Программа курса по выбору Занимательная математика для первого класса
ПРОГРАММА
курса по выбору
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
в первом классе
Пояснительная записка к программе курса по выбору
«Занимательная математика»
Настоящая программа курса по выбору «Занимательная математика» предназначена для учащихся 1 классов, по своему содержанию согласована с учебными программами основного школьного курса.
Данный курс отвечает запросам современного общества, так как помогает учащимся усваивать математические понятия на конкретном жизненном материале, что служит практике, рождается из жизненных потребностей, дает начало правильному пониманию связи между наукой и практикой.
Программа ориентирует учителя на расширение инструментария, используемого в процессе обучения математике. Они показывают наиболее рациональные подходы к разрешению стоящих перед учителем проблем при работе школьников над творческими заданиями.
Вся система заданий курса построена таким способом, чтобы наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения, учащиеся эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Компьютеризация окружающего мира приводит к переоценке важности многих умений и навыков. Особое значение приобретает, например, умение составлять план действий, умение находить разные варианты решения, умение подчиняться заданным правилам и алгоритмам, умение организовать поиск и на практике применять полученные знания.
Курсы по выбору помогают решить проблемы актуализации и индивидуализации обучения. Правильно организованная и проводимая работа дает возможность не заучивать приемы решения творческих заданий, а искать их. В процессе поиска формируется гибкость мышления , математическая зоркость. Программа курса рассчитана на 33 часа. Система оценивания: недифференцированная.
При выполнении программы курса по выбору используются различные формы работы с учащимися: урок, практическая работа, работа с учебной литературой, выполнение творческих заданий, учебные исследования, проектная деятельность.
Особое внимание обращено на практическую направленность и знакомство с рациональными приемами решения творческих заданий.
После изучения данного курса ученики должны:
1.Уметь составлять разные виды закономерностей, находить нарушение закономерностей .
2. Знать систему счисления, последовательность чисел от1 до 100, уметь записывать, читать, сравнивать эти числа.
3. Уметь находить объект операции, результат операции, операцию, обратную данной.
4. Знать правила порядка действий в выражениях , содержащих 4-5 действий (без скобок).Уметь в простейших случаях выполнять арифметические действия по программе.
5. Знать общепринятые единицы измерения: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, уметь устанавливать соотношения между ними.
6. Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также дляоценки их количественных и пространственных отношений.
7. Овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы).
8. Приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
9. Уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Цель программы курса по выбору:
Научить школьников самостоятельно находить пути решения предложенных творческих заданий в соответствии с программными требованиями, применяя простейшие общие подходы к решению различных задач.
Задачи:
точно и четко объяснять условие заданий, выделять вопрос, определять последовательность выполнения действий;
формировать умение самостоятельно составлять задачи, используя числовой и сюжетный материал из окружающей действительности
Ожидаемый результат:
четкая формулировка правил;
решение задач разными способами;
Диагностический инструментарий:
контрольная работа на определение уровня знаний;
составление тестовых заданий и их анализ;
мониторинг знаний и умений учащихся ;
анкетирование;
психологическое исследование (оценка уровня личностного роста учащегося)
творческие работы
Литература:
Н. Ленгдон, И.Снейп «С математикой в добрый путь»
Д.Альтхауз «Цвет, форма, количество»
З. Михайлова «Игровые занимательные задачи»
Н.Я. Виленкин, Л.Г, Петерсон «Математика» 1 класс
Календарно- тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Форма работы
1.
Введение. Инструктаж по ТБ.
1
урок
2.
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
1
творческие задания, работа по карточкам
3-4
Свойства фигур(цвет, форма, размер, назначение). Сравнение фигур.
2
работа в парах
5-6
Упражнения на нахождение закономерностей. "Цепочки".
2
творческие задания
7-8
Развитие графических навыков. "Бордюры"
2
практическая работа
9-10
Классификация и группировка предметов.
2
групповая
11-12
Преобразования "в уме". Развитие речи и мыслительных операций.
2
урок
13-14
Игры со "словами".
2
игра
15-16
Игра "Найди "лишний" предмет".
2
игра
17-18
Простейшие задачи на классификацию и поиск закономерностей
2
тестирование
19
Ритмичный счет
1
практическая работа
20-21
Работа по аналогии. Игра "Придумай сам""
2
работа по карточкам
22-23
Конструирование геометрических фигур из палочек. Игры с палочками (спичками).
2
игра
24-25
Распознавание геометрических форм в предметах окружающей обстановки. Рисование фигур.
2
практическая работа
26-27
Знакомство с геометрическими фигурами: параллелепипед, куб, пирамида.
2
практическая работа
28-29
Игры с числами. Математическая игра.
2
игра
30-31
Графические диктанты. Построение фигур по клеткам.
2
творческие задания
32
Головоломки
1
практическая работа
33
Обобщающее занятие "С математикой в добрый путь"
1
урок-игра
15