Рабочая программа Школьная риторика 6класс
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 57» г.Оренбурга
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ №_______
От
Директор МОАУ
«СОШ № 57»
________ Т.А.Редникова СОГЛАСОВАНО:
на заседании МС
Протокол №1
от ______ РАССМОТРЕНО:
на заседании МО гуманитарного цикла
Протокол №1
от __________
Рабочая программа
по курсу «Школьная риторика»
6 г класс
Составитель:
Хохлова С.А.
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2016г
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе:
- ФК ГОС ООО;
примерной авторской программы по риторике Т.А. Ладыженской, М., 2010г.
календарного учебного графика МОАУ «СОШ №57» на 2016-2017 уч.год;
учебного плана МОАУ «СОШ №57» на 2016-2017 уч.год;
Цели и задачи обучения:
- обучение умелой, искусной речи;
- обучение умению выражать собственные мысли собственными словами.
- успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи обучения:
- сформировать представление о речевой культуре и ее роли в жизни людей;
- способствовать усвоению основных правил нормативной речи на разных уровнях;
- научить ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат, формулировать своё коммуникативное намерение, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
- освоение компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческойОбщая характеристика учебного предмета
Предлагаемый курс «Школьной риторики» в 6 классе направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практико-ориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение
эффективному общению, общающийся человек.В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
• первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что вклассической риторике называлось общей риторикой;
• второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
• первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
• вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое кМесто предмета в учебном плане
Программа «Школьная риторика» носит открытый, примерный характер. В учебном плане школы на курс школьной риторики в 6 классе отведено 32 учебных часа в год (1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ Название раздела Количество часов
Общение 2
Виды общения 2
Несловесное общение 2
Учимся слушать собеседника 2
Побеседуем 2
Учимся отвечать 2
Учимся читать 2
Речь правильная и хорошая 3
Учимся редактировать 1
Будь вежлив 2
Тексты и речевые жанры 3
Вторичные тексты 2
Рассказы 2
Спор 1
Сказки и притчи 1
Личное письмо 1
Интервью 2
Итого 32
Содержание тем учебного курса
Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения. Официальное- неофициальное общение. Классное собрание
Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться.
Учимся слушать собеседника. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания.
Побеседуем. Беседа, её особенности. Дружеская беседа.
Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец- делу венец.
Учимся читать. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.
Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.
Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.
Тексты и речевые жанры. Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
Вторичные тексты. Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
Рассказы. Автор - рассказчик - герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.Спор. Как управлять спором. Если ты - ведущий.
Сказки и притчи. Понятие о притче. Уместность ее использования.
Личное письмо. Особенности писем. Письмо-поздравление. Письмо-просьба.
Интервью. Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
Требования к уровню подготовки обучающихся учащихся
В результате изучения курса ученики должны знать:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка; нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы; объяснять значения слов.
• успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение,);• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление, письмо)
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога и диалога;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата урока
Тема урока Кол-во час Обязательный минимум содержания образования
Требования к уровню подготовки обучающихсяПримеч
1 Адресат – кто он? Содержание речи. 1 Роль языка в жизни человека и общества. Уметь осмыслить опыт изучения риторики. 2 Слово ритора меняет ход истории 1 Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли
Познакомиться с риторами Афин,уметь конспектировать лекцию учителя 3 Официальное – неофициальное общение 1 Адекватное восприятие устной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Уметь выделять и характеризовать способы общения, организация собрания. 4 Классное собрание 1 Адекватное восприятие устной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Уметь определять задачи собрания, правила этикетного поведения, приобретать опыт общения с аудиторией 5 Великая сила голоса. Учим голос «летать» 1 Слово-основная единица языка Совершенствовать речевой слух и аппарат, развивать умения использовать в соответствии с ситуацией громкостные возможности голоса, без нанесения вреда голосовым связкам, улучшать окраску, объем и плотность голоса 6 Жесты помогают общаться. 1 Расширять и углублять знания учащихся о невербальных средствах общения, формировать умения использовать жесты в соответствии с конкретными речевыми ситуациями, значение жестов 7 Слушание бывает разным. Установка на восприятие 1 Показать значение слушания информационной речи на уроке и в повседневной жизни, знакомство с видами слушания 8 Способы и приемы слушания 1 Слово-основная единица языка Знать начальные приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания 9 Беседа и ее особенности 1 Адекватное восприятие устной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Знать особенности беседы как речевого жанра, отличие ее от других диалогических форм устной речи, понятие о видах беседы 10 Дружеская беседа
1 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста Уметь определять цели беседы, виды бесед; формировать понятия хороший собеседник и хорошая беседа 11 Разные ответы. Как важно начать.
1 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста Уметь давать развернутый ответ. Знать особенности нчала ответа на вопрос. 12 Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец
1 Адекватное восприятие устной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Уметь применять различные виды ответов. 13 Учимся читать учебный текст.
1 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста Уметь читать учебный текст. Знать приемы извлечения смысла из читаемого текста. 14
Ознакомительное чтение. 1 Уметь целенаправленно применять информацию, содержащуюся в тексте. 15
Речь правильная и хорошая 1 Знать, какая речь считается правильной, уметь находить речевые ошибки. 16
Клише, штампы 1 Знать виды речевой деятельности. Уметь находить клише и штампы в речи. 17
Находки 1 Расширять знания по лексике, формировать практическим путем представления о выразительности речи, актуализация проблемы штампов и находок с риторической точки зрения 18
Редактирование изучаемых речевых жанров 1 Формировать представление о важности хорошо развитой речи. 19
Вежливое обращение
1 Уметь понимать смысл прочитанного, знать виды речевой деятельности; 20
Похвальное слово 1 Создание текстов разных стилей и жанров Развивать умение вести диалог, участвовать в беседе 21
Что значит изобретать речь. Топ определения 1 Создание текстов разных стилей и жанров Знать речевые жанры, уметь находить признаки текста 22
Разные речевые жанры. 1 Углубить знания о первичных и вторичных речевых жанрах; признаки речевых жанров; риторические изобретения, топ определения 23
Характеристика речевых жанров. 1 Создание текстов разных стилей и жанров Знать, что такое вторичные тексты. Уметь составлять такой текст. 24
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. 1 Создание текстов разных стилей и жанров Уметь составлять аннотации. 25
Предисловие. Отзыв 1 Уметь составлять письменные и устные отзывы. 26
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. 1 Создание текстов разных стилей и жанров Знать разные виды рассказов с точки зрения отношения автора к описываемым событиям 27 Выдуманные истории
1 Уметь выполнять риторический анализ. Знать особенности анализа услышанных рассказов. 28 Спор. Как управлять спором. Если ты - ведущий
1 Знать, как управлять, мини-дискуссией; отличие спора от ссоры; как следует уходить от ссоры; выбирать и формулировать тему дискуссии, определять цель спора; вести микродискуссию, произносить вступительное и заключительное слово, подготовка к вступительному слову ведущего 29 Понятие о притче. Уместность ее использования.
1 Создание текстов разных стилей и жанров Знать, что такое притча, ее особенности; научиться рассказывать притчи; уметь выводить мораль из притчи 30
Особенности писем. Письмо-поздравление. Письмо-просьба 1 Уметь составлять разные письма; познакомить с языковыми средствами писем; повторить сведения о просьбе 31
Особенности интервью.
1 Знать отличия интервью от других жанров; уметь брать интервью 32
Как подготовиться к интервью?
1 Уметь готовить интервью, уметь правильно задавать вопросы, вести диалог Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
1. Ладыженская Т.А. «Программа по риторике, 5-11 классы». -- М.: Баласс, 2010
2. «Школьная риторика. 6 класс» Под ред. Т.А. Ладыженской - М: Баласс, 2014.
3 . Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.
4. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
5. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.