  (ответы детей).
 Сказочница благодарит детей.    
Бабушка Галина:  Ребята, нам принесли телеграмму, сейчас я вам её прочитаю
                                  Приезжайте, дети, в Африку скорей,
                                  Полюбите, дети, наших малышей.
                                  Поиграйте с ними: надо поиграть,
                                  И тогда не станут малыши скучать.
  - подпись неразборчивая, непонятная.  Но здесь еще вложены карточки с буквами. Наверное, из них можно составить слово и узнать, кто прислал нам эту телеграмму.  С обратной стороны карточек проставлены цифры. Ребята, кто из вас догадался, как сложить слово из этих букв и сможет это сделать?            
            Игра   «Сложи слово из карточек» 
Дети выкладывают слово и читают -   «ГИППОПОТАМ»
Бабушка хвалит детей.
Сказочница Мария: И у меня для вас есть интересная игра.
             Игра  «Сложи из кубиков картинку по сказке и назови, как называется сказка»             
 Дети двух команд выполняют задание, по окончанию игры детям дарятся кубики.
Бабушка Галина:  Как много мы сегодня говорили о сказках.  О сказках можно много говорить , петь, в сказку можно играть.
 -   Какая бы ни была сказка – веселая или грустная, страшная или смешная, - она учит нас добру. Не забывайте об этом добрые молодцы и красные девицы!