Краткосрочный план урока физики в 10 классе по теме Последовательное и параллельное соединение проводников

Краткосрочный план урока физики №71 в 10 классе Дата:
Тема занятия:
Последовательное и параллельное соединения проводников в электрической цепи

Ссылка:
Учебная программа, календарно-тематический план

Общие цели:
Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников; научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соедини проводников.
Продолжить развитие памяти, творческих способностей; развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения.
Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость; воспитывать культуру общения при работе в группах.

Критерии успеха:
Учащиеся умеют установить причинно следственные связи
Умеют оценивать свои работы.
Умеют вести беседу и анализировать свои действия.

Основные идеи, отработанные на занятии
Вовлечение учащихся в групповую работу. Учащиеся демонстрируют умения преподносить свою работу. Дают оценку своим действиям.

Ресурсы:
Компьютер, проектор, экран, .презентация, , индивидуальные карточки со схемами соединения проводников, источник тока, элетрические лампы, соединительные провода

Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Организационный момент
(2 мин)
 Приветствие. Создание благоприятного климата. Разминка. Формирование групп. Раздаются оценочные листы.
Концентрация внимания на учебной деятельности
Учащиеся знакомятся с требованиями к уроку. Делятся на 4 группы.

Актуализация знаний
(5мин)
Мозговой штурм
(Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации)
Что называется сопротивлением?
В чём причина сопротивления?
От каких параметров зависит сопротивление проводника?
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
По графику сравните электрическое сопротивление проводников.

Отвечают на блиц-опрос.


Побуждение
(3 мин)
На прошлых уроках мы вспомнили и изучили характеристики электрического тока - силу тока и напряжение и характеристику проводника – электрическое сопротивление, а также закон Ома для участка цепи, формула которого устанавливает связь между этими характеристиками.  Сегодня необходимо вспомнить виды соединения проводников, выявить закономерности протекания тока в цепях с различными видами соединения.  Для чего всё это нам нужно? В первую очередь для того чтобы правильно рассчитывать Эл.цепи, знать какие приборы мы можем включить чтобы они работали на полную мощность, чтобы давали большую полезную работу. 






Ученики совместно с учителем определяю тему урока, формулируют цели и критерии успеха.

Реализация
(15 мин)
Обсуждается последовательное соединение проводников.
Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников?

Обсуждается параллельное соединение проводников.
Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.
Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.
Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?
Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников?



.
Пример последовательного соединения: гирлянда.
Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Учащиеся делают выводы:
сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.
R = nR1







Учащиеся делают выводы:
cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2
С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .
R =
Выделяют преимущества и недостатки соединений Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.


Работа в группах (10 мин)
Стратегия «Концептуальная таблица»
На слайде появляется таблица,
Последовательное и параллельное соединения проводников:
Критерии
Последовательное
соединение
Параллельное
соединение


Схема



Сила тока



Напряжение



Сопротивление



Примеры



Преимущества



Недостатки



Выводы





Учащиеся переносят таблицу в тетрадь. Заполняют самостоятельно по заранее выработанным критериям.

Закрепление
Решение задач
Задача № 1.
a) U = 20B,R=10Om,I-?
б) I=10A,R = 5Om, R-?
в) I = 5A,U=15B,R-?
Задача №2.В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

Задача №3
13EMBED PowerPoint.Slide.12141513EMBED PowerPoint.Slide.121415

Для начала решают устную задачу на запоминание закона Ома
Ответ: а) I = 2А; б) U= 50 Ом; в) R = 3 Ом.



Используя законы последовательного соединения получают ответ 1005 Ом












Решение проверяется учащимися по слайду

Рефлексия
(3 мин)
Выставление оценок и их комментирование.
Выделяет для изучения и отработки дома тот материал, который разбирался на уроке, определяет известные приемы работы учащихся, которыми они будут пользоваться, выделяет объем работы, обязательный для каждого учащегося.
Стратегия «Незаконченное предложение».


Ученики дописывают продолжение предложений «На уроке я открыл(а) для себя..», «Данный урок позволил мне», «Такой урок интересен тем, что

Домашнее задание
(2 мин)

13EMBED PowerPoint.Slide.121415















Рисунок 1Рисунок 10Рисунок 16Рисунок 1Root Entry