Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное.Дательный падеж
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 13 города Феодосии республики Крым»
«Школа России»
Кузнецова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
Конспект открытого урока по русскому языку в 3-А классе
Тема урока: Имя существительное. Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- карточки с заданием;
- сигнальная карточка «Дательный падеж»;
- домик «Имя существительное»;
- девиз письма;
- карточки для рефлексии.
Оборудование: таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание этапа
I.Организационный момент(привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. )
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь своему соседу! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем отлично.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,Не хотят играть ребята в прятки,И недосуг дуть на корабль бумажный –Сегодня в классе урок уж больно важный!
- Хочу напомнить наш девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.
-Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
- Запишите число, классная работа.
II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
1.Орфографическая минутка
(тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля)
2. Повторение ранее изученного материала об имени существительном(систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.
III.Постановка учебной задачи
(подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.)
- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах
Мир, ива, сливы, диво.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Спишите, продолжив закономерность.
ии И иии И ии И иии- Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните орфограммы.
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха)
-Что общего у этих слов?
-Что мы уже знаем об имени существительном?
(В результате чего появляется домик)
Вот какой домик у нас получился.
- Скажите,а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках?
- Что вы знаете об именительном падеже?
- Что вы знаете о родительном падеже?
(Записываем предложения на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)
Знайте, не бывает лодк... без рек...,Праз...ника – без песн..., хлеба – без мук...,Дождика без туч...ки, розы без ш...пов,Сказок – без нач...ла, леса – без грибо....
– Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (без чего? без лодки и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Какой ещё можно задать вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные). С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10)
- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж.- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
Вспомним, что мы знаем уже о дательном падеже.
(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)
IV.Открытие новых знаний
(организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже.)
- Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и выступим в роли исследователей .- Прочитайте девиз исследователя.
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень привлекательный.
Ты березке улыбнись,
Солнышку обрадуйся,
Руку другу протяни -
Вот и замечательно!
- Во втором четверостишие найдите имена существительные и сравните их с существительными, которые вы записали. Что заметили?
березка солнышко друг Миша
березке солнышку другу Мише
- В каком падеже употреблены эти существительные?
- Какова же будет тема нашего урока?
- Запишите под диктовку словосочетания.
Улыбнись ( ?) берёзке, обрадуйся ( ?) солнышку, протяни ( ?) другу.
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных ( ученик у доски работает по алгоритму).
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)
- Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?
- Какое вспомогательное слово у дательного падежа?
- Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание.
1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
3. По улицам слона водили, как видно напоказ.
4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?
- Чему учит нас эта басня?
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь.
- Выполните эту работу самостоятельно простым карандашом.
- Объясните, какие буквы вставили и почему?
- Что еще нужно выполнить в упражнении? Прочитайте задание.
- Что нам поможет определить дательный падеж?
- Выполним это задание самостоятельно.
(2 человека у доски – по 2 предложения)
- Проверим, какие словосочетания вы выписали.
Гимнастика для глаз (Слайды 6,7)
V. Первичное закрепление
(закрепление нового знания, способов действия)
- На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже?
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже?
- Прочитайте стихотворение о дательном падеже.
- Какое еще название дательному падежу предлагает автор стихотворения?
Если б я названияПадежам давал,Я б тогда дарительнымДАТЕЛЬНЫЙ назвал!А ещё как размечтаюсь,Дед Морозом наряжаюсьИ подарки всем несу:Братику, сестричке, псу.А ещё КОМУ? ЧЕМУ?Птенчику, коню, сому,Кошке, зайцу, бегемоту,Крокодилу и слону!К паровозу тороплюсь,По земле лечу, несусь!Всем подарки развезу яИ тогда домой вернусь.
- Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен?(щедрым).
- Поработайте в парах: найдите имена существительные в дательном падеже продолжите стихотворение: подберите и запишите другие имена существительные в дательном падеже.
Работа в учебнике. Чтение правила с.47.
Физкультминутка.
1.Музыкальная физминутка.
2. Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Наклоните голову к правому плечу.
Наклоните голову к левому плечу.
Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали?
- Почему так решили?
VI.Включение знаний в систему
( организация работы с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного)
Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. (Подчеркивать орфограммы.)
- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.) - Прочитайте задание к упражнению.
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)VII. Итог урока
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?
- Чему научились?
VIII.Рефлексия
( анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков )Я узнал (а)…
Я научился (лась) …
Давайте выразим своё отношение к уроку с помощью сиквейна.
Урок
Интересный, трудный
Учит, развивает, помогает
Здорово! Спасибо всем за работу!
Урок!
IX.Выставление
оценок
X. Домашнее задание
с.47 выучить правило,упр.85,устно составить продолжение текста.
Если останется время на уроке, можно предложить детям тест.
Тест:
1.Имя существительное обозначает…
М - действие предмета
П - предмет
О - признак предмета
2.Дательный падеж отвечает на вопросы…
У - кто? что?
Л - кого? чего?
Я - кому? чему?
3.Предлоги в дательном падеже…
А - о, об
Т - к, по
Р - от, около, без
4. Это существительное стоит в дательном падеже…
О - травка
К - в лесу
Ь - по дорожке
1 2 3 4