Авторская программа Государственная символика России


Государственная символика России
Программа элективного учебного курса для
10 класса
Пояснительная записка
Актуальность и содержательная новизна курса. Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета - главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Имеет свои государственные символы и Россия. На рубеже третьего тысячелетия большой интерес вызывает история государственной символики России. Это обусловлено как общими причинами, связанными с все более заметной ролью нашего государства в общемировом цивилизационном процессе, так и с давним интересом многих народов к истории и традициям Российского государства.
Символы государства - это свидетельство его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Эти символы несут на себе огромную идеологическую, правовую, социально-политическую нагрузку. Любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам.
Укрепление государственности современной России опирается на историческую традицию. Ее современные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства. 25 декабря 2006 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три федеральных конституционных закона: « О государственном флаге российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации», «О государственном гимне Российской Федерации». В них официально закреплена российская государственная символика. К российской государственной символике относятся и многие другие знаки, в том числе награды, а также городские гербы. Последние возникли в России в ХVIII-XIX вв. под эгидой верховной власти и утверждались законодательно. Их описание вносилось в Полное собрание законов Российской империи, таким образом, городской герб становился государственным законом.
В настоящее время городские символы активно возрождаются. Многие города используют гербы, появившиеся еще в царской России, другие- составляют их в специально созданных городских, областных, республиканских геральдических комиссиях. Все городские гербы включаются в особый Регистр, существующий в Государственной геральдической службе при Президенте Российской Федерации, что придает им государственный статус.
Отсчет российской наградной системы ведется со времени учреждения первого российского ордена- Святого апостола Андрея Первозванного, хотя и ранее существовали награды в виде, например, « деньги золотой».
По Конституции Российской Федерации государственные награды находятся в федеральном ведении; Президент Российской Федерации награждает государственными наградами, присваивает почетные звания.
Утвержденная Правительством Российской Федерации концепция модернизации российского образования ( до 2010 года ) определила важнейшие задачи воспитания школьников. В их числе сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формирование у них понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности ( гражданской позиции, толерантности, патриотизма )- письмо Минобразования Российской Федерации № 13-51-28/13 от 02.04.2002г. « О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Предлагаемый элективный курс охватывает хронологический период с начала эпохи Нового времени ( определяемой в школьных учебниках с конца XV века ) и вплоть до конца ХХ века. Элективный курс рассчитан на 17 часов и состоит из четырех тем:
Тема 1.История российской государственной символики- систематизирует материал, представляющий историческую ретроспективу российской государственной символики. Возникновение государственных символов России тесно переплетено с социальной и политической историей нашего государства.
Тема 2.Современная российская символика- представляет историческую ретроспективу от конца Российской империи к СССР государственных символов в соответствии с сегодняшними научными представлениями о каждом из них.
В теме 3 История Российских наград освещается возникновение и судьбы российских наград, начиная с XV века и до конца империи. История российских наград неразрывно связана с историей Российского государства.
Рождение демократической России повлекло за собой создание новой системы наград, в которой отразились человеческие, духовные и политические ценности свободного общества, обновленное понимание патриотизма и высокого достоинства гражданина. В основу современной наградной системы положен принцип преемственности с наградной традицией Российского государства, охватывающей несколько веков. Это проявилось, например, в возрождении ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного еще Петром I и ставшего высшим орденом новой России, ордена Святого Георгия, военных орденов. Наградная система Российской Федерации освещается в теме 3:Современные Российские награды.
Цель курса: на основе углубленного изучения государственной символики России активизировать гражданско-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением комплекса развивающих и воспитательных задач исторического образования в старшей школе.
Задачи курса:
Углубление знаний по символике России, полученных учащимися при изучении истории в рамках базового курса истории;
Развитие умений и способов деятельности, необходимых при углубленном изучении темы, в том числе умение работы с различными типами исторических источников;
Развитие способности определять собственную позицию по отношению к проблемам исторического прошлого;
Формирование патриотических чувств и гражданственности, как непременного условия социального и личностного становления школьника, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Место курса в образовательном процессе. Проблематика курса неразрывно связана содержанием программ средней школы по истории и обществознанию, расширяет и углубляет их содержание, наполняя фактологическим содержанием, теоретическими и обобщающими сведениями.
Элективный курс « Государственная символика России» имеет межпредметный характер и связан с содержанием курсов истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры, права, основ православной культуры. Он позволяет углубить и конкретизировать отдельные положения уроков или темы в целом. Например: « Российская культура ХХ века» (мировая художественная культура )- работы художников Чехонина, Мухиной и др., всеобщая история- информация о гербах союзных республик в данный момент превратившихся в самостоятельные государства.
Элективный курс попутно знакомит школьников с нумизматикой, сфрагистикой и другими вспомогательными историческими дисциплинами.
Материал курса можно использовать при проведении специальных уроков ( например « Урок гражданина», « Урок России»), которые могут проводиться на любой степени общения.
Элективный курс « Государственная символика России» углубит общие социологические и исторические знания, позволит учителю и в рамках обязательных курсов вести диалог с учащимися на широкой научно-теоретической и фактической базе.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Хорошо знать историю государственной символики России;
Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение по проблеме истории государственной символики;
Осуществлять поиск, систематизацию и комплексный анализ информации по тематике курса;
Уважительно относиться к символам государства, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Помнить о том, что посягательства на государственные символы во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу; влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством страны.
Использовать приобретенные знания и умения для:
- создания фактической и теоретической базы в понимании места России во всемирно-историческом процессе;
- осознания себя гражданином своего Отечества.
Содержание курса
Вводное занятие
1ч.
Россия: формирование государственности. Символы государства- свидетельство суверенитета.
Тема 1
История Российской Государственной символики
5ч.
Печать Ивана III Васильевича 1497г. Образ Святого Георгия на Руси. Двуглавый орел в Византии и Западной Европе. Печати Ивана IV Васильевича ( Грозного). Эволюция герба России в XVII веке. Российский герб в XVIII веке. Изменения в российской государственной геральдике, произошедшие в XIX веке. Стяги Древней Руси. Знамена XIV-XVI веков. Русские знамена XVII века. Петровские знамена. Знамена XVIII века. Государственные флаги России XIX-начала XX веков. История гимнов на Руси. Создание гимна Российской империи.
Тема 2
Современная Российская символика
4ч.
Герб России при Временном правительстве. Появление первой печати большевиков. История создания Серпа и Молота. Серп и Молот в работах С.В. Чехонина. Государственная печать с гербом РСФСР. Красная пятиконечная звезда. Герб Москвы- символ советского города. Герб РСФСР. Гербы республик. Герб СССР. Современный Российский герб. Армейские знамена 1917-1918гг. Флаг РСФСР. Знамя Победы. Знамя Новой России. Гимн Новой России.
Тема 3
История Российских наград
3ч.
Царское жалование. Как был задуман первый орден. Судьба высшего ордена. Медали для солдат. Кавалерственные дамы. « Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия». Награды для нижних чинов. Орден Святого Владимира. Кульмский крест. Чужие ордена. Последняя награда империи.
Тема 4
Современные Российские награды
3ч.
Медаль « Золотая звезда». Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Орден Святого Георгия. Орден « За заслуги перед Отечеством». Медаль ордена « За заслуги перед Отечеством». Ордена Великой Отечественной войны. Орден Жукова и памятная медаль Жукова. Орден мужества, медаль « За отвагу», медаль « За спасение погибших», медаль « Защитнику свободной России». Орден « За военные заслуги».Ордена Почета и Дружбы. Медаль Пушкина. Медаль « За заслуги в проведении всероссийской переписи населения». Памятные медали. Знаки отличия « За безупречную службу», наградные знаки к почетным званиям Российской Федерации.
Итоговые занятия
1ч.
Урок гражданина
(обобщение и закрепление)
Основные понятия и термины:
Герб. Геральдика. Грамота. Кокарда. Корона. Легенда. Миф. Монарх. Ополченский (милиционный) крест. Положение о государственной награде. Символ. Статус. Статус ордена. Сфрагистика. Титул. Фалеристика. Эмблема.
Обучающие материалы по курсу.
Указ « О Дне государственного флага Российской Федерации».
Указ « О Знамени Победы».
Федеральный конституционный закон « О государственном флаге Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон « О государственном гербе Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон « О государственном гимне Российской Федерации».
И.В.Можейко. Н.А.Сивова. Н.А.Стболева.
Государственная символика России. М., 2003г.
Е.В.Пчелов. Государственные символы России. М., Русское слово, 2002г.
Рекомендуемая литература
1.Всеволодов И. Беседы о фалеристике-М, Наука, 1990
2.Дегтярев А.Е. История Российского флага- М, 2000
3.Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны-М, Русская книга, 1993
4. Дуров В.А. Русские награды XVIII начала XX – М, Просвещение, 1997
5.Крутов В.В., Крутова Л.В. Боже, царя храни…
История первого российского гимна- М, 1998
6.Павленко Н.И. Петр Великий- М, 1990
7.Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XXвв.-М., 1982
8.Соболева Н.А. Русские печати –М, 1992
9.Соболева Н.А. История герба Москвы- М, 2002
10.Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность- М, Гуманит,2002
11.Спасский И.Г. Ордена. Иностранные и русские ордена до 1917г.- СПб. Дорваль ТОО Бриз, 1963
12.Хентова С.М. Мелодии великого времени. Марсельеза, Интернационал-М, 1986
13.Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России- М, 1993
14.Можейко И.В. Мельник Г.К. Должностные знаки Российской империи- М, Хронос, 1993