Преемственность начальной школы и средней школы.

Выступление на педсовете Билейчук О.П., учителя русского языка и литературы
по теме: «Организация работы по соблюдению принципа преемственности
«Разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу»».
Дадим характеристику такой формы организации обучения, как разновозрастное сотрудничество.
Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»). Разновозрастное учебное сотрудничество, где младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя детей 1–2 классов), может стать одной из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «младшего учителя» – посредника между взрослым и младшим школьником – в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью. Разновозрастное учебное сотрудничество подростков и младших школьников может стать средством профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях, а также способствовать формированию их учебной самостоятельности. Младший подросток может и должен на какое-то время стать учителем более маленьких ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции и позиции учащегося. Заметим, что, начавшись как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальную цель: научить кого-то чему-то.
Эта работа детей в позиции «учителя» выгодно отличается от их работы в позиции «ученика» в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Она создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления. Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию у маленьких «учителей» способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, пятиклассники начинают по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников (младших) в общую деятельность, осуществлять самостоятельный выбор учебного материала (заданий), пути его выполнения («какие задания могу выполнить хорошо?»). На данном этапе обучения необходимо стремиться к тому, чтобы контрольно-оценочные действия учителя по возможности производились исключительно по запросу учащихся, в том числе в момент предъявления учащимися своих результатов (достижений) в учении.
В нашей практике была апробирована данная форма обучения. Разновозрастное сотрудничество в основном возможно во внеклассной работе, при проведении различных праздников и классных часов, экскурсий и походов. Но эта работа возможна и в учебном процессе. Из опыта работы учителей географии и начального обучения установлено, что многие темы по предметам «Окружающий мир» во 2 классе и «География» в 6 классе совпадают. Решили попробовать предоставить возможность шестикласснику побывать в роли «младшего учителя» и убедились, что это действительно важный резерв мотивации, потому что при подготовке к уроку шестиклассник должен был познакомиться с дополнительной литературой, проявить творчество, организаторские способности, показать полное знание темы (отбор «младшего учителя» проходил очень строго).




Приложение 2
Разработка бинарного урока русского языка в 4 классе
Тема: Правописание глаголов с суффиксами -ся, -сь
Цели и задачи: расширять знания учащихся о глаголах, выявить особенности возвратной формы глаголов, познакомить с написанием глаголов с суффиксами -ся, -сь; продолжить развитие орфоэпического слуха школьников, памяти, наблюдательности и практических навыков логического мышления и внимания; формировать навык самоконтроля и самооценки; воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: схемы-опоры «Окончание», «Суффикс», «Суффикс -ся», «Суффикс -сь».
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Звучит аудиозапись пьесы «Март» из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я начала свой урок с фрагмента произведения П. И. Чайковского «Март» из цикла «Времена года». У нас с вами сегодня необычный урок, так как помогать мне будет учитель русского языка.

· Ц е л е в а я у с т а н о в к а.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом, вспомним, что известно о нем, узнаем новое об этой части речи. Зачем же нам необходимы знания о глаголе?
Ученик. Глагол занимает 2-е место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни.
Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой, образной.
Учитель. Запишите: дата; классная работа.
II. Повторение.

· Ч и с т о п и с а н и е (5 минут).
– Продолжить закономерность до конца строчки:
ся сь ся ся сь ________________________________________
Учитель. Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь.
Лед на реках начинает трескаться и ломаться.
Ученик. Ранняя весна (объясняет свое предположение).
Учитель. Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показ репродукций). Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему? Мы еще поработаем с этой репродукцией на уроке развития речи.
Спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?
Ученик. Однородные сказуемые, выраженные глаголом.

· К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а.
(2–3 ученика выполняют индивидуальное задание по карточкам в тетради, 2–3 школьника – на доске, а остальные учащиеся работают с учителем.)

· С л о в а р н а я р а б о т а (2 минуты).
– Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме:
б..седа –
д..верие –
из..бр..жение –
к..мандир –
з..бота –

· И г р а «Б л и ц о п р о с» (2 минуты).
Учитель. Сейчас проверим, насколько хорошо вы помните признаки глаголов и умеете приводить примеры.
– Что такое глагол? (Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Например)
– Какие постоянные признаки есть у глаголов? (Вид: совершенный или несовершенный, например; спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и числам.)
– Назовите непостоянные признаки глагола. (Число, время, лицо, род.)
– Каким членом предложения является обычно глагол? (Сказуемым.)
– Что вы знаете о глаголах неопределенной формы? (У глагола неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос: что делать?)
Учитель. Посмотрите еще раз на глаголы, которые мы записали во время минутки чистописания. Что вы можете сказать об этих глаголах? (Вопрос-помощник.) Задайте вопрос к этим глаголам.
Ученик. Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос что делать и имеют суффикс -ть.
Учитель. На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы? (-ти, -чь, например идти, течь.)
П р о в е р к а и н д и в и д у а л ь н о й р а б о т ы
Учитель. У ребят, которые работали со словарными словами, было задание: образовать глаголы в неопределенной форме. Давайте проверим, как они справились с ним. Назовите получившиеся глаголы, докажите, что они употреблены в неопределенной форме. (Отвечают на вопрос «что делать»? Имеют суффикс -ть.)
– Найдите в предложении глаголы с суффиксом -ть и выделите их.
– Какое слово получилось лишнее в индивидуальной работе? Что интересного заметили?
– Что интересного заметили в глаголах? (Глаголы в данном предложении имеют буквосочетания -ся.)
Учитель. Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня рассматривать? (Глаголы, оканчивающиеся на -ся, -сь.)
На доске открывается запись темы урока: «Глаголы с -ся, -сь».
Учитель. Ребята, прочитайте тему урока. Какое слово не открылось? Какой вопрос у вас возникает?
Ученик. Что такое -ся?

· Р е ш е н и е п р о б л е м ы.
Учитель. Продолжим исследование глагола как части речи. Сравните глаголы, написанные на доске.
Согревать, согреваться, удивлять, удивляться, радовать, радоваться.
– На какие две группы можно разделить слова?
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Прочитайте слова первой группы еще раз. Что вы можете о них сказать? (Все глаголы неопределенной формы.)
– Как вы определили? (По вопросу и по суффиксу -ть.)
– Прочитайте слова второй группы. Посмотрите, что изменилось? (Появилось -ся.)
– Как вы думаете, какой морфемой является -ся в глаголе? (Суффиксом, окончанием.)
– Чем интересен -ся? Послушайте небольшой рассказ из истории образования -ся.
Ученик готовит рассказ из истории русского языка (2 минуты).
Раньше -ся был самостоятельным словом – местоимением, писался отдельно. Обозначал «сам», «себя». Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах: согревать себя –согреваться. Если к глаголу добавить -ся, то он изменит значение: действие возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.
Учитель. Давайте попробуем побывать в роли ученых и выясним, что же такое -ся – окончание или суффикс.
Работа со схемами-опорами (3 минуты).
Что такое окончание?
Что такое суффикс?

Изменяемая часть слова.
Образует форму слова.
Служит для связи слов в предложении
Значимая часть слова, которая находится после корня.
Служит для образования новых слов, изменяет значение слова

– Какой же следует вывод? Мы доказали, что -ся – это суффикс.
(Открывается слово «суффикс» в теме урока.)
Учитель. Почему нам с вами ближе определение, что -ся является суффиксом? (Потому что в современном русском языке уже не существует местоимения «ся».)
Учитель. Прочитайте правило на с. 77 учебника. Подумайте, совпадет ли наше определение -ся с определением автора учебника.
Дети читают правило.
Учитель. Как вы считаете, совпало ли наше определение -ся с определением автора учебника?
Суффиксы -ся и -сь называются суффиксами возвратного значения.
(Вывешивается картинка «Глагол возвращается». Музыкальная пауза: звучит пьеса П. И. Чайковского «Апрель».)
Учитель. Давайте немного отдохнем, помечтаем. Какую вы себе представили картину, слушая это произведение?
III. Первичное закрепление. Постановка проблемного вопроса.
Учитель. Продолжим наши исследования. Выполните упражнение 344 (7 минут).
З а д а н и е. Выписать глаголы в два столбика по суффиксам, выделить суффиксы: 1-й вариант – из слов 1-го абзаца; 2-й вариант – 2-го абзаца.
– Что интересного заметили? (Вопрос-помощник.)
– Что стоит перед согласным?
В ы в о д: если перед суффиксом слышится согласный звук – то пишем -ся, а если гласный, то -сь.
Учитель. Оцените свою работу.
IV. Дифференцированная самостоятельная работа (5 минут).
Учитель. Молодцы! Для выполнения следующего задания вы должны решить, что вы будете делать.

· Если вы уверены в себе и своих знаниях, то составьте и запишите небольшой текст на тему «Весна», используя глаголы второй группы, репродукции и услышанное музыкальное произведение.

· Если сомневаетесь в себе, выполните задание пункта 2 данного упражнения, но прежде вспомните, что такое нераспространенное предложение.

· Остальные могут продолжить выполнять упражнение, записывая слова 3-го абзаца.
П р о в е р к а выполнения заданий по группам:
3-я группа: проверка по образцу на доске.
2-я группа: зачитать нераспространенные предложения.
1-я группа: прочитать получившийся текст.
V. Итог урока.
Учитель. Какое открытие мы с вами сегодня сделали? (Познакомились с глаголами с суффиксами -ся, -сь, определили, в каких случаях пишется -ся, а в каких -сь, узнали, что такие глаголы называются глаголами возвратного значения.)
– Как бы вы сегодня оценили свою работу? Обратите ваше внимание на оценивание своей работы в течение урока.
– Давайте продолжать удивляться капризам природы, радоваться приходу весны, согревать друг друга своими улыбками. Мне нравится работать с вами. Я надеюсь, что в 5 классе вы узнаете о глаголах возвратного значения еще много нового, интересного и удивительного.
Домашнее задание: упр. 345, пункты 1–2.
















Приложение 3
Игровая адаптация (задания и игры для организации активного взаимодействия)
1-й этап адаптации.
И г р а - з н а к о м с т в о «Б р о у н о в с к о е д в и ж е н и е».
И н с т р у к ц и я. Пусть каждый решит, какое у него любимое время года (любимое блюдо, любимая сказка и т. д.). Надо найти себе попутчика. Ходите по классу и повторяйте, называя свое любимое время года: «Я люблю». Если встретите человека, который называет то же, что и вы, возьмитесь за руки и ходите вместе, ища себе новых попутчиков.
После того как дети нашли себе единомышленников, они садятся по группам. Каждая группа придумывает себе название и символ, затем рисует их на листе бумаги. Рисунок называется «Наша группа». Группа может представить классу свой состав.
После представления детей и рисунков происходит обсуждение ситуации выполнения задания. В ходе обсуждения нужно ответить на в о п - р о с ы:

· Что мешало в работе?

· Что помогало?

· Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?
И г р а «К о н с т р у и р о в а н и е».
У каждой группы на столе пакет с набором деталей одежды: для платья и комбинезона. По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются. Ни в одном конверте нет достаточного набора деталей для сборки. Однако в сумме во всех конвертах есть все необходимые детали. Но это заранее не оговаривается. На доске представлены черно-белые модели одежды.
И н с т р у к ц и я. Мы – портные в ателье; закройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам детали, чтобы сшить их вместе. Приступайте к работе, но следите, чтобы ни одна деталь не потерялась, иначе какое-то платье окажется без рукава, а какой-нибудь комбинезон – без штанин. Кто будет готов и соединит все детали одежды – сообщите об этом учителю.
Если в группах возникают вопросы о цветовом несоответствии деталей, то учитель предлагает обсудить создавшуюся ситуацию:

· Что делать с этими деталями?

· Как поступать дальше?

· Что нужно делать, чтобы собрать модели? И т. д.
Необходимо подвести детей к решению о взаимном обмене нужными деталями между группами. После игры проводится обсуждение возникших в ее ходе ситуаций.
И г р а «Угадай, что это» (работа всего класса в одном кругу).
Ведущий из числа учащихся выходит с учителем и получает задание – представить по своему выбору какой-либо предмет без слов, с помощью пантомимы. С классом договариваемся, к какой теме относится изображаемый предмет: животные, птицы, мебель и т. д. Ведущий перед классом представляет заданный ему предмет. Дети должны угадать этот предмет.
Ц е л ь и г р ы: развитие внимания, взаимопонимания, воображения, умения принимать чужое мнение и корректировать свои действия для лучшего понимания их другими людьми.
И н с т р у к ц и я. Ведущий показывает какой-нибудь предмет, участники пытаются угадать, что это.
Учитель (ведущему). Придумай какой-нибудь предмет, изобрази его и продемонстрируй ребятам.
Тот, кто угадает, становится ведущим. Игра завершается обсуждением. Эту игру можно проводить, разбившись на команды, когда в пантомиме принимает участие вся команда, или по желанию, когда кто-то индивидуально показывает пантомиму.
И г р а «М о р г а л к и».
Класс делится на пары: мальчик и девочка. Пары образуют два круга: внутренний и внешний, становятся в затылок друг другу, лицом в центр круга. Тот, кому подмигнул ведущий, должен выбежать в центр круга, а стоящий за ним – успеть удержать его. Тот, кому удалось вбежать в круг, становится ведущим, а ведущий занимает его место. Через некоторое время пары меняются местами. Игра заканчивается, когда интерес достигает апогея.
Домашнее задание по итогам первого этапа адаптации: описать свое самое яркое впечатление от того, что делали в классе: это может быть сочинение, стихотворение, рисунок или что-то еще. На следующем занятии обсуждаются эти работы.
2-й этап адаптации.
И г р а «Д о б р о е с л о в о».
Учитель. Давайте поприветствуем друг друга, скажем теплые слова.
По кругу начать может учитель: «Здравствуй, Вова. Очень приятно снова видеть тебя» и т. д. (10–15 минут.)
Обсуждение домашнего задания. Ни словом, ни жестом не надо осуждать «забывших» выполнить домашнее задание.
Д е м о н с т р а ц и я м о д ы.
Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание.
И н с т р у к ц и я. Вы учились в начальной школе, сейчас перешли в среднее звено школы. Давайте придумаем модели одежды для учеников начальной школы и для учеников среднего звена.
Группы выбирают ту модель, над которой они будут работать. Проходит показ моделей с комментариями, затем проводится обсуждение, в ходе которого ребята должны ответить на в о п р о с ы:

· Что общего в созданных моделях?

· В чем их отличие?
С о з д а н и е о б р а з а «Портрет настоящего школьника».
И н с т р у к ц и я. Возьмите, пожалуйста, листочки и назовите (напишите) как можно больше качеств настоящего школьника. Пишите сразу то, что приходит вам в голову. Через 3 минуты вы объединитесь в пары и соедините ваши представления о настоящем школьнике, договариваясь об общих смыслах. Затем пары объединяются в «четверки» и, наконец, «четверки» объ-единяются в «восьмерки», «шестерки», где портрет настоящего школьника приобретает все более зримые очертания.
Далее каждая группа выбирает своего спикера, который и представляет полученный в группе результат всему классу (все варианты записываются на доске). Затем группе задаются вопросы на пояснение смысла сказанного и написанного. По ходу обсуждения снимаются все спорные моменты и выясняются нюансы.
Цель данного действа: увидеть наиболее значимые смыслы и понятия в образе настоящего школьника и одновременно познакомиться с многообразием взглядов, мнений ребят.
О б щ и й р и с у н о к.
Предварительно каждый ребенок выбирает 1–2 цветных карандаша, мелка и т. д.
И н с т р у к ц и я. Перед вами – лист ватмана, на котором в течение 5–7 минут вам предлагается нарисовать портрет настоящего школьника так, чтобы в нем были отражены все основные смыслы, о которых мы сегодня говорили. Все рисуют одновременно, создавая общий образ.
Обсуждение организуется следующим образом: каждый ребенок, по очереди передавая друг другу «волшебный» карандаш-микрофон, рассказывает всем, что для него важно отразить в рисунке. Ребятам предлагается дать название рисунку.
И г р а н а в з а и м о п о н и м а н и е «Разговор через стекло».
И н с т р у к ц и я. Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а второй – стоит на перроне. Между вами – закрытое окно. Вы пытаетесь передать друг другу важную информацию... Остальные наблюдают и стараются понять, о чем вы говорите, понимаете ли вы друг друга. С парой, которая будет «разговаривать», можно договориться о том, кто будет получатель информации, а кто – «передатчик». Предупредите, чтобы информация не была длинной.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я:
а) выяснить, что поняли «наблюдатели»;
б) выяснить у «работающей» пары: что понял получатель информации и что передавал информатор;
в) выяснить у группы:
– то помогало лучшему пониманию партнера?
– что мешало?
– что нужно делать, чтобы тебя лучше понимали?
И г р а «П у т а н и ц а».
Двое ведущих выходят из помещения. Оставшиеся, взявшись за руки, образуют круг и перепутываются, не выпуская рук друг друга. Ведущие возвращаются и пытаются распутать «путаницу».
Домашнее задание по итогам второго этапа адаптации: нарисовать рисунок «Наш класс»; дать как можно больше ответов на вопрос: какой я в классе?
По итогам адаптационного процесса готовится альбом класса с результатами домашних заданий.
3-й этап адаптации.
И г р а «С к у л ь п т у р а к л а с с а».
Класс делится на четыре группы – по временам года, кто из детей когда родился. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем группам предлагается:

· подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе;

· каждому прикрепить свою визитку к одежде;

· подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в вашей группе);

· каждой группе найти что-то общее, объединяющее всех в этой группе (любимые занятия, пристрастия, личностные качества, еще что-то);

· подготовить представление своего времени года и представить его всему классу.
И г р а «П е р е п у т а н и ц а».
Все встают в круг как можно ближе друг к другу и правой рукой берут любую руку стоящего напротив. Все повторяют то же самое левой рукой. Получается путаница. А затем, не разнимая рук, пытаются распутаться.
Если проходит много времени, а распутаться не удается, интерес к игре пропадает и игру необходимо прекратить.
Д и а л о г с п о м о щ ь ю м я ч а.
Все садятся в круг, у ведущего – небольшой мячик. Ведущий, кидая мяч любому, задает какой-нибудь вопрос.
Например:
– Если бы тебе удалось поймать золотую рыбку, то какие три желания ты бы ей загадал?
– Какие три самые необходимые вещи ты возьмешь на необитаемый остров?
– У тебя есть сапоги-скороходы, куда бы ты хотел попасть?
Тот, кто получает мячик, отвечает на заданный вопрос, задает свой, а потом бросает мячик дальше.
С а м о и с с л е д о в а н и е «Каждый в своем уголке».
Каждый ученик берет два листа бумаги, два карандаша (ручки, фломастеры) и находит уединенное место для работы. Действуют следующие договоренности:
– работы можно не подписывать;
– по желанию работы будут возвращены;
– работы будут обобщены и проанализированы.
И н с т р у к ц и я.
– На первом листе бумаги нарисуйте 5–6 или более геометрических или абстрактных фигур. На втором листе бумаги записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также слова, характеризующие ваше настроение при работе. Этот лист останется у вас.
– На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее:
1) Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: «Я хочу, чтобы период моего обучения в школе...» Ответов может быть много, но начало предложения одно.
2) Пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные – цифрами 2, 3, 4 и т. д.
3) По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: «Это возможно, если...»
4) Ярче выделите те фигуры, где все зависит лично от вас.
5) От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос: кто или что может мне в этом помочь?
И г р а «У г а д а й - к а».
Класс произвольно делится на команды по 5 человек. Каждая команда тянет листочек с заданием.
Требуется изобразить один из предметов:

· учебник;

· контрольную работу;

· дневник в конце учебного года;

· классный журнал;

· конспект;

· шпаргалку.
Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются отгадать его.