проект по технологии и ИЗО Зимние букеты
МБОУ Июльская СОШ
Воткинкий район Удмуртская Республика
Исследовательская работа
Зимний букет
(итеграция ИЗО, МХК и технология)
Автор: Зорина Ксения
Ученица 9 класса
МБОУ Июльская СОШ
Руководитель:Пантелеева Серафима Геннадьевна
Учитель ИЗО и технологии, педагог дополнительного образования
МБОУ Июльская СОШ
с. Июльское 2014
Введение
В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка.
Уильям БлэйкПрирода всегда была и будет великим учителем для человека. Всюду, куда бы ни заехал любознательный человек с пристальным взглядом художника и искателя, он найдет множество самых разнообразных природных материалов для создания интересной композиции, поделок, найдя возможность выразить свое видение прекрасного, заставить природный материал заговорить на языке, понятном всем.
Немного наблюдательности, творческой фантазии - и вот из сбитой ветром ветки, пучка травы, мха, одного-трех цветков создана композиция. Не нанося ущерба природе, можно украсить интерьер своего дома, школы, сделать жизнь радостней.
Художественное творчество с использованием природных материалов - один из путей приобщения детей к природе.
Все сказанное повлияло на выбор темы проекта: «Зимние букеты».
Цель проекта: составить фитокомпозиции «Зимние букеты».
Задачи:
- прочитать литературу по фитодизайну;
- оценить свои возиожности в творческой деятельности по фитодизайну;- разработать проект от возникновения идеи до реального результата;
- описать историческую справку о появлении фитодизайна и аранжировки цветов;
- привить интерес к фитодизайну;
- применить фитокомпозиции «Зимние букеты» на практике;
- оценить проделанную творческую работу;
- защитить проект.
Гипотеза.
Природа способна пробудить в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту, нельзя ограничиваться общим ее восприятием. Важно научиться замечать прекрасное в деталях. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их, можно создавать подлинные произведения искусства.
Мой проект «Зимние букеты» даст возможность прикоснуться к миру прекрасного; научиться практическим навыкам обработки различных материалов и развить творческие способности; углубить знания по фитодизайну моим друзьям, многим учащимся и просто всем, кто любит творить своими руками. Впечатления, которые получат все в процессе работы с природным материалом, станут важной частью их художественного мировоззрения.
Поисково-подготовительный этап.
Составление «звездочки обдумывания».
Для выполнения проекта необходимо составить «звездочку обдумывания».
Зимние букеты
Обоснование проблемы, потребность
Технология изготовления
Выбор материалов
Выбор инструментов
Техника безопасности
Историческая справка
Себестоимость
Эстетичность
1.2. Разработка идей, выбор оптимального варианта.
Человек - дитя природы, он часть природного мира. Образно говоря, все, что человек создает, это продолжение мира природы.
Анализируя прочитанную литературу: Т. Д. Задворная «Аранжировка цветов», Ф. П. Филенко «Поделки из природных материалов», Б. В.Нешумова «Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов», С. Газарян «Прекрасное своими руками», где даются теоретические сведения, практические советы, умение видеть материалы в работе, фантазировать, создавать работы, интересные по замыслу, мне дали возможность углубить свои знания по составлению букетов; оказали помощь в поиске идеи и замысла будущих работ; дали возможность оценить свои силы в творческой деятельности по фитодизайну.
Цветок, любая травинка и просто мох красивы сами по себе, но в определенных сочетаниях друг с другом они приобретают еще большее великолепие и поэтичность.
Поэтому из глубины веков идет тяга разных народов к составлению букетов, плетению венков и созданию всяческих украшений из цветов.
Сегодня произведения из цветов относят к специфической сфере дизайна, называемой фитодизайн.
Фитодизайн - это композиции не только из цветов живых и высушенных, но и из веток и различных природных материалов: коры, мха, шишек, камней, бересты и т. д. Сам процесс создания композиции из цветов называется аранжировкой.
Особые традиции в аранжировке цветов возникли на Востоке. Японское искусство составления композиций из растений (икебана) оказало влияние на развитие европейских и американских стилей фитодизайна.
Русский букет развивался по своему направлению, где сложились свои формы букета, обусловленные национальной культуре.
Природа - огромная богатая мастерская для творчества. Здесь больше, чем где-либо, творчество соединяется с поэзией и философией.
Через природу, рождающую мысль о мимолетности красоты, возникла идея - составить фитокомпозиции «Зимние букеты» по временам года.
Они особенно хорошо будут смотреться зимой, когда живых цветов недостаточно. Зимние букеты будут радовать глаз не меньше, чем из живых.
Для своих фитокомпозиций я использую свободную аранжировку, которой отдается предпочтение - свободному расположению цветов и веток, когда каждый цветок или ветка занимает наиболее естественное для него расположение, с учетом конкретных изменений его формы. Такие композиции ассиметричны. В них выбираются различные направления, линии букета: горизонталь, вертикаль, диагональ… Изогнутым линиям отдается предпочтение перед прямыми - они выглядят естественнее.
Выполняя эскизы композиций, я старалась учитывать, чтобы ветки, цветы и другие элементы гармонировали по цвету, фактуре и хорошо сочетались с формой сосуда.
Эскизы весенних фитокомпозиций.
Для выполнения фитокомпозиции из природного материала я выбираю эскиз «Нежность». Эта композиция для меня ассоциируется с картиной С. Боттичелли «Весна», где образ юной девушки - весны вся в цветах. Теплые, нежные краски - чуть розовые с оттенком охры, желтого, оранжевого цветов придадут композиции теплоту, нежность просыпающейся весны, поэтому она так нарядна.
Эскизы летних фитокомпозиций.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
Женская фигура символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Эскиз «Матушка - Земля» - эту композицию решила связать с народным искусством, с древним образом плодородия (мать - сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая»).
Несмотря на темные цвета композиции, она вся пронизана солнечным светом; крышечки головок мака – это солярные знаки. Немного декора из цветов освежает композицию. Цветы синего, голубого и розового цвета – это дождь питает землю влагой, поэтому движение декора идет с верху виз: со стеблей мака. Мак – символ исполнения желаний. Когда прольется теплый дождь – то исполнится желание «Матушки – Земли».
Эскиз « Лето не кончается».
Цветы - символ не проходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостней, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. В этой композиции - шар- это наша планета; белый цвет- олицетворение чистоты. Я представила нашу планету в пышном, но не ярком цветении в конце лета. Эта цветовая гармония вызывает состояние покоя, уюта. Композиция ассиметрична, расположение букета по диагонали, этим вызывает легкое, тихое движение букету. Для следующей летней фитокомпозиции я выбираю этот эскиз.
Эскизы осенних фитокомпозиций.
Весна, лето, осень – всегда можно совместить с собиранием материала для будущих поделок. Разные люди видят природу по – разному. Мир русской сказки тысячами нитей, корней уходит в чудеса природы, в глубины таинственного дремучего леса, в глубины человеческих чувств, где Добро всегда побеждает Кривду. Так возник образ доброго лесовичка, как – будто шагающего по лесу тихо-тихо. Собранный природный материал сам подсказывает выполнить фитокомпозицию « Лесная быль».
Эскизы зимних фитокомпозиций.
Для зимней фитокомпозиции я выбираю эскиз « Свежесть». Соединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы – так примерно можно определить, что такое композиция. При помощи композиции художник добивается наибольшей выразительности содержания своего произведения.
Сама жизнь и природа дают нам примеры симметрии и асимметрии, контраста и нюансе, различных ритмических построений и т. д.
Данная композиция цветом создает определенное настроение, влияет на зрительское восприятие особенностей пластической формы, так как выполнена на контрастах: белого – вызывающего ощущение холода и красного цвета – ощущение тепла. Композиция вызывает радостные чувства, свежести ветра – изогнутые линии веток, морозной зимы!
Почему же розы? Розы – символ любви. Даже в студеную зиму не угасает любовь. Цветок предстает как частица вечной красоты природы.
Выбор материала, инструмента.
Для выполнения данных фитокомпозиций необходимы: нож, резак, ножницы, термоклеящий пистолет, термоклей, шпагат, наждачная бумага, клей канцелярский, нитки катушечные № 40, шар воздушный, лак для волос, 2 бутылки, лоскуток белой шелковой ткани, гуашь, кисти, иголка.Природный материал: ветки, грибы – трутовники, береста, мох, листья папоротника, « цветы» ивы, плоды цветов нигеллы, хмель, хвощ полевой, колоски трав.Требования, предъявляемые фитокомпозициям «Зимние букеты».
Декоративные свойства фитокомпозиций можно использовать в украшении школьных интерьеров. Ее целесообразно использовать на уроках изобразительного искусства и на занятиях в школьном кружке как форму детского творчества.
В моих фитокомпозициях необходимо присутствие единой идеи, необычной техники исполнения, отвечать эстетическим требованиям и чувствовалось слияние творчества с философией.
Историческая справка.
Дошедшие до нас рисунки и картины свидетельствуют, что искусство украшать растениями интерьер имеет многовековую историю.
Одно из первых изображений букета можно увидеть в росписях древнеегипетской гробницы. Цветы лотоса подобраны в декоративную композицию.
Европейский букет сформировался в 15 в. Его красочность, пышность и декоративность особенно удачно использовались в оформлении больших интерьеров. В каждой европейской стране сложились свои формы букета, обусловленные национальной культурой.
Наиболее глубокие правила аранжировки существуют в японской художественной культуре икебаны (в переводе – « цветы, наделенные жизнью»). В японском искусстве вся природа – и деревья, и камни, и в особенности цветы – объект не только эстетического наслаждения, но прежде всего религиозно – философского созерцания.
Искусство икебаны – не просто вид фитодизайна, а определенный знаковый язык. Появление японского букета относится к 6 в. Его основу составляют три главных элемента: син – круг, соэ – квадрат, хикаэ – треугольник. Они символизируют небо, человека и землю. Главная мысль триады – изменчивость всего сущего, всех вещей и явлений. Различная компановка их – основа самовыражения в искусстве аранжировки.
Русский букет отличают нарядность, лиричность, особая задушевность, простота в подборе растений. Его форма часто была подсказана предметами русского быта. Отсюда и названия – « серповидный», « ладьевидный», « веерообразный».
Силуэт букета представляет очертание одной из геометрических фигур: треугольник, круг, овал. В границах этого контура букет должен быть объемным. Очень разнообразны букеты треугольной формы.
Удивительная красота, изящество и пышность букетов привлекают в полотнах русских художников Ф. П. Толстого, И. Т. Хруцкого и других.
Фитодизайн вносит в нашу жизнь праздничное настроение, радость и красоту с древнейших времен.
Технологический этап.
Подготовка природного материала.
Для зимних букетов материал надо заготовить заранее: весной, летом и осенью. Как же правильно заготовить материал?
Стройные изящные травы (тимофеевку, мятлик, пижму и другие) я связывала в пучки и подвешивала головками вниз в сухом помещении, защищенном от прямых солнечных лучей. Травы, собранные в разное время, будут иметь различные оттенки.
Хороши для зимних композиций злаки (ячмень, овес, рожь). Их собирала пока они еще не пожелтели, и ставила в сосуд без воды, чтобы сохранить природные поникающие линии.
В сухом букете прекрасно выглядят камыш, конский щавель, ситник – свечи подорожника, веточки с плодами ольхи серой, березы, клена, ивы, дуба, лиственницы, брусники, черники. Для букетов я заготовила мох, сухие ветки, куски стволов, оригинальной формы корни, грибы – трутовики, чагу, шишки сосны, ели, лиственницы.Красивые композиции можно сделать, используя заготовленные веточки кустарников с яркими ягодами боярышника, облепихи, калины, рябины, шиповника. Снимать их надо до наступления заморозков.
Украшением любого букета могут быть собранные осенью сухие листья.
Хорошо смотрятся спиралеобразные ветви ивы. Придать им такую форму можно, накрутив ветку на предмет конусовидной формы, закрепить ее и через 2-3 дня аккуратно снять.
После засушивания иногда требуется освежить цвет растений или отбелить их. Для этого сухие цветы осторожно подкрашивают гуащью, акварельными красками, анилиновыми, пищевыми красителями или обрабатывают специальными аэрозолями.
Отбеливают или обесцвечивают сухие цветы в закрытых сосудах в 1,8 – процентном растворе хлорной извести или соды при комнатной температуре в течение 4-5 дней. Затем его сливают, а цветы приобретают бело – голубой оттенок. Их высушивают в теплом месте.
Композицию из трав и веток можно оживить засушенными цветами.
Все эти материалы и еще очень многие другие могут подарить умельцу драгоценные минуты творчества.
Изготовление ваз – сосудов.
Цветочная композиция должна гармонировать с вазой, сосудом. Если ваза или сосуд необычной формы, то в нее ставят неброский букет из веток или цветов и наоборот. Вазы используются самые разнообразные: керамические, деревянные, металлические (высокие и низкие) подойдут также плетеные корзиночки, подносы… Цвет вазы лучше выбрать нейтральный: серый, песочный, зеленый, черный, коричневый, белый. Можно обойтись и без готовой вазы, а просто придумать самой и выполнить их из различного бросового и природного материалов: бересты, грибов – трутовиков, мха, стебля подсолнуха, коробочек мака, кусочка ткани, бутылок, ниток катушечных, использовать высушенную декоративную тыкву.Технологическая последовательность изготовления фитокомпозиций «Зимние букеты».
Изготовить вазы (сосуды);
Выбрать необходимый природный материал для составления фитокомпозиций из всего приготовленного природного материала;
Составить фитокомпозиции по выполненным эскизам.
Инструкционная карта № 1. Фитокомпозиция «Нежность».
Подготовить сосуд: из декоративной тыквы удаляем семена, мякоть и сушим.
Срезаем стебли цветов нигеллы дамской с образовавшимися плодами после цветения, связываем в пучки, в подвешенном состоянии сушим в тени, в проветриваемом помещении.
Из красивых стеблей формируем букет, остальными плодами декорируем сосуд по эскизу используя для склеивания термоклеящий пистолет.
Инструкционная карта № 2. Фитокомпозиция «Матушка – Земля».
1. Высушенные стебли подсолнуха нарезаем на 5 частей длиной 13 см, 1 часть – длиной 20 см.
2. Связываем шпагатом нарезанные стебли подсолнуха, располагая высокий стебель в середине.
3. Из высушенных стеблей мака формируем букет, ставим в получившийся сосуд; оставшимися коробочками мака декорируем боковые поверхности сосуда, в декор добавляем сухоцветы, хвощ и с помощью термоклеящего пистолета склеиваем по выполненному эскизу.
Инструкционная карта № 3. Фитокомпозиция «Лето не кончается».
Надуваем воздушный шар (размер зависит от композиции), завязываем; поверхность шара смазываем канцелярским клеем и начинаем на шар наматывать катушечные нитки; по мере высыхания клея поверхность снова смазываем клеем и снова наматываем нитки в любом порядке, чтобы весь шар был покрыт нитками; наматываем до образования плотного слоя; потом шар подвешиваем сушить на 12 часов.После высыхания шар прокалываем иголкой, место завязки вырезаем отверстие по кругу, достаем лопнувший шар; во внутрь ставим какой – нибудь сосуд высота которого равна высоте получившегося шара, чтобы поставить букет.
Оформляем композицию по эскизу колосками, сухими ветками и цветами хмеля. Для склеивания декора сосуда использовала термоклеящий пистолет.
Для предохранения от осыпания лепестков хмеля использовала лак для волос.
Инструкционная карта № 4. Фитокомпозиция «Лесная быль».
Приготовленную бутылку обернуть берестой и завязать шпагатом.
Грибы – трутовики и мох приклеить на поверхность сосуда с помощью термоклеящего пистолета по эскизу.
В оформленный сосуд ставим замшавелую изогнутую сухую ветку и три листка папоротника.
Инструкционная карта № 5. Фитокомпозиция «Свежесть».
Бутылку задекарировать лоскутком шелковой ткани, у горлышка закрепить ткань белыми нитками. Украсить полосками блестящей ткани, придающей композиции состояние ясного солнечного дня, блестящего снега на солнце.
Розы – это «цветы» ивы, их покрасить в красный цвет и белой гуашью придать запорошенность цветов снегом.
Сухие ветки покрасить белой гуашью, составить композицию по эскизу.
Правила техники безопасности.
Опасность в работе с электрическими приборами – термоклеящим пистолетом:
- ожег;
- поражение током.
Что нужно сделать до начала работы:
- установить термоклеящий пистолет на подставку;
- проверить исправность шнура;
Что нужно сделать во время работы:
- включать и выключать электроприбор сухими руками. При этом браться не за шнур, а за корпус вилки.
Что нужно сделать по окончании работы:
- выключить электроприбор.
При работе с колющими и режущими инструментами:
- ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего;
- ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;
- хранить иглы и булавки в определенном месте – в игольнице;
- работать с заточенным ножом очень осторожно, выполнить трудную и опасную для здоровья работу лучше с родителями.
Заключительный этап.
Экономические расчеты.
Для выполнения фитокомпозиций «Зимние букеты» израсходовано:
- клей канцелярский – 1 бутылочка = 7 руб.
- нитки катушечные белые №40 – 1 катушка = 5 руб.
- шар воздушный - 1 шт. = 2 руб.
- лак для волос – 1 шт. = 70 руб.
- термоклей – 1 патрон = 10 руб.
Итого израсходовано: 94 руб.
Потребность электроэнергии термоклеящим пистолетом совсем маленькая, поэтому в расчеты не включила.
Лоскуток ткани – это остатки, которые есть у нас всегда дома.
Стоимость работы – 1000 рублей за пять работ.
Затраты времени на каждую фитокомпозицию с выполнением эскизов 2-3 дня, если в день работать по 3 часа.
Итого стоимость 5 фитокомпозиций с учетом стоимости работы = 1094 руб.
Экологическое обоснование.
Любовь к природе, родному краю и любовь к Родине неразрывны. Любовь к родному краю призывает людей беречь природу, охранять и приумножать ее богатства. Ради этого мы сажаем сады и леса, бережно охраняем птиц и зверей. И этот труд за красоту и богатство природы родного края дарит нам те блага, без которых немыслимо гармоническое развитие личности.
Природа, окружающая нас, дает экологически чистый материал для творчества.
Самооценка готового проекта - фитокомпозиций «Зимние букеты».
Природа полна волшебных тайн – вглядываясь в ее формы, выстраивая разные композиции, мы получаем огромное ее воспитательное воздействие: формируем установку на внимательное и вдумчивое отношение к природе как источнику оптимальных дизайнерских идей, не причиняя ей вреда, а наоборот, оберегая ее.
Из прочитанной литературы при работе над проектом я узнала много нового о развитии и составлении фитокомпозиций, об аранжировке цветов.
Я получила ответ на вопрос, что такое фитокомпозиция, аранжировка цветов, композиция?
Из массы советов, применяемых в этой области, кто уже сталкивался с этими вопросами на практике и нашли удачное решение, я использовала приемы и методы работы при изготовлении своих фитокомпозиций.
Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе. И мне кажется, что мне удалось раскрыть через свои фитокомпозиции замечательные тайны природы.
В интерьере мои фитокомпозиции будут хорошо сочетаться с произведениями искусства и ремесел. Чеканка, гобелен или панно из дерева дополнят красоту букета, красиво сочетание с панно, выполненным в технике макраме.
Умение видеть материалы, фантазировать, создавать работы не всегда удается сразу, я надеюсь, что мои фитокомпозиции окажут помощь на первых порах творчества из разных природных материалов.
Научившись творческому мышлению на создании поделок, юные дизайнеры затем начнут фантазировать самостоятельно, и создадут произведения еще более оригинальные и интересные.
Простые композиции может сделать каждый. Смело беритесь за дело и вы убедитесь, что волшебники живут не только в сказках.
Я считаю, что цель достигнута, поставленные задачи решены.
Реклама.
«В наставницы я взял природу – учительницу всех учителей».
Леонардо да Винчи.
Любите, творите, фантазируйте, а природа всегда окажет вам помощь.
Только берегите ее!
Список используемой литературы.
Газарян С. Прекрасное своими руками. – М., 1980 г.
Задворная Т. Д. Поделки из природных материалов. – М., Просвещение, 1976.
Нешумова Б. В. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов. – М., Просвещение, 1986.
Питерских А. С., Гуров Г. Е. – Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Просвещение, 2008.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика еро преподавания в начальной школе. М., Просвещение, 1999.
Филенко Ф. П. Поделки из природных материалов. М., Просвещение, 1976.