Преемственность начальной школы и средней школы


Психологические особенности пятиклассников
Переход в пятый класс всегда связан с периодом адаптации ребенка к новым условиям. Внешне это может проявляется в ухудшении результатов учебной деятельности, изменении учебной мотивации. Часто дети в начале пятого класса становятся нервными, раздражительными, начинают быстрее уставать. Основные причины, вызывающие сложности в адаптации следующие:
Изменение условий обучения.
Сюда относится множество новых предметов, классов, зачастую множество новых ребят в классе. С различными учителями необходимо строить различные отношения.
Изменение требований.
Данный пункт касается новых требований и личности новых учителей. Так, если в младших классах ребенок уже знает особенности требований и оценивания учителем, то в пятом классе он сталкивается с множественностью оценок и требований. В этот период ученику бывает сложно ответить себе на вопрос “Хороший ли я ученик?”.
Отсутствие контроля.
Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Зная все особенности ребенка, учитель помогал ему контролировать учебный процесс. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Дети сталкиваются с отношением, что есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника оказывается достаточно большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников зачастую учителя просто не в состоянии. Поэтому у ребенка может создаваться впечатление, что он никому из учителей не нужен, что невыполненное задание может пройти незамеченным, а старательность остаться без похвалы. С другой стороны - появляется некоторая "безнадзорность" со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере досуг после уроков. Это может вызывать у детей капризы, или же “опьянение” свободой передвижения.    
Пробелы в знаниях. 
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала, то в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Сюда накладывается не полная стыковка программ младшей и средней школы, и большая их дифференциация
Только внимательное отношение к каждой из перечисленных причин поможет ребенку легче пройти период адаптации к пятому классу и грамотная подготовка учителя начального класса.