Статья Заметки к актуальным проблемам образования


Статья «Заметки к актуальным проблемам образования»
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана говорится: «Важный вопрос нашей стратегии достойное обеспечение жизни самых незащищенных членов общества - это дети, их матери и старшее поколение. Государство не будет жалеть средств на решение этих вопросов». Современный мир стремительно меняется. Если совсем недавно мы еще удивлялись компьютерным технологиям, то сейчас будущее уже за робототехникой. Прогресс не стоит на месте. Порой кажется, что за мировыми технологиями не угнаться, но если последствия технической революции облегчают нам жизнь, то также и предъявляют определённые требования к современному человеку. Чтобы удовлетворить эти требования, необходимо задуматься о качестве сегодняшнего образования и необходимости его реформирования.
В нашей стране в течение последних лет государственными структурами успешно разрабатываются нормативно-правовые документы, акты, Государственный стандарт среднего и высшего образования, «Концепция непрерывного педагогического образования Республики Казахстан», «Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан» (2004), учебные планы и программы по педагогическим дисциплинам, выпущены учебники педагогики, другие учебные пособия. Большая часть педагогов прошла курсы обновленного содержания обучения, учителя используют в своей деятельности все более современные технологии обучения, одним словом, идут в ногу с веяниями времени. Как видим в Республике Казахстан социальные, экономические, политические, правовые реформы проведены в значительной мере, и, тем не менее, несмотря на все инновации, законорегулирующие и направляющие вектор образования на развитие, все же проблемы в сфере образования, на мой взгляд, существуют, отсюда возникла необходимость проведения дополнительных реформ в этой жизненно важной сфере.
На мой взгляд, каждый педагог желает проводить занятия в хорошо оснащенном с материально-технической стороны кабинете, где все способствует достижению цели и трудоспособности учащихся. Поэтому рассмотрение вопроса о материально-технической базе школ является одной из актуальных проблем образования в современном веке. Многие малокомплектные сельские школы лишены выхода в широкий интернет, что уже оставляет их на несколько существенных позиций позади. В сельских школах из-за недостатка квалифицированных кадров, качество образования ниже, чем в городских школах. Сегодня сфера образования такой же предмет предпринимательской деятельности, как бизнес и торговля. Дети обеспеченных родителей обучаются в элитных школах, где отбор преподавателей достаточно жесткий.
Не секрет, что зачастую учителям приходится преподавать в кабинете, далеко не предназначенном данному направлению обучения. Уроки истории- в кабинете математики, литературы- в кабинете физики, так как загруженность школы не позволяет все уроки проводить в предназначенных для этого местах. Уроки самопознания, проводимые, где придется, только не в созданном специально для этого, оснащенном по всем требованиям, месте. Что, естественно, не нацеливает учеников к все более предметной расположенности. Эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков.
Учителя-предметники, которые уже не первый год сталкиваются с проблемой новых, вновь изданных учебников, не успевают удивляться тому, как программа по предмету не всегда соответствует изложенному в учебнике, а иногда и вовсе не соответствует. Из-за отсутствия опыта создания учебников, школы авторов, финансового механизма обеспечения полноценной экспертизы и институциональной поддержки качество учебников вызывает нарекания педагогической общественности. Не каждая школа республики имеет предметные кабинеты: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов. Загруженность учебного расписания приводит к тому, что на одном уроке физической культуры могут заниматься совершенно разные группы учащихся, где преподавание ведут и разные педагоги.
Что касается материально-технической базы, я придерживаюсь такой точки зрения, что все школы Казахстана, да и вузы, независимо от формы собственности, нуждаются в поддержке со стороны государства. Ведь наше государство в состоянии оказать материальную помощь для работы, успешно прошедших государственную аттестацию, вносимых свой вклад в процесс воспитания и обучения подрастающего поколения изо дня в день?!
В последние годы не все выпускники педагогического направления заканчивают вуз с хорошими достижениями, что является свидетельством низкой эффективности существующей системы подготовки кадров. И, тем не менее, в системе высшего образовании заложены основы для перехода системы подготовки кадров на общепринятую в мире бакалаврско-магистерскую модель, активизировались научные исследования, используемые в обучении, возросла академическая мобильность. Вместе с тем, снижение требований отдельных вузов и их многочисленных филиалов к уровню подготовки абитуриентов и студентов при недостаточном интеллектуальном кадровом, материально-техническом потенциале высшей школы и приводит к снижению качества подготовки специалистов. Имеется дефицит кадров по ряду направлений (естественно-математический цикл, филология, иностранные языки), что связано с падением престижа учительской профессии. Если раньше школа являлась храмом науки, то сейчас школы похожи на учреждения сфер услуг. Чтобы понять бесполезность разрозненных усилий, необходимо школьные проблемы свести в единую систему, обозначив их взаимосвязи и усиливающие контуры обратной связи. Для этого придется последовательно реконструировать схему, что и происходит сейчас. В ее основе лежит объективная реальность далекого прошлого, когда единственным носителем опыта и знаний был человек. Отец в семействе, обучавший сына, или мастер в цехе, обучавший подмастерье, обладал всеми необходимыми знаниями и навыками и один мог передать их ребенку через обучение, так как мог предоставить живую обратную связь и вообще знал, как эти знания применять. Инновации в системе образования нацелены как раз на эту обратную связь, на рефлексию с продолжением в жизнь.
Так какого же учителя, способного преодолевать актуальные проблемы образования и науки в 21 веке, ждем все мы? На мой взгляд, это должен быть, во-первых, человек эрудированный и образованный, знающий свой предмет; во-вторых, учитель должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен; в-третьих, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешному усвоению и применению знаний в практическую деятельность. В-четвертых, учитель – это всегда ученик: не учитель экзаменует учеников, а ученики Учителя, причем каждый день, каждую минуту, и соответствовать этому званию далеко не просто, соответствовать необходимо всю жизнь. В-пятых, каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство. И наконец, и это самое главное, каждый учитель должен быть – ЧЕЛОВЕКОМ.
Хочется отметить, что местные органы управления образованием делают все необходимое для создания условий воспитания подрастающего поколения. В своей работе основываются на принципах уважения прав и свобод граждан согласно Конституции Республики Казахстан.Местные органы управления образованием своевременно и чутко реагируют на правовые реформы законодательства в области обучения и воспитания молодого поколения. Оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими обязанностей по воспитанию детей.
Преемственность времен и поколений в очередной раз доказывает, что качественное образование - это то образование, которое гарантировано государством и доступно всем социальным слоям общества. Как человека, родившегося и получившего образование в Казахстане, меня волнует проблема влияния на то, когда моя страна вольется в число лидирующих стран мира. Волнуют вопросы подготовки детей к 21 веку. Что будет важно для современного выпускника школы завтра, что необходимо изменить в самом себе? Искать ответы на эти вопросы предстоит нам, педагогам!