Статья Юные ораторы о работе кружка МБОУ Октябрьская школа-гимназия


Юные ораторы

Начиная с 2014-2015 учебного года в МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым функционировал курс «Юный журналист» (руководитель Танашевич А.А.). Социальная значимость курса заключалась в том, что благодаря занятиям учащиеся научились работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, научились контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобрели навыки контроля над собой, стали более эрудированными и коммуникабельными людьми; повысили общий уровень культуры. Занятия проводились в различных формах: лекция, беседа, свободная творческая дискуссия, выполнение творческих заданий, выпуск стенных школьных газет, подготовка статей для публикации в газетах.Задачи изучения курса в течение двух учебных лет (2014-2015 и 2015-2016) были полностью выполнены, так как учащиеся:
расширили речевой опыт в разных речевых сферах;
овладели конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
развили умение устного и письменного выступления;
развили творческие способности;
сформировали навыки работы с информацией;
провели работу по формированию мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности.
383857582232500Плодотворная работа курса «Юный журналист» была представлена в интернет-газете Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района Республики Крым «Школяндия». Ребятам очень понравилось работать над публикациями в жанре интервью, заметки, эссе и, конечно, фото- и видеорепортажей, активисты принимали участие и в районных мероприятиях.
В 2016-2017 учебном году курс «Юный журналист» претерпел изменения в связи с возрастными потребностями его активных участников. Юные журналисты перешли в старшее звено школы, будущие выпускники стали задумываться над выбором профессии. При обсуждении отличительных особенностей профессий участники вместе с руководителем курса пришли к выводам, что важным качеством любой сферы деятельности является ораторское мастерство. Таким образом, возникла необходимость составить программу, которая может удовлетворить потребности ребят, серьезно задумывающихся над выбором своего дальнейшего пути в жизни.
Возрождение риторики как теоретической и учебной дисциплины, начавшееся во второй половине прошлого века, в России привело к разработке отечественной теории современной риторики и её становлению в качестве вузовского и школьного предмета на рубеже ХХ и ХХI вв. Риторика в старших классах школы имеет свою специфику. К 15—16 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.
На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.
Курс современной риторики даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика — единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.
Основной цель курса «Риторика» является предоставление учащимся современного риторического образования. Её основные задачи:
приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;
помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для успешной социализации компетенции.
Программа предполагает:
предоставление учащимся основ знаний о речевом общении, принципах его совершенствования, причинах и признаках успеха или неудачи;
освоение учащимися методов и способов работы над своей речью, принципов эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения;
формирование у школьников понимания реальности и важности национально-культурных различий в речевом поведении, овладение ими основными принципами и способами налаживания взаимопонимания между носителями различных национальных культур.
Приятно отметить, что у слушателей курса уже есть успехи: ребята активно принимают участие в различных мероприятиях, демонстрируя грамотность выступления, умеют точно и лаконично аргументировать свою позицию в определенной ситуации, выслушав при этом собеседника.
С уверенностью можно сказать, что слушатели курса «Риторика» МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» являются не просто одаренными детьми, интересующимися своим развитием, но и частью общества, которое активно применяет полученные знания на практике, что способствует общему повышению культурного уровня подростков.
186309020320000
Руководитель курса «Риторика»
МБОУ «Октябрьская школа-гимназия» Красногвардейского района
Республики Крым
Танашевич А.А.