Обобщение педагогического опыта и его диссеминация: Преподавание химии в школах дополнительного образования


Преподавание химии в школах дополнительного образования
Каджаева Анжела Заурбековна«Жизнь — череда химических реакций», — как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Зачастую уроки химии в школе воспринимаются как повинность, поскольку ученикам не всегда понятно, зачем изучать этот предмет и как он пригодится в дальнейшей жизни.
Актуальность уроков химии проявляется на двух уровнях:
Очевидном — полученные знания необходимы для поступления в высшее учебное заведение.
Бытовом — информация, полученная из школьного курса химии поможет быть компетентным в ряде жизненных ситуаций.В то время, когда перестраивающая общеобразовательная школа нацелена, прежде всего, на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на основе подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей личности, дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят.
Обратимся к сравнительному анализу главных ориентации основного - школьного, и дополнительного образования детей.
Основное образование ориентировано на построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности. Дополнительное - на раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей.
Основное образование - на усвоение предметных знаний и способов их употребления. Дополнительное - на раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы являются одним из средств обучения практически и технологически мыслить и что-либо делать своими руками.
Основное образование ориентировано на освоение возрастно-нормативного пространства, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития. Дополнительное образование детей - на построение пространства саморазвития, на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития.
Основное образование - на социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности. Дополнительное образование - на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности.
Главные ориентиры школы - общечеловеческий опыт познания, изучение чужого творчества, общекультурного и научного опыта, освоение «правильных образцов», преобладание теории над практикой, где ребёнок - ученик; где преобладает мыслительное познание, вербально-логическая деятельность.
Главные ориентиры Дома творчества - личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка, освоение конкретно-практического опыта, создание собственных образцов, преобладание практики над теорией, самодеятельность. И здесь ребёнок является уже творцом, исследователем. И деятельность преобладает конкретно-практическая, имеющая эмоционально-образное наполнение, что способствует разностороннему, творческому, целостному, в том числе нравственному и эстетическому развитию.
Еще одна отличительная черта системы дополнительного образования – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту ребёнка.
Таким образом, школьное образование можно назвать адаптирующим и корректирующим, а дополнительное - развивающим и реабилитирующим образованием, что очень важно для целостного развития личности.
Из общие проблем преподавания химии в школах дополнительного образования можно выделить четыре. Во-первых, дети изменились, а дидактических приемов для этих «компьютерных» детей мало. Надо развивать психологию образования и о ее достижениях информировать педагогическую общественность через сайты. Пока все только говорят о клиповом восприятии, но реальных исследований мы не видели. В разговорах между собой учителя отмечают, что дети не развивают мелкую моторику рук, что необходимо увеличивать практические работы. Но где за этим реальные исследования? Во-вторых, отсутствует ясное понимание у «заказчиков» образования — государства, общества, родителей, — какого результата они хотят от обучаемых, какие тенденции развития цивилизации и какие вытекающие из этого потребности личности и общества следующего поколения. В-третьих, это слабая подготовка учителей. В педагогические университеты поступают абитуриенты, которые сами сдали ЕГЭ меньше 70 баллов по профильному предмету. И методика преподавания у них находится на уровне прошлого столетия. Поэтому надо активнее внедрять мастер-классы и возможности учиться непосредственно у выдающихся учителей-практиков. В-четвертых, это провал обучения детей в младших классах. В старшую школу приходят дети, не способные к простейшим логическим операциям, у них нет мотивации, неразвита память. Из-за этого красивая, логичная наука химия превращается в зубрежку и сводится к набору фактов. В целом есть претензии к психолого-педагогической науке и отсутствию системного подхода в решении проблем.
Если говорить о проблемах преподавания химии, то они в основном вытекают из общих проблем. Как и в других предметах, мало хороших учебников. Но теперь есть свобода выбора учебника и много информации. Хороший преподаватель может собирать ее из интернета, разных источников информации. Например, в нашем журнале «Потенциал. Химия. Биология. Медицина» составители олимпиадных задач приводят их решения, содержится много материала по профильному образованию. На сайте химического факультета МГУ много справочного и обучающего материала. Да, у нас мало учителей, способных все это аккумулировать. Их можно пересчитать по пальцам, но они есть. Вокруг таких учителей организуются неявные кластеры, они всем известны. Однако надо создавать систему и со стороны государства, когда существует мастер, а его имя ставится в центр. Сейчас еще система образования устроена по принципу конвейера заводов Форда. А пришло время сетевого взаимодействия, организованного вокруг личностей, профессионалов своего дела.
В СССР химию учили два часа в общеобразовательных школах и шесть часов в профильных классах, а теперь профиль — три часа. И никто не ответит на вопрос, почему не четыре или не два. Кроме того, нет анализа успеха и неуспеха новых педагогических подходов. Может быть, надо делать отдельно экспериментальные практики (есть же у профильных биологических классов полевые практики), более активно уходить от классно-урочной системы. По факту так уже и получается, если рассмотреть систему подготовки детей, которые участвуют в олимпиадах, поступают в ведущие университеты страны. И тут, на мой взгляд, опять появляется общая проблема: нет ясного понимания в обществе, зачем изучать химию.
На мой взгляд, знания по предмету в школе дополнительного образования передаются для следующих целей: а) для прохождения ЕГЭ и дополнительных экзаменов, чтобы поступить в вуз; б) для того, чтобы пользоваться, то есть осознанно выбирать материалы для пользования в повседневном быту и не быть в заложниках у рекламы и недобросовестных СМИ; в) для того, чтобы иметь «химическое мышление» и получить в дальнейшем специальность; г) использоваться как материал для развития естественно-научного мировоззрения; д) использоваться для школьных и студенческих интеллектуальных олимпиад. Каждая из этих целей несет за собой разные стратегии преподавания, поскольку результат должен быть разным. В каждом из этих направлений будут свои, более мелкие задачи. Поэтому первоочередная проблема для обучающихся — понять, зачем им химия.