План-конспект урока в 6 классе по теме «Жостовские подносы» с использованием ЦОРЖ


План-конспект урока с использованием ЦОР
Тема: Искусство ЖостоваУчитель: Волкова Светлана Васильевна.
Место работы: МОУ «СОШ» с. Корткерос.
Должность: учитель изо и черчения
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6 класс.
Номер урока в теме: 1.
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с художественным промыслом «Жостовские подносы», с историей его развития , с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций, технологией изготовления.
Задачи: обучающие
Получить знания о композиции изображения букетов на подносе.
Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
Совершенствовать навыки работы кистью.
Развивать графические умения и навыки, связанные с приёмами народной цветочной росписи.
развивающие
Получить знания : история и техника росписи промысла Жостовской росписи.
Способствовать активизации интеллектуального потенциала учащихся.
Развитие творческих и умственных способностей личности.
воспитательные
Развитие интереса к предмету.
Воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку.
Воспитание любовь и интерес к родной культуре, к ее истории, к национальным традициям.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства,
уважительное отношение к труду народных мастеров.
Тип урока: урок изучения нового материала, практическое выполнение росписи цветов.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, ЦОР, выход в интернет, используемые на уроке, видеоролик «Цветочная поляна», слайдшоу «Жостово».
Материалы и принадлежности: кисть, гуашь, шаблоны цветов из черной бумаги, баночка с водой, тряпочка.
Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1. Подготовка учащихся к работе
Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.
Приветствуют учителя.
Подготовка к уроку. 1 мин.
2. Создание игровой ситуации.
1.Демонстрация видеоролика
«Цветочная поляна»
Приложение №1
Мотивация деятельности уч-ся.
Беседа с учащимися.
Слово учителя:
Ребята, сегодняшний урок мы начнем с видеоролика. Давайте его посмотрим.
Лунтику очень понравилась наша планета. И он попросил, помочь ему украсить Луну – серую скучную поверхность его планеты.
Учащиеся
смотрят видеоролик. 3мин.
3.
4.
5.
6. Актуализация знаний
Повторение: Проверяется знание народных промыслов:
Гжель, Хохлома,
Городец, Полхов-Майдан --умение отличать особенности росписи.
Определение темы и цели урока. Мотивация учащихся.
Изучение нового материала
Цель: (основная обучающая )Элементы исследовательской работы учащихся.
Используется картинка на интерактивной доске:
правильно соотнесите надпись с картинкой.
Приложение №2
На доске выводится слайд со стихотворением.
Приложение №3
Демонстрация видеоролика «Жостовские подносы»
Приложение №4
Использование интернетресур-
сов (или раздаточного материала)
Речь учащихся сопровождается демонстрацией изображений на экране.
Приложение №5.
Презентация-«Жостовские подносы»
Приложение №6. Слова учителя:
Люди издавна украшают мир вокруг себя сказочными цветами. Цветы около дома, цветы дома на подоконниках. А где еще издавна используется цветочный мотив, в каких предметах, предназначенных для украшения быта.
Давайте вспомним традиционные народные промыслы, где в росписи используются изображения цветов.
-К какой росписи относятся каждое изображение?
Учитель целенаправленно подводит учащихся к выводу, что самые красивые и реалистические цветы на жостовских подносах.
-Какая роспись самая красивая?
- Какие цветы мы нарисуем для Лунтика?

Учитель подводит к изучаемой теме.
СТИХОТВОРЕНИЕ
Россия издавна славится цветами.
Цветы на подносах – мастерами.
Попробуй и ты придумать узор,
Чтоб радовал он наш
Задумчивый взор
Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Он прост и выразителен. Соотношение больших и малых цветов найдено очень точно. А ритм цветовых пятен, основных линий буквально завораживает зрителя. Но главное сами цветы. Они похожи на настоящие и в то же время сказочные. Приглядитесь - они словно бы светятся изнутри.
Вы будете работать в группах.
1 группа: История развития промысла.
http://blogs.ruvr.ru/users/4132682/post191458529/
2 группа :где и как растут сказочные цвет
http://blog.kp.ua/users/dalsi2009/post191360061http://www.liveinternet.ru/users/tayaostrr/post146195117/3 группа :технология изготовления подносов
http://www.liveinternet.ru/users/tayaostrr/post146195117/4 группа :поэтапность пыполнения росписи.
http://www.larisa-trays.com/technology.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/natali_natali_natali/post142788787chrome://history/#p=1Этапы выполнения росписи:
Техника № 1 «Замалевка»
Разбелеными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.
«Замалеванные» подносы сушатся в печах несколько часов.
Техника №2 "Тенежка"
На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона
Техника № 3 "Прокладка"

Плотное корпусное письмо.
Формы букета уточняются,
высветляются с использова-
нием плотных мазков.
Техника № 4 Бликовка"

Наложение бликов выявляет
объем и свет, завершает лепку формы.
Техника № 5 "Чертежа"

Этот прием быстро и легко
Очерчивает лепестки и листья,
семена в чашечках цветов.
Техника № "Привязка"

Завершающее письмо тонкие травинки и усики объединяют
букет и связывают его с фоном
Техника № 7 "Орнамент"
Роспись золотой краской по
борту подноса.
-В народных промыс-лах.
Уч-ся рассматривают картинки на доске и называют виды народных промыслов
Уч-ся выполняют задание на интерактивной доске. (Перетаскивание)
-Гжель
-Хохлома
-Городец
-Полхов-Майдан
-Жостово (если не знают - назвать)
ЖостовскаяЖостовские.
Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока.

-
Темы подготовки и выступлений учащихся:
1.Историческая справка - когда и каким образом возник промысел «Жостовские подносы» ?2. Где и как цветут сказочные цветы - формы подносов и композиционные схемы
3 .Технология изготовления подносов.
4.Поэтапность выполнения росписи
Учащиеся смотрят и слушают. 2 мин.
20 мин.
7. Самостоятельная работа учащихся.
Практическое выполнение задания.
Учащимся раздаются готовые шаблончики цветов из черной бумаги.Самостоятельная работа. Начинать сразу кистью. Учитель контролирует подбор красок для цветов, которые должны гармонировать с фоном подноса. Чтобы росписи детских рисунков были красивы и выразительны, учитель следит за ритмом декоративных элементов в круге и последовательностью работы над цветочной росписью.
-индивидуальная работа с учащимися
-предупреждение ошибок
-педпоказ (индивидуально)
Предварительный просмотр детских работ, предварительный выбор детских работ для коллективной работы.
Повторение 6 этапов выполнения росписи.
Учащиеся выполняют на шаблончиках роспись цветка по черному фону.
10 мин.
8.
9.
10. «Собираем» букет на подносе
Подведение итогов. Кроссворд.
Приложение №7 Подходите, поспешите,
На подносы поглядите.
Поля России богаты цветами,
А люди России – умелыми руками.
На доске вывешивается силуэт «жостовского подноса» из черной бумаги, куда помещаются детские работы в виде «собранного букета» или «букета в раскидку».Учитель корректирует работу по выполнению композиции подноса.
Рефлексия.
Учитель - Где можно применить?
Учащиеся, которые выполнили работу, помещают свой рисунок на заготовку
Учащиеся отгадывают кроссворд.

ответы учащихся
3 мин
По готов- ности работ
2 мин.
11. Объяснение домашнего задания Объяснение домашнего задания. (2-3 на выбор)
Слово учителя:
-Для того чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание.

Принести Гуашь, кисти, 1 лист цветной бумаги.
Выполнить раскраску жостостовского подноса в альбоме-раскраске в Pоint
http://uchitelu.net/media?page=18 3. применение мотивов росписи в предметах быта.
Учащиеся записывают домашнее задание. 1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока
Адреса ссылок
http://www.liveinternet.ru/users/inna_talianskaya/post161745007/ история промысла
http://www.artrusse.ca/Russian/Jostovo_rus.htm все о жостовеchrome://history/#p=1 мастер класс роспись подноса
http://www.larisa-trays.com/technology.html поэтапность выполнения росписи
http://www.liveinternet.ru/users/natali_natali_natali/post142788787 поэтапность выполнения росписи
http://100dorog.ru/club/stories/33201/ жостовские подносы
http://www.liveinternet.ru/users/tayaostrr/post146195117/ история ,композиция росписи , названия . . цветов, фотографии
http://uchitelu.net/media?page=18 подносы раскраски