Рабочая программа элективного курса Государственная символика России
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г. Советск Советского района Кировской области Кировской области
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
______________________________
Протокол № 1 от « » августа 2014
Утверждаю:
___________________
А.Л. Иванов,
директор школы
Приказ № 89 от « » августа2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СИМВОЛИКА РОССИИ
Культурологическое направление
Автор: Холкина Людмила Валерьевна
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
2014 год
Герб и флаг страны отражают
историю народа, мечту создателя
и достоинство своих граждан.
М. Монтень
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа является авторской, имеет рецензию Русалевой Л.С., учителя высшей категории КОГОУ «Лицей» г.Советска, опубликована в журнале «Практика административной работы в школе» №3 за 2012 год (с. 55-59), составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.), письмо Министерства Образования РФ № 13-51-28/13 от 02.04.2002 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном процессе», инструктивное письмо Министерства Образования РФ № 13-51-08/13 от 15.01.2003 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Знаковой традицией современной России стало то, что учебный год принято начинать с урока посвящённого государственной символике страны. Формирование уважения к символам государства является важной составной частью становления активной гражданской позиции. Знакомство детей с символами своего государства – гербом, флагом, гимном – сегодня является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма.
История государственной российской символики неразрывно связана с историей России, её прошлым и настоящим. Необходимость и актуальность создания программы межпредметного элективного курса «Государственная символика России» связана с тем, что базовый школьный курс Отечественной истории, обществознания и права не способны в полной мере отразить этапы становления и развития государственной символики нашей страны.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 5 классов и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Элективный курс «Государственная символика России» может использоваться как самостоятельный курс, так же он ориентирован и на модульное использование в процессе преподавания комплекса гуманитарных дисциплин – истории, обществознания, краеведения, права, а так же факультативных курсов, расширяющих знание детей за пределы государственного стандарта образования, инвариантность содержания даёт возможность обучения разных групп школьников.
Цель элективного курса: создать условия для расширения кругозора детей по государственной символике России.
Задачи курса:
1. Изучить историю становления и развития государственных символов России: флага, герба, гимна; интегрировать полученные знания в курс истории, обществознания, краеведения, права.
2.Обучить основам работы с историческими документами, применяя ранее полученные знания.
3. Способствовать формированию таких качеств личности, как патриотизма, активной гражданской позиции, толерантности, социальной компетентности.
4.Помогать самореализации интеллектуальных, творческих, исследовательских, эстетических и др. способностей учащихся.
Основные методы и техники технологий по реализации задач курса: рассказ, беседа, наглядно-образный; заочные и очные экскурсии, частично-поисковый, исследовательский метод, проблемный, индуктивный и дедуктивный; интерактивные технологии, технология критического мышления, технология проектов, модульного обучения, КСО, ГСО, информационные технологии и др.
Документы для руководства по реализации курса:
1. Федеральный компонент государственного стандарта российского образования. Право. История. Обществознание.
2. Федеральные законы о государственной символике России.
1) Федеральный конституционный закон № 1 «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.01.2000
2) Федеральный конституционный закон № 2 «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.01.2000
3) Федеральный конституционный закон №3 «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25.01.2000
3. Письмо Министерства Образования РФ № 13-51-28/13 от 02.04.2002 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном процессе».
4. Инструктивное письмо Министерства Образования РФ № 13-51-08/13 от 15.01.2003 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Предполагаемые результаты и способы их оценки.
1. Знание основных этапов истории становления и развития государственных символов России: флага, герба, гимна; интеграция полученные знания в курс истории, обществознания, краеведения, права.
2. Умение анализировать исторические документы, связанные с символикой российского государства, давать им оценочные суждения, уметь высказывать своё мнение по содержанию элективного курса.
3. Сформированность гражданской позиции по отношению к государственной символике России, приобретение такого качества как толерантность и социальная компетентность.
4. Реализация интеллектуальных, творческих, исследовательских, эстетических и др. способностей детей, через выполнение разнообразных заданий по выбору учащихся.
Контроль осуществляется через защиту реферата, проекта, компьютерной презентации или иной итоговой работы по выбору учащихся по содержанию элективного курса «Государственная символика России».
Учебно-тематический план.
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Введение.
Знакомство с задачами и содержанием курса.
1
2
Государственный герб.
Что изучает наука геральдика?
Что такое герб. Составные части герба.
Знаки, эмблемы и печати на Руси.
Причины появления печати Ивана III в 1497 г.
Происхождение двуглавого орла.
Святой Георгий и Российский герб.
Эволюция герба Российского государства в XV – XVII веках.
Российский герб во времена Петра Великого до первой половины XIX века. Большой государственный герб Российской империи.
Династические гербы. Герб моей семьи.
Социалистическая государственная геральдика.
Герб современной России.
Геральдика Вятского края.
14
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
3
Государственный флаг.
Что изучает наука вексиллология?
Знамёна Древнего Рима, Западной Европы и Византии.
Стяги Древней Руси.
Появление национального флага. Знамёна Петра Великого.
Государственные флаги XVIII- н.XX в.в.
Победа красного знамени.
Возвращение трёхцветного флага.
Нужен ли нашему городу флаг? Рисуем флаг семьи.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Государственный гимн.
Что такое государственный гимн? Истоки гимнов.
Первые национальные гимны.
Гимны Древней Руси.
Первые российские гимны.
Официальный гимн Российской империи.
«Союз нерушимый».
Гимн Российской Федерации – символ страны.
Гимн города, школы, семьи.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Обобщающие занятия. Защита творческих работ по выбору учащихся.
3
ИТОГО
34
Содержание программы.
Введение (1 час)
Знакомство с задачами и содержанием курса. Изучение памятки для работы с историческими источниками. Нацеливание на выбор творческой работы.
Тема 1. Государственный герб (14 часов).
Занятие 1.Что изучает наука геральдика?
Знакомство с новой наукой – геральдикой. Книги и документы по геральдике России. Знаменитые коллекционеры-геральдисты.
Занятие 2. Что такое герб. Составные части герба.
Понятие герб. Виды и типы гербов. Формы гербового щита. Цветовая гамма. Составные части герба: шлем, нашлемник, клейноды, намёт, мантия, щитодержатель, девиз.
Занятие 3. Знаки, эмблемы и печати на Руси.
Родовые знаки Рюриковичей. Первые княжеские печати. Ефрагистика – наука о печатях.
Занятие 4. Причины появления печати Ивана III в 1497 г.
Практикум на основе 1,2,3 занятий.
Эпоха Ивана III, централизация государства – необходимость в государственном символе. Печать символ царя и государства. Работа с иллюстрациями печати 1497 года.
Занятие 5. Происхождение двуглавого орла.
Отношения России с Византией. Москва – третий Рим. Версии о появлении на Руси герба виде орла (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, И.М.Снегирёв и др.). Печать 1505 года.
Занятие 6. Святой Георгий и Российский герб.
Конный воин на древнерусских княжеских печатях. Печать Василия III. Святой Георгий Победоносец на гербе России. Герб Москвы, Киева, Новгорода.
Занятие 7. Эволюция герба Российского государства в XV – XVII веках.
Эволюция государственного герба на государственных печатях России. Печать Ивана Грозного. Скипетр. Держава. Герб в годы Смуты. Практическое занятие.
Занятие 8.Российский герб во времена Петра Великого до первой половины XIX века. Большой государственный герб Российской империи.
Указ Петра об учреждении Герольдмейстерской конторы. Изменения составных частей герба в правление Петра. Влияние внешнеполитических факторов на государственном символе Российской империи – гербе. Большой и малый государственный герб Российской империи 1882 года. Герб династии Романовых. Герб Временного правительства.
Занятие 9-10. Династические гербы. Герб моей семьи.
Герб Голицыных. Герб У.Шекспира. Дворянский герб Демидовых. Герб рода Пушкиных. Герб Строгановых. Герб графа С.С. Уварова. Практическое занятие: составление герба семьи.
Занятие 11. Социалистическая государственная геральдика.
Герб СССР 1924 года. Гербы союзных социалистических республик. Пятиконечная звезда. Конституция – основной закон государства. Основные идеи государственного герба социалистического периода истории.
Занятие 12. Герб современной России.
Составные части герба их символика. Современная интерпретация символа – двуглавого орла. Федеральный конституционный закон № 2 «О Государственном гербе Российской Федерации». Практическая работа.
Занятие 13-14. Геральдика Вятского края.
Герб Вятской губернии. Герб города Советска и Советского района. Герб школы. Обобщение по теме «Государственный герб».
Тема 2. Государственный флаг (8 часов)
Занятие 1. Что изучает наука вексиллология?
Наука вексиллология. Виды знамён: флаг, штандарт, хоругвь, вымпел, прапор, бунчук. Крепление знамён к древку.
Занятие 2. Знамёна Древнего Рима, Западной Европы и Византии.
Характеристика знамён Древнего Рима (военный значок римлян), Западной Европы (знамя-баньеры) и Византии (лабарум). Сходства и различия. Практическая работа.
Занятие 3. Стяги Древней Руси.
Западное и Византийское влияние на стяги Древней Руси. Самобытность русских стягов. Лики святых на стягах Древней Руси. Хоругвь при Дмитрии Донском. Знамёна Ивана Грозного. «Писание о зачинании знак и знамён или прапоров».
Занятие 4. Появление национального флага. Знамёна Петра Великого.
Предпосылки появления государственного (национального) знамени России. Гербовое знамя Алексея Михайловича. Знамя царя Петра Алексеевича 1700 г. Знамёна первого русского корабля «Орёл». Российский триколор. Знамёна Преображенского и Семёновского полка. Андреевский флаг. Императорский штандарт дворцовый и судовой.
Занятие 5. Государственные флаги XVIII- н.XX в.в.
Флаги времён дворцовых переворотов. Династический флаг Романовых. Изменения цветовой гаммы государственного флага Российской империи. Государственный флаг империи 1914 г. Знамя 210-го пехотного Бронницкого полка. Знамя Георгиевского батальона Практическое занятие.
Занятие 6. Победа красного знамени.
Флаг РСФСР. Флаги СССР и союзных республик. Знамёна Армии и Флота. Знамя победы. Указ президента Российской Федерации № 561 от 15.04.1996 года «О Знамени Победы».
Занятие 7. Возвращение трёхцветного флага.
Государственный флаг Российской Федерации. Президентский штандарт. 22 августа – день государственного флага. Федеральный конституционный закон № 1 «О Государственном флаге Российской Федерации»
Занятие 8. Нужен ли нашему городу флаг? Рисуем флаг семьи.
Флаг города Советска, школы, рисуем флаг семьи (кружка, молодёжного объединения и тд.). Обобщение по теме.
Тема 3. Государственный гимн (8 часов)
Занятие 1. Что такое государственный гимн? Истоки гимнов.
Гимн – торжественная, хвалебная песнь. Истоки гимнов: религиозные, светские, революционные и др. Патриотизм, вдохновлённость, глубина смысла в словах и музыке гимна.
Занятие 2. Первые национальные гимны.
Гимны стран Европы: Голландии, Англии, Франции. Гимн славян «Гей, славяне!». Межгосударственный гимн «Интернационал».
Занятие 3. Гимны Древней Руси.
Богослужебное пение Древней Руси. «Повесть временных лет» о первых славославиях на Руси. Песнь воинов.
Занятие 4. Первые российские гимны.
Музыкальное сопровождение хвалебного песнопения. Гвардейские марши времён Петра Великого. Преображенский марш. «Гром победы!» («Славься сим, Екатерина!») на слова Г.Р. Державина. «Русская песнь на взятие Варшавы» на слова В.А. Жуковского. «Коль славен наш Господь в Сионе» музыка Д.С. Бортнянского, слова М.М.Хераскова. Практическая работа.
Занятие 5. Официальный гимн Российской империи.
«Молитва русских» В.А. Жуковского – «Боже, царя храни» – русские слова, музыка английская. Новая музыка Российского гимна А.Ф.Львова. «Славься!» М.И.Глинка. «Эй, ухнем!» в обработке А.К. Глазунова. Анализ текстов.
Занятие 6. «Союз нерушимый».
«Интернационал». А.В. Александров «Гимн партии большевиков» 1939 года. 1 января 1944 г. гимн СССР на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана, музыка А.В. Александрова.
Занятие 7. Гимн Российской Федерации – символ страны.
Государственный гимн Российской Федерации. Правила поведения граждан при исполнении государственного гимна. Федеральный конституционный закон №3 «О Государственном гимне Российской Федерации». Практическая работа.
Занятие 8. Гимн города, школы, семьи.
Гимн города, школы, семьи. Обобщение по теме.
Тема 4. Обобщающие занятия. Защита творческих работ по выбору учащихся (3 часа)
Ресурсное обеспечение.
1. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.: ил.
2. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. – 136 с.: ил.
3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004. – 192 с.: ил.
4. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. – 96 с.: ил.
5. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е., Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада - фарм», 2002. – 64 с.: 58 ил.
6. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / Можейко И.В., Н.А. Сивова, Н.А.Соболева. – М.: ЦНСО, 2003. – 224 с.: ил. Диск CD – ROM.
7. Приложение к «Первое сентября» газета «История» № 2-4. 2001.
Темы творческих работ, рефератов для учащихся.
Государственный герб. Герб моей семьи.
Орёл в общемировой символике.
Эволюция флага.
Знамя Победы.
Гимн РФ.
Герб г. Советска.
Герб Кировской области.
Школьная символика.
15